«Надо смотреть на мир так, как будто ты его видишь в первый раз!» - 17 ноября на сцене Театра на Таганке театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» представило премьеру спектакля режиссера Филиппа Гуревича «Оскар и Розовая Дама» с Викторией Толстогановой и Светланой Ивановой в главных ролях.
Театральный продюсер Леонид Роберман не ищет лёгких творческих путей: вот уже много лет в каждом спектакле «Арт-Партнёра» затрагивают темы, которые так или иначе волнуют, тревожат каждого чувствующего и думающего человека.
«Оскар и Розовая дама» - пронзительная история взаимного спасения двух людей: обреченного мальчика и его сиделки, одинокой пожилой женщины. Оскар назовет ее Бабушкой Розой не потому, что родственница. Выдумщица и фантазерка, она настолько стара, что скрывает свой возраст перед отделом кадров клиники, ведь узнай они правду, увольнения было бы не избежать. Именно Бабушка Роза предложила Оскару такую игру, где каждый оставшийся для него день будет длиться десять лет. За двенадцать дней он проживает целую большую жизнь, полную радости и страдания, честности и мужества. Грустный на первый взгляд сюжет рассказан с невероятным юмором и теплом. История о вдохновляющей силе дружбы, вере и ценности каждого прожитого дня. О том, как много любви и добра может вместить даже короткая жизнь.
Литературная основа постановки - одноименный роман французского писателя Эрика-Эммануэля Шмитта, переведённый на десятки иностранных языков. Небольшое по объему произведение сам автор называет романом. И по праву, ведь глубина взаимоотношений его главных персонажей, их попытка разобраться в закономерностях человеческой жизни, желание понять свою ответственность перед тем, кто рядом и самим собой, позволяют говорить об удивительном духовном масштабе сочинения автора, признанного классиком при жизни.
Воплотить знаменитое литературное произведение на сцене Леонид Роберман пригласил востребованного режиссёра Филиппа Гуревича. Ранее мы рассказывали о его спектакле «Сато» в Театре наций (рецензия по ссылке - Мощный сеанс семейной психотерапии: премьера спектакля «Сато» в Театре Наций) и о «Войцеке» в Театре Маяковского (ссылка на репортаж - «Неси свой крест!» — премьера спектакля «Войцек» на Сцене на Сретенке Театра Маяковского).
Все спектакли молодого талантливого режиссёра обладают мощным терапевтическим эффектом. В своей новой постановке Филипп Гуревич говорит о вечных ценностях и способности ценить каждое мгновение этой прекрасной жизни.
Режиссёр чутко и тонко прокладывает мостик между мировоззрением детей и взрослых и напоминает тем, кто уже умудрён жизненным опытом, о, казалось бы, очевидных вещах, которые ускользают в ритме и драйве дней, мчащихся всё быстрее в динамике современного мира.
Никто из нас не знает, сколько ему отмерено на Земле, но в наших силах жить так, как будто видим этот мир впервые – удивляться и умиляться, совершать поступки, открывать горизонты, творить добро, мечтать и фантазировать, не черстветь душой и сердцем, не закрывать душу под «замками» цинизма, снобизма и равнодушия.
Художники Ольга Суслова в тандеме с художником по свету Павлом Бабиным и художником по видео Александром Плахиным погружают публику в пространство детского воображения, которое чаще гораздо более объёмное, чем взрослое.
Несмотря на то, что события происходят в больнице, где проходят лечение дети с тяжёлыми диагнозами, многим из которых так и не суждено покинуть этих стен, свет, добро и созидание превалируют над гнетущим осознанием неизбежности смерти.
.jpg)
Мы все умрём, рано или поздно, это факт. Но как мы проживём те дни, что отмерены нам на Земле?
Спектакль пронизан любовью и добром. Больничные стены напоминают детскую площадку – там есть игровая зона, карусели, укромные уголки, где можно спрятаться, и большое информационное табло, на которое вместо привычного расписания транспонируется обращение Оскара к Всевышнему: «Дорогой Бог…»
Написать письмо тому, в кого он совсем не верит, советует мальчику Бабушка Роза -хотя у неё самой с верой и жизненной фортуной совсем не всё гладко, она верит в Оскара и стремится всеми силами скрасить его последние дни на Земле.
.jpg)
Виктория Толстоганова в роли Оскара восхитительна: актриса во всей палитре чувств проживает на сцену детская открытость. Наивность и непосредственность любознательного доброго ребёнка встречается со страшным испытанием – случайно услышав слова Доктора, мальчик понимает, что шансов выжить у него практически нет. В этом ребёнке столько стойкости и силы духа, что во многих вопросах он оказывается мудрее своих же родителей и других взрослых – Оскару сложно выстроить отношения с теми, кто не знает, как общаться с ним. Благодаря Бабушке Розе Оскар не только сможет лучше понять своих родителей, но и проживёт несколько последний дней на Земле как целую жизнь, в которой будет место и любви, и дружбе, и ревности, и буйству подростковых противоречий, и гармонии, и радости, и счастью…
.jpg)
Бабушка Роза в воплощении Светланы Ивановой станет для Оскара не просто сиделкой, а доброй феей, с помощью которой мальчик познает этот мир и самого себя за несколько дней.
Светлана Иванова мгновенно трансформируется из Розовой Дамы в других героев в их игре с Оскаром – девочку Пегги Блю из другой палаты, которая нравится мальчику, в родителей Оскара, Доктора… С помощью костюмов и грима стройной Светлане Ивановой добавили килограммы и создали довольно внушительные объёмы, но главное в этом спектакле не внешние, а внутренние контрасты и парадоксы. Словно добрый мудрый Ангел-Хранитель, Бабушка Роза посоветует Оскару писать в письме к Всевышнему о своей жизни – каждый раз эти письма становятся всё мудрее и осознаннее: мальчик взрослеет не по дням, а по часам…
.jpg)
Филипп Гуревич, режиссёр: «Когда Леонид Роберман предложил мне поставить этот спектакль, я сразу же согласился. Мне показалось, что это очень нежная и честная история. Правда, в ней есть опасность уйти в какую-то чрезмерную сентиментальность и «слёзовыжимательность». Поэтому мы решили сделать некую дистанцию между персонажами и артистами и по-другому пересобрать главных героев. Отсюда и возникла идея, что Оскара будет играть Виктория Толстоганова, потому что в ней есть такая хорошая ожесточённость и твёрдый стержень, как у Оскара, который, осознавая близость своего ухода, оказывается сильнее и взрослее тех, кто не может рассказать ему про реальное положение дел, и ему кажется, что он понимает про эту жизнь больше тех взрослых, которые его окружают. Выбор на роль бабушки Розы Светы Ивановой тоже не случаен. В ней есть большая игровая природа, а также большое желание любви и заботы. И очень важно, что у обеих актрис есть большой материнский опыт взаимодействия с их собственными детьми, и они говорят с ними про взросление, принятие смерти, уход из жизни. У них есть личный и актёрский опыт взаимодействия с детскими благотворительными фондами, которые помогают детям со смертельными заболеваниями и разного рода ментальными или физическими особенностями.
Мы попробуем в этом спектакле разобраться, как быть, когда мы, полные сил взрослые, не дай бог, столкнёмся с ситуацией, когда наши дети окажутся не полны сил. Спектакль станет поддержкой тех, кто с этим уже столкнулся. Чтобы люди, у которых всё хорошо, не теряли контакта и честного диалога с собственными детьми, чтобы это был обоюдный путь понимания и принятия друг друга со всеми страхами и переживаниями. Мне всегда очень нравится делать терапевтические спектакли и мне кажется, что этот материал способствует этому. Это разговор про то, что, сколько бы тебе не было отпущено богом, надо ценить каждую минуту жизни».
Продюсер спектакля, Леонид Роберман: «Так бывает, что влюбляешься мгновенно. Думаешь, пройдёт, но нет… Влюбленность перерастает в любовь, и уже не оставляет. Так случилось много лет назад с «Оскаром и Розовой дамой». Было понятно, что обязательно сделаю спектакль, но пока непонятно с кем. И вот появились Виктория Толстоганова, Филипп Гуревич и Светлана Иванова и все сложилось. Для меня это история о чуде, о том, что счастливым можно стать в самых неожиданных обстоятельствах, о предчувствии настоящих чувств. Надо быть готовым отдавать себя другому и не удивляться, когда отданное возвращается тебе этим самым чудом, да еще и сторицей».
Виктория Толстоганова: «По большому счету эта история совсем не веселая. Так несправедливо и обидно, что существуют болезни, которые убивают. И вдвойне обидно, когда речь идет о детях... Часто взрослые отступают, не в силах справиться, прежде всего, с собой. А эта история про силу – и бабушки Розы, и Оскара. Мы должны ее найти в репетициях. Ведь вопреки всем страданиям люди не просто живут, но еще и испытывают счастье, радуются, познают себя и друг друга. Видимо, любовь – это и есть закон жизни. По крайней мере, для этой истории. В ней есть боль, но есть и огромный свет, надежда, если хотите».
Светлана Иванова: «Моё знакомство с произведением случилось в студенческие годы, и уже тогда мне оно показалось таким неприступным, потому что написано так просто, так честно и так больно, что ты не понимаешь, с какой стороны к нему подступиться. Сейчас я стала постарше, но подступиться к этому всё равно тяжело, но при этом есть уже какая-то внутренняя потребность творчески рассказать эту историю. Чудесный материал, важная тема, и мне кажется, это может быть очень мощным высказыванием, не говоря уже о том, что это потрясающий актёрский вызов и для Вики и для меня, и в этом смысле роли одинаково значимые. Во время репетиций мы сошлись в том, что эта история излучает какой-то невероятный свет и хочется найти выразительные средства, чтобы этот свет транслировать зрителю, чтобы это было хоть и грустно, но максимально светло. Это история для людей, которые не разучились чувствовать или наоборот боятся, что с учётом всех мировых потрясений вот-вот разучатся, и мне кажется, что это прекрасный повод, чтобы прокачать сердечную мышцу».
.jpg)
В потрясающем воплощении двух замечательных актрис и под чутким руководством постановщиков «Оскар и Розовая Дама» оживут на сцене во всём калейдоскопе эмоций и безграничной гамме чувств.
В премьерном спектакле создатели нашли идеальный баланс философских смыслов и тонкого юмора: несмотря на трагический сюжет постановка Филиппа Гуревича пронизана добром, теплом и светом.
Новый спектакль откровенно о сокровенном вступает в диалог со зрителями, размышляет о духовности и вечности без назиданий, нравоучений и пафоса, а просто и ёмко говорит о главном: о хрупкости призрачной жизни, о силе человеческого духа, о спасительной энергии доброты и участия, об уникальности каждого мгновения и о том, что жизнь - это наивысшая ценность и самое большое счастье!
В финале Розовая Дама, которую уже никто не назовёт Бабушкой Розой, обращается к Богу и благодарит его за знакомство с Оскаром, благодаря которому она познала радость, поверила во Всевышнего и осознала, что любовь сильнее всего, даже самой смерти.
В тёмные времена, когда мы все проходим «тест на человечность и духовность», особенно хорошо видно светлых людей: даже один луч света может озарить вековую тьму.
Такие спектакль, как «Оскар и Розовая Дама», делают нас добрее и, вопреки всем невзгодам, помогают понять, какое это счастье -ЖИТЬ!
Ближайшие показы спектакля «Оскар и Розовая Дама» в Москве пройдут – 9 декабря (Театр Маяковского), 24 декабря и 16 января (Театр Эстрады), 24 февраля (Московский Театр юного зрителя).
Прививкой под назцанием "Радость жизни" вакцинировалась корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф - Анастасия Черномырдина (Театральное агентство «Арт-Партнёр XXI»)
.jpg)
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.