«Пигмалион» в Театре им. Маяковского: бесценные сокровища человеческой души – самая большая роскошь!

Новости

«Пигмалион» в Театре им. Маяковского: бесценные сокровища человеческой души – самая большая роскошь!

«Пигмалион» в Театре им. Маяковского: бесценные сокровища человеческой души – самая большая роскошь!

10, 18 января и 5, 24 февраля на сцене Театра им. Маяковского можно увидеть один из самых популярных спектаклей многогранного театра - «Пигмалион» в постановке Леонида Хейфеца. Легендарный режиссёр представил свою интерпретацию культовой пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» 8 и 9 декабря 2017 года, постановка мгновенно стала бестселлером.

Делимся рецензией Юлии Бурулевой и фоторепортажем Веры Парамоновой и рекомендуем всем посетить прекрасный спектакль в блистательном воплощении многогранных актёров.

Сюжет  «Пигмалиона» повествует о превращении безграмотной простушки-цветочницы Элизы Дулиттл ( актриса Наталья Палагушкина) в изысканную светскую даму под чутким руководством лондонского профессора фонетики Генри Хиггинса (Игорь Костолевский), его мамы (Ольга Прокофьева)  и полковника Пикеринга (Евгений Парамонов / Анатолий Лобоцкий).  Согласно условиям заключенного с Пикерингом пари, профессор Хиггинс должен за несколько месяцев  обучить необразованную цветочницу грамотному произношению и манерам, принятым в высшем обществе, и на светском приёме суметь представить Элизу как герцогиню. Также в эти события невольно становятся вовлечены отец Элизы (Юрий Соколов), экономка Хиггинса (Людмила Иванилова), светская дама Миссис Эйнсфорд Хилл (Александр Ровенских/Татьяна Рогозина) и её дети: сын Фрэдди ( Всеволод Макаров/ Макар Запорожский) и дочь Клара ( Юлия Самойленко /Анастасия Мишина).

Благодаря сценографии художника Владимира Арефьева зрители погружаются в атмосферу чопорного Лондона, в которой превалируют эффектные красные цвета. Публика видит ретро-автомобиль, наблюдает привычный дождь туманного альбиона. В комнате профессора особое внимание  зрителей приковывает гигантский «звуколовитель», считывающий и анализирующий звуки.  В качестве фразы, тестирующей произношение, звучит предложение: «Какая сегодня хорошая погода». Эта формулировка основана на реальном научном эксперименте.

К репетициям спектакля привлекали профессора ГИТИСа Ирину Промтову, которая  работала с Натальей Палагушкиной над языком безграмотной цветочницы. Говор Элизы в первой части постановки –не выдуманный диалект, а собирательная проекция речи определённого социального слоя людей. Такую речь мы довольно часто слышим в обычной жизни.

Несмотря на то, что в России пьесу Шоу часто интерпретируют как лёгкую незамысловатую комедию или романтизируют, проводя корреляционную параллель с вечной историй Золушки, «Пигмалион» Бернарда Шоу намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Произведение с юмором, иронией и гротеском отражает общественные устои и противопоставляет разность восприятиятех или иных моральных ценностей, обнажает проблемы социального расслоения общества, нравственных ориентиров и принципов.

На пресс-показе Леонид Хейфец рассказал«Когда недавно я вновь перечитал «Пигмалион», то поразился тому, насколько пьеса современна, насколько глубоко и серьезно понимание автором, прежде всего, человека. Пьеса говорит о серьезных вещах. О человеческом достоинстве, о понимании того, что есть внешняя жизнь, которая кажется ослепительной и прекрасной, а на самом деле за этим кроется пустота. Что люди, которые изумительно изъясняются на английском, французском,  могут оказаться мерзавцами, а у тех, кто не умеет грамотно говорить, оказываются такие душевные качества, что век не найдешь».

Спектакль Хейфеца дарит как минуты весёлого беззаботного смеха, так и глубоких рассуждения на разнообразные темы.

Наталья Палагушкина со свойственной ей  энергией и буйством чувств восхитительно воплощает на сцене Элизу Дулиттл. Под виртуозным руководством Хиггинса девушка трансформируется из обаятельной нелепой простушки в изысканную великосветскую даму. Правда «Пигмалион» не учёл, что у его Галатеи есть душа и чувства. И преображения её культурного уровня,  не касаются души, которая в любом обличье прекрасна, трепетна и ранима.

Игорь Костолевский воплощает своего грубоватого профессора обаятельным человеком. Несмотря на хамские манеры, Элизе симпатизирует его трогательность, а в некоторых бытовых аспектах -  беззащитность. Но девушка не в силах понять и принять равнодушие и чёрствость Хиггинса, его пренебрежительное отношение к окружающим, многих из которых он расценивает лишь как инструмент для научных открытий.  Одна из реплик Хиггинса: «Мы бы никогда ничего не сделали, если б понимали, что делаем».

Аристократичен, элегантен и благороден Анатолий Лобоцкий в роли Пикеринга. Во многом именно его учтивость, в противовес грубости Хиггинса, мотивирует Элизу учиться. Как в одном из монологов говорит сама Элиза: «Разница между леди и цветочницей не только в умении говорить, одеваться и вести себя, а в том, как к ним относятся окружающие!» Пикеринг всегда обращался к Элизе не иначе как «Мисс Дулиттл!»

К девушке с невероятным теплом отнеслась и мать Хиггинса, в неподражаемом воплощении Ольги Прокофьевой. Миссис Хиггинс является в хорошем смысле эталоном  благовоспитанной дамы, в которой гармонично сочетается внешняя культура и внутренняя доброта. Очарователен, наивен и порывист влюблённый Фрэдди, предусмотрительна и умна горничная Хиггинса.

Каждый из героев вносит свой уникальный колорит во всё действие.

В спектакле остроумно «продёрнуты» банальные светские беседы, фальшивые улыбки и неискренние рукопожатия, а ещё пренебрежение и снисхождение богатых к бедным.

Да, не все могут правильно говорить, грамотно формулировать мысли и чётко ставить ударения в словах, владеют нормами и правилами этикета, но, в сущности,  целостность и глубина Личности определяется совсем не этим.

Человек, облачённый в лохмотья, не имеющий светского титула, может обладать гораздо более тонкой и чуткой душевной организацией, чем те, кого природа наделила благородным происхождением и богатым капиталом.

За внешним блеском фасада богатых и знаменитых часто скрыта насквозь прогнившая душа, напрочь лишённая каких-либо моральных устоев.

И напротив,  в душе безграмотной оборванки можно найти целый клад добра и справедливости, которые не в силах сломить даже «лапы буржуазной морали».

Что будет с Элизой потом? Останется она в доме своего «Пигмалиона»? Или выйдет замуж за влюблённого в неё Фрэдди? А может быть, станет учительницей и будет преподавать юным девушкам ту же науку, которой её в совершенстве обучил Хиггинс? Финал спектакля, как и пьесы Шоу, открыт. Каждый зритель сам волен интерпретировать дальнейшую судьбу героини, сквозь призму своего восприятия и фантазии.

Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», написанная в 1912 году, является одним из самых известных произведений не только этого автора, но и, в целом, 20 века, а теперь уже и 21 – ведь оно не утрачивает своей актуальности по сей день!

Едва ли найдётся человек, которого спектакль «Пигмалион» оставит равнодушным. Оригинальная пьеса в блистательном исполнении прекрасных актёров и вдохновенной инсценировке постановщиков трансформирована в эмоциональный, глубокий спектакль, то безудержно смешной, то грустный, насыщенный жизненными наблюдениями, обаятельными персонажами, острыми репризами и всегда актуальными вопросами!

Неслучайно говорят, что красота и простота спасут мир! В данном случае, конечно, подразумевается отнюдь не сияние  богемных брендов, модных кутюрье, пафосных светских дам и джентльменов (которых в 21 веке стали вдруг именовать «львицами» и «львами»).  Речь идёт о красоте человеческой души!  Во все времена, независимо от географии жительства, политического строя и социального положения, именно душа - искренность, открытость, милосердие, и есть самая большая роскошь!

 

Автор: Бурулева Юлия

Фотограф: Парамонова Вера

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь