Задолго до сегодняшних дней, когда кинорынок перенасыщен супергеройскими лентами, молодой, но находившийся в свои лучшие творческие года М. Найт Шьямалан, после успешного «Шестого чувства», в 2000 году выпустил «Неуязвимого» - лучшую картину в своей карьере, представляющую из себя и по сей день один из самых оригинальных и неординарных взглядов на супергеройский жанр в целом. В то время этот жанр не был настолько популярен, а супергерои хоть частенько и посещали большие экраны, но это случалось не часто и не приковывало к себе столько внимания.
Сегодня каждая студия хочет собственную конкурентоспособную Киновсленную со своими супергероями, но в начале нулевых о подобном никто и мечтать не мог, кроме, на тот момент, восходящего и подающего большие надежды М. Найт Шьямалана. По его задумке, «Неуязвимый» должен был задать мощный старт для трилогии, но, к сожалению, несмотря на все усилия и непосредственно положительную реакцию общественности на фильм, принести прибыль студии ему так и не удалось. С тех пор много воды утекло. Шьямалан успел зарекомендовать себя как один из самых противоречивых режиссёров на всю историю.
Эта репутация закрыла режиссёру дорогу к крупнобюджетным проектам. Но всё изменилось несколько лет назад, когда Шьямалан выпустил «Визит» и отчасти странный, но от того не ставший менее крутым «Сплит» - очень напряжённый и смелый супергеройский фильм, выстреливший в мировом бокс-офисе так сильно, что о режиссёре снова заговорили, а когда-то утраченное доверие вернулось. Шьямалан очень оригинальным путем вернулся к своей давней мечте, незаметно для всего мира сделав спин-офф «Неуязвимого».
И вот, задуманная когда-то давным-давно режиссёром трилогия о супергероях живущих среди нас, наконец-то случилась. И если «Неуязвимый» - это своего рода классика супергеройского жанра, а «Сплит» неплохое дополнение к первому фильму, то «Стекло» - это апофеоз двух совершенно разных картин, находящихся в одной киновсленной. К превеликому сожалению, чуда не случилось и у Шьямалана не удалось провернуть диффузию со своими картинами, от чего «Стекло» на выходе не получилось самой сильной лентой трилогии.
Проблема заключается в сюжете. «Неуязвимый» опирался на все штампы и клише комиксов, но он очень ловко и умело обыгрывал их, благодаря чему фильму удалось сделать типичное рождение героя невероятно оригинальным. «Стекло» делает всё немножко наоборот. В первом акте режиссёр говорит зрителям, что по факту за 19 то лет со времён первой картины ничего особо то и не изменилось. Дэвид Данн (Брюс Уиллис), ныне постаревший, но всё ещё оставшийся неуязвимым героем, продолжает карать людей за их грехи и следить за спокойствием в городе. Изменилось лишь его взаимоотношение с сыном Джозефом, который не просто знает супергеройскую тайну отца, но теперь и стал полноправным членом команды, а именно - клишированным голосом в наушнике, отслеживающим перемещение своего отца через систему навигации, прослушивающим полицейские переговоры и дающим советы Дэвиду. Чуть хуже дела обстоят с личностями Кевина (Джеймс МакКэвой), поскольку первые двадцать минут обесценивают «Сплит», ведь его главный антагонист продолжает похищать девушек и скармливать их Зверю.

Проблема в том, что Кевин превращается в типичного сумасшедшего маньяка, перестав напоминать мощного суперзлодея, которому смог бы дать отпор только Дэвид Данн. Между этими персонажами столько лет и их первая встреча обязана была стать чем-то грандиозным, но, увы, ничего этого нет. Первая потасовка Дэвида и Кевина никаких эмоций не вызывает. Да и нужна была их встреча только ради того, чтобы запихнуть двух героев в одну психиатрическую клинику, в которой уже 19 лет сидит Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон). Классическая схема, работающая как часы. Шьямалан просто сводит всех персонажей своих фильмов в одно место и по своей задумке в нём должно было начаться неизмеримо увлекательное действие, наполненное динамикой, хитросплетениями сюжета, неожиданными поворотами и эмоционально сильным финалом.
А теперь стоит вспомнить, кто такой М. Найт Шьямалан. Достаточно напомнить себе, как он прописывает диалоги, а самое главное, сколько логики в происходящее он вписывает. Вот и получается, что «Стекло» - это апогей амбиций режиссёра. Однако, подвели в этом раз Шьямалана не собственные силы, а его личная любовь к персонажам, созданными им. И выливается эта любовь не в ту сторону, в которую должна была бы.
Как стало известно из «Неуязвимого», Мистер Стекло - невероятно умный злодей, Дэвид Данн - его антипод, герой. А уже из «Сплита» зрители узнали о личностях Кевина, из-за которых сложно отнести персонажа к добрякам или злодеям. Скорее всего он где-то между, всё зависит от того, какая именно личность берёт свет в конкретный момент. И хоть структурно «Стекло» и является противостоянием добра со злом, как и положено супергеройскому жанру, но в определённый момент Шьямалан начинает грести всех под одну гребенку, расставляя акценты на других вещах, из-за чего Мистер Стекло становится не таким уж и ужасным человеком, даже несмотря на теракты, совершенные им. Он просто становится таким же не принимаемым обществом изгоем, как Дэвид и Кевин.
У «Стекла» напрочь отсутствует хоть как какая-то логика. Это не было бы особой проблемой, так как условности жанра всегда будут присутствовать, но отчетливо видно, что целью Шьямалана было сделать неординарно умную картину. Фильм очень прост, в нём нет ничего глубоко, он не представляет из себя какое-то высказывание на определённую тему. Самое забавное, что штампы супергеройского жанра в «Стекле» выглядят достаточно свежо и эмоционально. У Шьямалана хватает знаний, чтобы прекрасно понимать, как работает этот жанр и как грамотно преподносить его.
«Стекло» очень хрупкая картина, раскалывающаяся у зрителя буквально на глазах с каждой сценой. У ленты есть очень интересная особенность. В«Стекло» вошли ранее неиспользованные сцены из «Неуязвимого», каждая из которых выглядит просто фантастически. Это очень забавно, когда вроде бы в сцене флэшбэка с молодым Брюсом Уиллисом ничего не происходит, но эмоций она вызывает гораздо больше, чем все новые отснятые сцены «Стекла».
Если спустя 19 лет «Неуязвимый» до сих пор остаётся неординарным и оригинальным супергеройским фильмом, то «Стекло» по сравнению с ним примитивен. Но у картины чувствуется колоссальный потенциал, не раскрытый до конца. «Стекло» - это романтизирующий злодеев и наполненный классическими приёмами фильм, оставляющий после себя осознание того, что завершение такой необычной трилогии можно получиться на порядок сильнее, эмоциональнее и целостнее.
«Злодеи живут среди нас. Герои живут внутри нас»
Оценка: 6 из 10
«Стекло» - в российском прокате с 17 января
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ