В канун Всемирного дня моря, который в этом году отмечался 25 сентября, состоялась первая премьера 105 сезона Театра Вахтангова: 24 сентября на сцене Арт-кафе был презентован публике моноспектакль Григория Антипенко «Старик и море», поставленный режиссёром Павлом Сафоновым по гениальной повести Эрнеста Хемингуэя.
Чаще всего камерное Арт-кафе ассоциируется с многогранными душевными концертами и творческими вечерами, но и для философского спектакля по одному из литературных шедевров двадцатого века это атмосферное ламповое пространство подошло идеально.
Спектакль по произведению Эрнеста Миллера Хемингуэя – всемирно известного американского писателя и журналиста, военного корреспондента, одного из главных писателей-пацифистов XX столетия, впервые появился в репертуаре Вахтанговского театра.
.jpg)
.jpg)
Глубокая притчевая история в восхитительном воплощении Григория Антипенко, словно многоликое бескрайнее море, предстало перед зрителями в бескрайнем калейдоскопе смыслов и чувств, аллегорий и ассоциаций, мудрых размышлений о Человеке и Стихии, об азарте и смирении, о вере и поиске своего предназначения.
Повесть-притча «Старик и море» была написана в 1950–1951 годах на Кубе, на Багамских островах, где Эрнест Хемингуэй жил в последний период своей жизни. Её источником стал текст, под названием «По голубым волнам», созданный автором в 1936 году. Повесть впервые была полностью напечатана 1 сентября 1952 года в журнале «Лайф», стала вершиной творчества Хемингуэя, и его последним, прижизненно опубликованным произведением. Эта повесть принесла Хемингуэю Пулитцеровскую премию за 1953 год и сыграла немаловажную роль в присуждении ему Нобелевской премии по литературе в 1954 году.
.jpg)
Павел Сафонов, режиссёр спектакля:
«Старик и Море» Хемингуэя повесть легендарная и известная. В ней столько мудрости и детскости, поэзии и грубой реальности, любви и жестокости, силы и беззащитности, что не знаешь, как это соединить сначала.
Моноспектакль Григория Антипенко о том, что проиграв, Человек открывает для себя возможность любить и не терять ни своего достоинства, ни снов… которые и являются, по сути, той ценностью, которую ни у кого не отнять...
Мир жесток и безжалостен ко всем, но и мы жестоки, поэтому важно ощутить эту взаимосвязь и искать равновесия.
Мы попытались рассказать эту историю максимально простыми средствами, без мультимедийных и сложных эффектов. Максим Обрезков предложил скамью - лодку и мы отправились в «плавание», используя все нехитрые атрибуты Моря - песок, камни, ведро с водой, табурет … и Музыка, которая помогает ощущать дыхание Океана и биение сердца Рыбы...»
.jpg)
Художник Максим Обрезков со свойственным ему образным мышлением объединил реальность и воображение: застывшая фактурная ткань тонко и точно воплощает морские блики и блеск волн и погружает в пучину событий, в которых сплетаются прошлое и настоящее, встречаются разные герои и символы.
Деревянная скамья в разные моменты спектакля становится и лодкой, и парусом, и хижиной, а добавляют реализма настоящий камень, зыбкий песок, большая морская раковина, ведро с водой… Световая партитура Руслана Матвеева придаёт магический антураж этому «морскому путешествию» по лабиринтам сознания и подсознания.
.jpg)
.jpg)
Много символизма и в том, что «Старик и море» - последнее произведение, опубликованное при жизни писателя. В нём Автор задаётся вечными вопросами человеческого бытия и предназначения.
Бороться со Стихиями или плыть по течению? Противостоять судьбе или «бороться и искать, находить и не сдаваться»? Эти и многие другие фундаментальные вопросы о смысле жизни исследуются в премьерном спектакле Павла Сафонова.
У режиссёра с Григорием Антипенко давно сложился творческий тандем, и это чувствуется – настолько филигранно выстроена и воплощена каждая сцена.
Григорий Антипенко за полуторачасовое действие во всей амплитуде эмоций предстаёт в разных ипостасях, от умудрённого жизненным опытом старика Сантьяго до юного мальчика, от увлечённого добычей рыбака до глубокого философа, который понимает, что всё в этом мире бренно и относительно и что, вероятно, тот огромный красивый марлин, который стал его добычей, в чём-то гораздо более совершенен и благороден?
.jpg)
.jpg)
«Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше», - это размышление старика о рыбе словно бы говорит о том, что надо стремиться совершенствоваться.
Когда-то старик был любимцем фортуны, но в какой-то момент задор и кураж отвернулись от него и удача, словно русалка, отправилась к другим берегам. Вместе с Сантьяго зрители сначала жаждут поймать находчивую огромную рыбу, а потом искренне сочувствуют её незавидной участи.
«Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды! Представь себе: человек что ни день пытается убить луну! А луна от него убегает. Ну, а если человеку пришлось бы каждый день охотиться за солнцем? Нет, что ни говори, нам еще повезло, - подумал он», - ещё одна мудрая цитата о неразрывной связи человека с природой.
Антипенко не просто произносит со сцены колоссальный объём сложного текста, он его очень органично проживает: чувствуется, насколько сложные смыслы литературного первоисточника близки актёру и насколько они его волнуют.
Без назиданий и нравоучений вслед за писателем Григорий Антипенко подводит зрителей к вопросу: «Зачем мы живём?»
«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», - соглашаться или не соглашаться с этим, каждый зритель решит сам.
Мудрую притчевую постановку посетили:
корреспондент - Бурулева Юлия
фотограф - Костина Екатерина
.jpg)
.jpg)
.jpg)
