Все мы с детства усвоили постулат, что Вселенная безгранична, но только с возрастом начинаем в полной мере осознавать, что существует субстанция более безграничная и многогранная - это человеческая Личность. Каждый из нас - уникальная Галактика, непредсказуемая, непостижимая и неоткрытая, но её можно и нужно исследовать и изучать, открывать и постигать.
Только очень важно понимать, что все открытия относительны, ведь они совершаются конкретной личностью и отражают её индивидуальную трактовку. Абсолютные величины, пожалуй, только Жизнь и Смерть, и то это вопрос довольно спорный. Как тонко заметил Евгений Евтушенко: «Мне совсем умереть не под силу…»
Четыре года назад мы рассказывали о премьере этой потрясающей постановки, с рецензией можно познакомиться по ссылке: «Вновь шаром воздушным в небо улетит моё вчера», - моноспектакль Марка Тишмана «Лица: эффект отсутствия»- https://worldpodium.ru/news/vnov-sharom-vozdushnym-v-nebo-uletit-moyo-vchera-monospektakl-marka-tishmana-lica-effekt
За четыре года каждый из нас очень сильно изменился. Не в том контексте, что сегодня мы отличаемся от себя вчерашних, это процесс естественный и логичный: все мы взрослеем, набираемся жизненного опыта. А в том смысле, что за эти годы у многих из нас трансформировался фокус жизненных приоритетов и векторов - пандемия коронавируса, социально-политическая ситуация в отношениях России и Украины в большей или меньшей степени затрагивают каждого - в эти дни все мы проходим тест на человечность. Есть вещи, на которые мы не можем повлиять, но в силах каждого из нас не множить агрессию и ярость, сохранять верность незыблемым нравственным нормам: в безудержном грохоте-ритме века каждый из нас может и должен оставаться Человеком.
Автор идеи и главный герой - Марк Тишман, автор текстов - Люба Стрижак, режиссёр - Артем Голубев, продюсер - Инна Ганс. Спектакль проходит по аккомпанемент музыкантов - Сергея Хащевского, Игоря Бабко, Василия Зубкова, Константина Солдатова.
Любимые миллионами символы эпохи Евгений Евтушенко, Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Андрей Вознесенский, Мэрилин Монро, Энди Уорхол, Чарли Чаплин… И наши современники и предшественники, среди которых поэт, прозаик, эссеист и журналист Мария Степанова, драматург Люба Стрижак, которая является автором текстов в спектакле, бабушка Марка Тишмана, которую Советская армия освободила из фашистского Гетто, сам Марк, а также среднестатистический житель мегаполиса и типичный представитель поколения миллениалов…
У всех них гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд: несмотря на различия национальностей, эпох, полов, социальных категорий и профессий все герои спектакля - люди со своими победами и поражениями, сомнениям и страданиями, мечтами и разочарованиями.
В каждом из этих персонажей, блуждающих по затейливым лабиринтам судьбы, можно узнать себя: все мы постоянно открываем и постигаем этот мир и стремимся обрести призрачное счастье.
Лаконичная сценография контрастных чёрно-белых цветов подчёркивает непрерывную борьбу тёмного и светлого в человеке и неотделимость одного от другого.
Важным элементом сценографии является рейл для одежды, на котором висят неприметные чёрные пальто. Этот рейл - тонкая аллюзия к матрице вечности и бессмертию душ, которое не доказано научно, но вера в которое помогает нам на Земле оставаться людьми и не забывать о незыблемых истинах.
Даже многочисленные микрофоны являются частью сценографии и располагаются в разных плоскостях - не только лиц великое множество на планете, но и голосов.
Примеряя на себя такие разные лица и характеры, Марк ни в коем случае не пародирует никого из героев. Во время участия Марка Тишмана в популярных телевизионных шоу «Один в один», «Повтори», «Маска» многомиллионная аудитория телезрителей видела, что благодаря филигранному владению голосом, мимикой лица, пластикой тела этот артист способен органично перевоплотиться во многих личностей. Но в спектакле «Лица: эффект отсутствия» сложные костюмы и пластический грим были бы лишними деталями, отвлекающими внимание от глубины содержания.
Всех героев Марк транспонирует на себя, ведя диалог от первого лица и рассказывая историю этих людей сквозь призму своей личности.
У него блестяще получается балансировать по этой хрупкой грани - в тех или иных интонациях, например, мы узнаём Людмилу Марковну Гурченко или слышим специфический смех Любы Стрижак, но это не пародия, а проекция этих людей, личности которых так изящно и искусно переплелись в единое действие.
Например, в посвящении Евгению Евтушенко Марк размышляет о хрупкости и призрачности жизни и неумолимой смерти: поэт мечтал "клевера сладинку на губах застывших уберечь" и хотел обрести "малую слабинку - всё-таки совсем не умереть". И у него это получилось: его стихи продолжают жить и звучать!
В истории из жизни Марии Степановой Марк пофилософствовал об удивительных и парадоксальных свойствах человеческой памяти.
От лица Юрия Никулина поделился забавной историей, которая во время войны спасла жизнь юному солдату и его фронтовым товарищам. «Интересно, а сколько же я добавил себе лет жизни благодаря тому, что много смеялся?» - Юрий Никулин.
Квинтэссенция милосердия и сочувствия была сформулирована устами ребёнка Великой Отечественной войны Тамары Ивановны Джопоридзе, которая вспомнила, как, будучи маленькой девочкой, угощала пленных немцев и даже к врагу, чьи соратники убили на фронте её отца, испытывала чувство эмпатии. Как же многим из нас сейчас не хватает этого чувства сострадания…
Резонирует в самое сердце, а сейчас звучит как никогда остро, трогательная и пронзительна история бабушки Марка, Анны Исаевны Шухман.
Всю её семью убили фашисты - 12-летняя девочка оказалась в фашистском гетто, откуда её освободила Советская армия. Пройдя через адское пекло «лагеря смерти», Анна Исаевна смогла выжить, переехала в Россию, выучила русский язык, стала учительницей французского языка, посвятила себя семье, дочке и внукам, которым никогда не рассказывала о трагедии гетто. Анна Исаевна не хотела, чтобы дети знали, какой ужас может происходить на Земле. Она мечтала, чтобы её дочь и внуки любили жизнь и знали, какая это привилегия - остаться в живых!
Благодаря таким бабушкам и Марк с братом Михаилом, и миллионы других людей, выросли порядочными личностями, которые знают, что такое незыблемая связь поколений.
И эта тема затронута в спектакле очень тонко и точно: на примере ещё одной героини «Лиц», автора сценария Любы Стрижак, раскрывается глубокая тема родителей и детей. Здесь сформулирован очень важный постулат - тот неоплатный долг за безусловную любовь и жизнь, которую родители подарили детям, дети могут вернуть только следующему поколению, ведь ко времени нельзя повернуться спиной. Однако, устремляя взор в будущее, ни в коем случае нельзя забывать свою историю. Иначе рано или поздно сработает негласный закон: «Предав память об одной войне, нужно готовиться к следующей».
Звучит в спектакле и монолог «Неизвестного солдата» - гимн человеческой жизни, самой хрупкой и самой высшей ценности на Земле. Справедливо, что именно «Неизвестному солдату», который, как и 30% новобранцев, погиб в первом же бою, но навсегда остался в истории, стоит больше всего памятников на Земле.
Великие актрисы и потрясающие женщины двадцатого века, которые стали неотъемлемым символом своей эпохи, Людмила Гурченко и Мэрилин Монро, тоже являются героинями «Лиц».
«Я пришла сюда не для того, чтобы молчать!» - в спектакле звучит первая фраза, произнесённая на киноэкране Людмилой Марковной, делится Марк и последними записями из её дневника.
А трагическую историю прекрасной Мэрилин Марк рассказывает проникновенным стихотворением поэта Андрея Вознесенского «Монолог Мэрилин Монро», которое написано спустя год после смерти актрисы: «Невыносимо прожить, не думая, невыносимее — углубиться…»
Анализируя творчество Андрея Вознесенского, литературные критики в качестве главных тем его стихов выделяли любовь к женщине и собственное достоинство. Сам же Андрей Вознесенский главным кредо своих стихов считал «Милость к павшему и любовь к неближнему!»
Одно из «Лиц» спектакля - 35-летний среднестатистический офисный клерк, успешный в бизнесе, но одинокий в реальной жизни. Как и многие представители современности, герой пытается заместить дефицит реального общения виртуальной реальностью, но смелости сделать решающий шаг из комфортной социальной сети в настоящую жизнь у него не хватает.
Парадоксально, но факт: король поп-культуры Энди Уорхол, ушедший из жизни 35 лет назад и не заставший динамику современного мира, поглощённого интернет-технологиями, но потерявшего из-за этой глобализации многие вещи, оказался пророком, который предрёк некоторые факты в развитии нашей цивилизации.
Например, Энди предсказал, что настанет момент, когда у каждого будет возможность получить свои 15 минут славы, а также он тонко и точно заметил, что человечество поглотят идеи равенства и стандартизации, что мы в какой-то степени станем рабами бездушного искусственного интеллекта, у которого нет чувств и эмоций.
«Никто никому не равен: все разные, но не равные!»- утверждал Энди. Как же он оказался прав: «Для того, чтобы что-то получить, обязательно нужно что-то отдать!» Главное, чтобы этим чем-то не стала честь, память, достоинство и милосердие.
Завершает потрясающий спектакль «Лица: эффект отсутствия» письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине, многие цитаты из которого стали фразеологизмами, как например:
«Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги»;
"Знай, что самый огромный бриллиант — это солнце. К счастью, оно сверкает для всех";
«Твоё обнажённое тело должно принадлежать только тому, кто полюбит твою обнажённую душу!»;
"Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты".
Как недавно написал Марк в социальной сети, символично, что премьера этой постановки в 2018 года состоялась в День рождения Чарли Чаплина. Что это, если не благословение свыше?
Спектакль «Лица: эффект отсутствия» представляет собой целостное театральное действие, в котором гармонично и органично сочетаются музыка, поэзия и потрясающее актёрское мастерство, сценическое действие искусно синхронизируется со световой и звуковой партитурой, детально продуманным видеорядом.
Марк Тишман - один из самых талантливых российских авторов-исполнителей, каждая песня которого - романтичное откровение и аллегоричное размышление. В «Лица: эффект отсутствия», словно узор в изящное кружево, интегрированы как музыкальные композиции, автором которых является Марк, так и песни, которые логично отражают драматургию действия.
«Мельницы моей души» - баллада о быстротечности времени и бренности жизни, «Навигаторы» - динамичный манифест современной реальности, «Моя актриса» - посвящение женщинам творческих профессий…
В блоке о Людмиле Гурченко артист исполняет композицию «Мария», на которую Людмилу Марковну вдохновила реальная история - телевизионная новость, где судили матроса, не побоявшегося прокричать о своей любви на весь мир с помощью сигнала радара. Музыку на эту песню актриса написала в те годы, когда её совсем не приглашали сниматься…
Легендарная песня из кинофильма «Бумбараш» «Журавль по небу летит» в восхитительном исполнении Марка является торжеством жизни, молодости и гуманизма.
Заключительным аккордом спектакля является композиция «Лица», которая написана незадолго до премьеры постановки и которая опередила своё время, став не менее пророческой, чем высказывания Энди Уорхола.
В песне «Лица» есть строчки:
«Я умею любить,
Я не могу ненавидеть,
Я смотрю в ваши лица,
Я умею их видеть:
ты не самый счастливый, ты не самый крутой,
Но вот твоё лицо - ты самый живой.
Когда закроют все банки,
Когда вырубят интернет,
Когда закончится нефть,
Когда выключат свет,
Когда исчезнут все фото из инстаграма,
Нас перестанут делить по городам и странам,
Когда не станет никто никуда торопиться,
Мир откроет свою историю на последней странице:
Там не будет слов - там будут лица...»
Марк Тишман - артист, который никогда не стоит на месте - он всегда ищет и находит, постигает этот мир и самого себя, открывая новые горизонты и грани не только в окружающих, но и в своей личности! Благодаря таким людям, которые являются катализаторами для прогресса, воображение многих выходит на иной уверень и стремится к бесконечности.
Вместе с героями спектакля «Лица: эффект отсутствия», филигранно воплощёнными Марком Тишманом, публика отправится в путешествие по безграничным мирам воображения, а, если оно позволит, прогуляется по таинственным лабиринтам своего собственного подсознания.
«Этому спектаклю четыре года, он меняется со временем, что-то главное остаётся. Я уверен, что каждый зритель приходит сюда со своим ожиданием, своим запросом, со своей проблемой, радостью, со своей жизнью, своей судьбой. Но я точно знаю, что за все четыре года ещё никогда наши судьбы не были настолько одной. Я уверен, что каждый из нас мечтает только об одном - о Мире!»
«Главная рифма боли у нас любовь!» - строчка одной из новых песен Марка Тишмана, которая называется «Моя грустная Родина». Спасибо Марку Тишману за любовь к человечеству, в целом, и к каждому человеку, в частности, за верность Родине и незыблемым моральным нормам.
Такие спектакли как «Лица: эффект отсутствия» дарят нам уникальную возможность путешествовать по галактикам Вселенной, выходить на новые Орбиты в познании себя и в постижении мира. Хочется верить, что в "калейдоскопе" личностных качеств каждого из нас рано или поздно начнут преобладать положительные черты, которые сеют и приумножают разумное, доброе и вечное, зеркально излучают свет и транспонируют в мир, где человек человеку друг, товарищ и брат, милосердие, гуманизм и гармонию!
В живой энергии Лиц и Личностей постигала множество смыслов Бурулева Юлия
Фотографии предоставлены организаторами
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.