Алексей Небыков: «Я привычно пишу сразу несколько произведений: сейчас, например, рассказ, роман и пьесу».

Новости

Алексей Небыков: «Я привычно пишу сразу несколько произведений: сейчас, например, рассказ, роман и пьесу».

Алексей Небыков: «Я привычно пишу сразу несколько произведений: сейчас, например, рассказ, роман и пьесу».

В 2024 году в издательстве «Вече» вышел сборник малой прозы Алексея Небыкова «Черный хлеб доро́г. Русский хтонический рассказ». Книга была отмечена известными литературными критиками, широко встречена книжными блогерами, номинирована на премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», а еще принесла автору финал заметной Литературной премии «Гипертекст» им. А. Чаковского. Беседуем с писателем, главным редактором портала «Печорин.нет» Алексеем Небыковым о книге, творчестве, просветительской деятельности, альпинизме и жизни в целом.

Алексей, в этом году у вас вышла книга рассказов «Черный хлеб доро́г». Расскажите о сборнике, о чем он, для кого?

- В мою книгу вошли рассказы, написанные в период с 2019 по 2023 годы. Некоторые из них публиковались прежде в литературных журналах, но есть в книге и совсем новые произведения. Я пишу о жизни и смерти, о поиске призвания, своего пути, а также о системной природе человека, о том, что он не является владыкой мироздания, а представляет собой лишь часть его. В книге читатель найдет и антиутопии, и притчи-иносказания, и метафизические истории, и детективные рассказы, и даже один фантастический, а еще целый каскад русских хтонических рассказов, где потусторонний мир поднимается во весь рост и влияет на судьбы, планы и поступки людей.

Если говорить о художественном методе, то свои рассказы я развертываю через оптику страшных историй. Страх есть самое древнее из человеческих чувств, а страх неведомого, непознанного сильнее всего пробирает человека. Что касается аудитории книги, то я бы охарактеризовал своего читателя, как человека неравнодушного, думающего, ищущего не развлечения, а пищи и обогащения для ума, привыкшего возвращаться к серьезным книгам, чтобы раз за разом на различных этапах собственной жизни черпать что-то важное из них.

Вас называют «русским Стивеном Кингом». В чем конкретно проявляется эта схожесть: стиль, глубина смыслов, писательская харизма?

- Я думаю, все дело в страхе, в способности погрузить читателя в атмосферу ужаса. Хотя страх в моем случае лишь прием, способ донести некие вечные смыслы, истины, побудить читателя задуматься, проникнуться, оглянуться вокруг себя. А еще в удаче найти яркий сюжет и создать ощутимый художественный мир, видимо представить его – до озираний по сторонам после прочтения, до слез и переживаний, до некой личной проникновенности.

Вы пишете в жанре рассказа. Говорить на вечные темы в прозе сложнее в малой форме, чем в крупной, романной?

- Я привычно пишу сразу несколько произведений: сейчас, например, рассказ, роман и пьесу. Иногда такая вариативность связана с усталостью от материала или, наоборот, с необходимость для создания произведения – большой массив сочинений изучить. На что может уйти немало времени. Так, если я пишу,  о предательстве предположим, я должен все основные произведения и классиков, и заметных современных авторов изучить, чтобы сказать что-то свое, отличное или совсем высказаться уже по иному поводу. Бывает и так. А писатель должен ежедневно писать, иначе теряется некая связь с цифровым пером, требуется больше времени на раскачку. Поэтому часто рассказы завершаешь быстрее, чем произведения крупной формы.

В отзывах на вашу книгу пишут, что, читая «Черный хлеб доро́г», хочется остановиться, задуматься, прислушаться к словам автора, – так и было задумано, или это читатель себе фантазирует?

- Смею надеяться, что произведения мои, в первую очередь, смысловые, содержательные, а во вторую – сюжетные и развлекательные. Поэтому такие отклики – закономерны. Причем рассказы у меня разнообразные и очень по-своему откликаются у читателей: кому-то ближе небольшие об одиночестве зарисовки, кому-то произведения о жертвенности во имя любви, другим понятнее тексты-размышления о будущем человечества, о традиционных ценностях и простых истинах. Некоторые читатели находят способы считывать новые смыслы в произведения, удивительные даже для самого меня.

Писатель Андрей Рубанов в отзыве на обороте сборника «Черный хлеб доро́г» написал, что «В лучших местах книги Андрей Платонов встречает Стивена Кинга». О Кинге мы поговорили, а в чем сходство с Платоновым, одним из крупнейших представителей литературы XX века?

- Полагаю, все дело в языке. Про прозу Платонова писали, что его произведениями можно наслаждаться и на уровне языка, и на уровне неизъяснимой сложности содержания. У Андрея Платонова уникальный и своеобразный язык, интересный и обогащённый смыслами стиль. С помощью средств языка писатель прибегал к приёму остранения: выводил читателя из привычного «автоматизма восприятия». Экспериментировал со словообразованием: использовал конструкции с неправильным синтаксисом, заменял конкретное слово обобщающим, любил языковую избыточность (плеоназмы). В похожем ключе стараюсь работать и я: формирую особый строй предложений, использую непривычные постановки слов, подбираю редкие слова, создаю и собственные неологизмы. Например, такие: «Обужин» – одновременные обед и ужин; «Моноторит» – об идущем дожде; «Закричитала» – соединение крика и причитаний в едином глаголе.

В такой работе появляется особая в тексте глубина, а читатель подключается к сотворчеству, хотя от редакторов каждый раз сильно достается, вычеркивать подобные вещи они пытаются нещадно. На начальных порах вынужден был, конечно, с ними соглашаться – ставить скучные в публикациях слова вместо неизвестных. Но теперь все же стараюсь авторскую редакцию сохранить, в том числе и особую, необычную пунктуацию, важную для пауз в тексте и внутренних смыслов.

В своем блоге вы пишете, что «название произведения, книги должно возбуждать интерес к прочтению, может быть и закодированным, интригующе-непонятным, давать ключ, настроение, краску читателю». Это наше кликабельное время «выдает» такую формулу или вековые традиции литературы? Как появилось название вашей книги «Черный хлеб доро́г»?

- Здесь и традиции, конечно, и наше перегруженное информацией время. Приведу недавний пример. Месяц назад закончился конкурс в мою редакторскую серию произведений малой формы «Время прозы» в издательстве «Вече». Мы отобрали 28 авторов,  и будем выпускать отличную книгу. Тема нашего сборника – маяки. И каждый десятый присланный на конкурс рассказ назывался «Маяки». Авторы просто брали и использовали первое пришедшее в голову название. И представьте, как бы выглядело оглавление такой книги? Если бы мы каждого десятого в сборник взяли…

Есть несколько ключевых в любом произведении вещей. Среди них название занимает важную роль. Лучше всего, чтобы оно передавало некую общую идею книги или сборника. И, конечно, автору стоит серьезно подумать над заглавием своего произведения, чтобы с первых секунд читатель подключался к тексту. Что касается названия книги «Черный хлеб доро́г», то оно сразу по двум критериям выбивается из правил.  Во-первых, не принято на обложке указывать ударение, мол, это не только непривычный для книги знак, но и сбивает ее поиск, классификацию в магазинах. Собственно, я принципиально ставил на обложке ударение, чтобы избежать ненужного ухода в ассоциации с дороговизной хлеба, а что касается поиска и расстановки в магазинах, то для этого используется не название, а авторский знак (первая буква фамилии и номер), в моем случае «Н-39», а цифровые поиски выдают мою книгу при любом написании слов названия или по цифровому номеру книги. Во-вторых, сборники принято называть по имени одного из рассказов в книге. А в моем сборнике рассказа «Черный хлеб доро́г» нет. И это тоже отход от обычая, что делает книгу интереснее, так как прочитывая все рассказы читатель еще размышляет отдельно над названием, встраивает его в общий художественный строй и опять соучаствует в творчестве. В моем названии используется строка из стихотворения Бориса Поплавского, поэта непростой судьбы, стеснённых и отчаянных обстоятельств, невероятно талантливого и одарённого, «рано сразу ударившийся мордой об лёд жизни», как он сам напишет о себе. Есть в его поэзии некая сила отчаяния жить, обрести себя, ощущение несправедливости жизни и при том некоторое бесстрашие, с которым новые неодолимые препятствия встречаются. Отчасти эта нота звучит и в судьбах моих героев, а еще касается многих моих коллег-литераторов, которые всеми силами ищут признания, но не находят способов действительной реализации.

28 мая в Москве на сцене Музыкального театра «Геликон-опера» прошла премьера хоррор-оперы «Ждана» Алины Небыковой по мотивам одноименного произведения из книги «Черный хлеб доро́г». По словам Алины, она «преобразовала фантастический текст, в котором каждый абзац является шедевральным, в звук». А вам понравилось это «преобразование»?

- Безусловно. Алина – один из самых таланливых современных академических композиторов. Благодаря ее завораживающей музыке произведение мое продолжает жить не только в слове, но и в музыке.  Кроме того, Алина имела возможность познакомиться с черновиками, изначальным замыслом и другими неизвестными никому деталями, связанными с созданием рассказа «Ждана», поэтому ее творческое понимание текста представляется мне наиболее глубоким, точным и знающим. Вообще для автора большое счастье видеть свои произведения в произведениях других видов искусства – иллюстрации, музыка, танец и т.д. Все это дает иные прочтения, смыслы и новых читателей. Ну а мне особенно повезло. Я знаю многих заметных современных авторов, но никому из не них не довелось услышать по мотивам своих произведений оперу.

Вы основатель и главный редактор портала «Печорин.нет», главный редактор серии «Время прозы» в издательстве «Вече», автор литературных журналов «Роман-газета», «Нева», «Москва», «Аврора», «Литературной газеты» и других изданий. Эта «многостаночность» от желания донести до читателя «слово» или от простого трудолюбия?

- В отношении публикации в наших легендарных литературных журналах не вижу ничего предосудительного. Любой автор серьезной прозы стремится опубликоваться в изданиях, где печатались Есенин, Горький, Бунин, Шолохов, Булгаков и многие другие наши классики. Собственно, так и собирается изначальная творческая биография – конкурсы, публикации, творческие семинары. Но кроме своей писательской деятельности мне всегда нравилось вести и другие таланты за собой, находить и рассказывать про лучшие на литературном поле проекты, подсказывать и промотивировать авторов. Так появился портал «Печорин.нет» – первый агрегатор литературных возможностей для писателей. Сложилась команда литературных критиков, которых сегодня уже 44 человека и которым любой автор может показать свое произведение, чтобы получить отклик, тональность которого зависит только от качества текста. В издательстве «Вече» мы запускаем в этом году редакторскую серию «Время прозы», для которой я буду отбирать лучших авторов и замечательные тексты, созвучные традициям нашей великой русской литературы.

Вы – лауреат и финалист литературных премий, в том числе «Справедливой России» (2023), имени Фазиля Искандера (2018, 2023), имени Александра Чаковского («Гипертекст», 2022, 2023). Все эти премии – это «мерило успеха», «зарабатывание денег» или что-то другое для вас лично?

- Литературные премия – важная часть творческой биографии автора. Это некий профессиональный фильтр, который говорит другим участникам литературного процесса о способностях писателя. Сегодня, когда вы приносите книгу к издателю, первое, на что он смотрит, – победы или финалы в заметных премиях, публикации в известных журналах, социальные сети и аудитория. И только затем читаются синопсис и сам текст. Кроме того, премия – это и новые знакомства, и публикации, и ссылки в медиа, и упоминаемость вашего имени в СМИ. А иногда и просто стимул для написания произведений – у конкурсов есть сроки окончания приема заявок, потому садишься и пишешь, завершая работу в нужно время.

Вы являетесь членом Федерации альпинизма России и организовали целый ряд творческих экспедиций в горы: Килиманджаро (2019), Эльбрус (2021, 2023), Пик Раздельная (2022), Пик Ленина (2023), Казбек (2024). Почему альпинизм и как это связано с творчеством?

- Роман «Герой нашего времени» – одно из самых сильных моих читательских потрясений. Мне всю жизнь хотелось иметь некую сопричастность к этому произведению, к герою Лермонтова Печорину. Эта привязанность реализовалась со временем в литературном портале «Печорин.нет», в его наименовании. А горы для Лермонтова, как известно, значили очень много: немало страниц он посвятил им в своем творчестве и еще в детстве, в десятилетнем возрасте оказался на Кавказе, где преодолел болезнь и впервые по-настоящему влюбился.

В 2019 году, накануне открытия портала «Печорин.нет» и в год 205-летия Михаила Лермонтова, мы с коллегами искали интересный способ, чтобы заявить о проекте и напомнить читателям о великом писателе. Так появилась идея восхождения на Килиманджаро – Африка есть некая экзотика и всегда вызывает интерес. Наш расчет оправдался. О нашей акции и портале написали федеральные СМИ, а в моей жизни появились горы. С тех пор ежегодно мы совершаем восхождения и посвящаем их нашим русским писателям.

У вас есть литературный блог. Расскажите, о чем вы там пишете?

- В своем блоге я рассказываю читателям о собственном творчестве – хтонической прозе, публикую цитаты, неопубликованные фрагменты текстов, рассказываю об успехах и непростом пути писателя на литературном поле.  Писателей же в своем блоге я приглашаю в собственные проекты – конкурсы, редакторскую серию. Рассказываю о полезных возможностях, анонсирую встречи, вебинары, делюсь секретами и опытом.

Что и кого порекомендуете нашим читателям в качестве настольной книги?

- Настольной книгой сегодня могла бы стать Библия. Неспешное, вдумчивое прочтение и перечитывание способны занять целую человеческую жизнь. Совсем немногие в наши дни, к сожалению, обращаются к этой книге, пребывая в поиске своего пути. В основном знакомство случается по вторичным источникам, через массовую культуру, а истины Заветов хранят немало для современно читателя открытий и к познанию ключей. Вообще, современный писатель вынужден постоянно читать произведения, имеющие отношение к теме, о которой он в настоящий момент пишет. Среди особенно запомнившихся недавних книг могу назвать: роман Генриха Белля «Глазами клоуна», очень проникновенный, жизненный текст о призвании, судьбе и итоге дней; пьесы Артура Миллера – «Человек, которому так везло», «Все мои сыновья», «Смерть коммивояжера», «Цена» – о семье, неправильных выборах, разочаровании, обо всем том, что делает нас людьми. Среди озорных, полетных и даже нахальных произведений могу посоветовать пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт», роман Ильи Зданевича «Восхищение», а еще поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

В этом году страна еще отмечает целый каскад столетних юбилеев писателей-фронтовиков. Среди них прозаики: Юрий Бондарев («Батальоны просят огня» и др.), Владимир Богомолов («В августе 44-го…» и др.), Василь Быков («Сотников» и др.), Виктор Астафьев («Прокляты и убиты» и др.), Борис Васильев («А зори здесь тихие» и др.), – и поэты: Юлия Друнина, Николай Старшинов, Николай Панченко, Константин Левин, Булат Окуджава. Прочтению их произведений тоже очень советую посвятить свои часы.

Небыков Алексей Александрович – русский прозаик, просветитель, главный редактор портала «Печорин.нет» и редакторской серии «Время прозы» в издательстве «Вече». Номинатор премии «Национальный бестселлер» (2021). Член жюри Общероссийской литературной Премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева (2024), член Совета экспертов Национальной литературной премии «Слово» (2024). Лауреат литературной премии «Справедливая Россия» (2023). Финалист премий имени Фазиля Искандера (2018, 2023) и Александра Чаковского «Гипертекст» (2022, 2023). Автор книги малой прозы «Черный хлеб доро́г. Русский хтонический рассказ» (издательство «Вече», 2024 год). Автор литературных журналов «Роман-газета», «Нева», «Москва», «Аврора», «Нижний Новгород», «Дон», «День и Ночь», «Волга – XXI век», «Турист», «Литературной газеты», других печатных и сетевых изданий. Член Федерации альпинизма России. Руководитель творческих экспедиций в горы: Килиманджаро (2019), Эльбрус (2021, 2023), Пик Раздельная (2022), Пик Ленина (2023), Казбек (2024). Записи авторских чтений находятся на хранении в Российском государственном архиве фонодокументов.

Творческий сайт Алексея Небыкова: https://nebykov.ru/book.

Страница во ВКонтакте: https://vk.com/nebykov.writer.

 

Владимир Сабадаш.

Фото – из личного архива Алексея Небыкова.

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь