Звезда мировой оперы Василиса Бержанская представит в России свою новую программу «Магия бельканто». В преддверии этого уникального концерта редакция World Podium поговорила с певицей. Василиса Бержанская – лауреат Национальной оперной премии «Онегин», премии фонда Елены Образцовой, Российской оперной премии Casta diva, международной оперной премии International Opera Awards. Потрясающие голосовые возможности певицы позволяют ей виртуозно исполнять репертуар как сопрано, так и меццо-сопрано, неизменно покоряя сердца слушателей. Ее выступления – это не просто концерты, а настоящие путешествия в глубины души, где каждый звук – это эмоция, а каждая ария – история.
26 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии Вы представите свою новую программу «Магия бельканто». Расскажите подробнее о программе вечера.
Это программа абсолютно уникальна. Она очень мне дорога, потому что я, как исполнительница очень много времени уделяю бельканто. Я уже давно хотела спеть программу из самых известных и самых ярких арий этого репертуара. Наконец у меня есть такая возможность. В Санкт-Петербурге и исполню лучшие произведения - вершины мастерства бельканто.
Если ли ещё в ближайших планах выступления с программой бельканто в России и за рубежом?
Не могу сейчас раскрыть все тайны, но что касается именно этого направления, то в ближайшем будущем в России у меня ничего не запланировано. 1 января пройдет новогодний концерт в Равелло, где я исполню некоторые из тех арий, которые представлю публике Санкт-Петербурга, а летом на фестивале Россини в Пезаро - фестивале чистого бельканто - у меня будет большая концертная программа.
Вернёмся к истокам. Вы с самого детства занимаетесь музыкой, в каком возрасте чётко осознали, что музыка и вокал - не просто увлечение, а призвание?
Я в какой-то момент поняла, что я хочу сделать из своего увлечения профессию, и чтобы перейти в ранг профессионалов мне нужно учиться. Поняла я это довольно рано и уже с 14 лет начала заниматься академическим вокалом профессионально.
Каждая роль - это определённая вершина и важный отрезок жизни. Можете назвать три самых знаковых и эпохальных для Вас роли?
Да, действительно, каждая роль – это определенная вершина, определенный этап. Оборачиваясь назад, три роли будет назвать сложно, так как было очень много ролей, которые оказались для меня судьбоносными, и каждая открывала мне новые двери. Если говорить про бельканто, безусловно, мой дебют в роли Синаид в опере «Моисей и фараон», очень редкой опере, на фестивале Россини, принесла мне очень много возможностей. Также важным этапом в моей карьере стала «Норма». Я буду рада к ней снова вернуться через год. Сложно выделить что-то еще, так как много чего хочется обозначить как важный этап, однако, назову еще Коринну из «Путешествие в Реймс» Россини, в которой я дебютировала относительно недавно. Эта опера имела большой успех, в свою очередь открывший для меня много возможностей.
Вы много работаете за рубежом. Насколько сильно европейская публика отличается от отечественной?
Реакция публики всегда зависит от того, что публика видит и что слышит. Когда это качественный концерт или спектакль с талантливыми исполнителями, большими профессионалами, публика всех стран независимо от менталитета всегда встречает очень тепло и восторженно. Реакция публики напрямую зависит от уровня, качества, масштаба и таланта происходящего на сцене.
Оперу и балет по праву называют элитарным искусством, далеко не всем дано их в полной мере оценить. Какие действия и меры, на Ваш взгляд, помогают в формировании хорошего вкуса, прививая детям и взрослым чувство прекрасного?
На мой взгляд, любовь к опере и балету нужно прививать с самых юных лет. Здорово, что многие театры стали обращать на это внимание и создают спектакли для самых маленьких, но эти спектакли должны создаваться на очень высоком уровне, чтобы ребенок там не поспал, а чтобы вдохновился и воодушевился так, что захотел бы вернуться. Это должно быть крайне талантливо. Также я абсолютный сторонник популяризации оперы через телевидение, социальные сети, через общение с публикой в формате встреч, конференций, диалога до или после концерта. Чем ближе будет артист к людям, тем больше он вызывает интерес. Мы живем в век медийности, где много разного контента, и поэтому очень важно приближать артистов к зрителям.
Какие культурные мероприятия, не связанные с оперным искусством, предпочитаете посещать как зритель?
На самом деле времени настолько мало, что я редко когда выбираюсь на мероприятия, не связанные с оперой, мне нравится ходить на концерты и спектакли моих коллег. По работе я много путешествую и всегда по приезде в другую страну я знакомлюсь с ее культурой, посещаю музеи, знакомлюсь с местной кухней и проникаюсь тем, что меня окружает.
Как Вы любите отдыхать и восстанавливать силы?
Для меня самый большой отдых - это хороший продолжительный сон. Когда выпадает несколько дней отпуска, я всегда выбираю море.
Наш диалог проходит в преддверии Нового года. Подведите в нескольких словах итоги уходящего и поделитесь планами на наступающий 2025-ый год.
Уходящий год мне принес очень много важных дебютов, был насыщен очень важными творческими событиями на разных мировых сценах: Чикаго, Вена, Мюнхен, Нью-Йорк, Милан. Год был очень наполненным, и в следующий я перехожу с ощущением полного счастья от того, сколько всего произошло. В следующем году будет также много интересных дебютов, много нового репертуара, к которому я только подхожу - репертуара более высокого голоса. Так что я с предвосхищением жду своих следующих творческих событий.
Фотографии из личного архива Василисы Бержанской