«Неси свой крест!» — премьера спектакля «Войцек» на Сцене на Сретенке Театра Маяковского

Новости

«Неси свой крест!» — премьера спектакля «Войцек» на Сцене на Сретенке Театра Маяковского

«Неси свой крест!» — премьера спектакля «Войцек» на Сцене на Сретенке Театра Маяковского

«Беги, Войцек!» - эта фраза рефреном многократно повторяется в глубоком философском спектакле «Войцек», премьера которого состоялась 11 и 12 марта на Сцене на Сретенке Театра Маяковского. И Войцек действительно бежит с разной скоростью, меняя траекторию, неистово и яростно, быстро и безнадёжно. Куда и зачем он бежит в хаотичном «броуновском движении» жизни? А, может быть, герой пытается убежать от самого себя? Это риторические вопросы, ответы на которые каждый зритель будет искать во время спектакля, поставленного молодым режиссёром Филиппом Гуревичем.

«Войцек» - неоконченная пьеса немецкого драматурга, учёного и поэта XIX века Георга Бюхнера основана на документальной истории цирюльника из Лейпцига по фамилии Войцек. Из ревности он убил свою жену и был приговорён к смертной казни. Во всемирно известном сюжете, освоенном и оперой, и балетом, и кинематографом, герой становится солдатом, над которым ставят медицинские эксперименты. Бюхнер знал об этом не понаслышке: современникам он был известен как автор курса сравнительной анатомии человека.

Режиссёр Филипп Гуревич предложил взглянуть на "Войцека" не как на драму маленького человека, подавляемого большинством, а как на бытовую трагедию, в шаге от которой — каждый из нас. Создатели сочинили выразительный мир немецкого экспрессионизма, а зрители оказались внутри игрового пространства, в прямом контакте с артистами, и стали участниками суда над героем. 

«Это продлится недолго!» - интригующе предупреждает публику голос из динамиков перед началом действия.

Словно мощный и действенный сеанс психоанализа, «Войцек» погружает зрителей в пучину сознательного и бессознательного, постоянно балансируя на грани здравомыслящего и безумного.    

Специально для спектакля Филиппа Гуревича сцена-трансформер приобрела форму буквы П - именно так, согласно сценографии, в пространстве располагаются зрители. Четвёртую стену замыкает декорация в виде черной стены, превращей пространство в своеобразный ринг. В один из кульминационных моментов чёрное полотно внезапно падает, обнажая лик Богородицы, с болью взирающей на происходящее.

«Неси свой крест!» - так с немецкого на русский переводится надпись, которая возвышается на монументальной, но такой хрупкой, как вся наша жизнь, стене декораций. Казалось бы, что может быть проще того, чтобы принять свою судьбу и жить в предлагаемых обстоятельствах? А что может быть сложнее этого?

Художники-постановщики и авторы костюмов, Анна Агафонова и Антон Трошин, создали на сцене не просто замкнутое пространство, а какую-то бугристую планету, в которой нет жизни и чувств, а есть только неровная чёрная поверхность, припорошенная чем-то белым. Может быть, это аллегория с оврагами и препятствиями, которые каждый человек преодолевает в лабиринтах жизненного пути? А возможно, эти бугры - метафора, символизирующая рваные раны, которые оставляет в душе предательство близких, равнодушие и жестокость общества, крах надежд, иллюзий и амбиций, утрата веры в добро и в людей? Декорации символизируют опустошение и пустоту - безнадёжность и беспросветность.

Войцек, загнанный в сценический круг, — человек или насекомое? Жертва или убийца? Как вырваться из болота обстоятельств, принуждающих тебя к насилию? Вынося приговор прошлому героя, зритель предугадывает и своё будущее.

Филипп Гуревич: «Нам важно, чтобы залу было бескомпромиссно понятно, что происходит. У Войцека тоннельное мышление, он изначально поставлен в безвыходное положение. Некогда раздумывать и сопереживать, когда сам вынужден выживать. Это роднит текст позапрошлого века с нашим ощущением сегодняшнего дня. Трагедия Войцека в том, что рядом не оказалось ни одного человека, кто взял бы его за руку и сказал: пожалуйста, перестань. Спасение, поддержка, Бог — в тебе самом, в друге, в семье, в деле, которому предан».

«Войцек» - спектакль о фатальном одиночестве и тотальной нелюбви.

В образе Войцека предстаёт талантливый обаятельный актёр Илья Никулин. На протяжении всего действия зрители наблюдают за большой трагедией среднестатистического человека, который сам себя замуровал в карцере своих мыслей, подозрений и проблем.

Актуальный во все времена конфликт личности и среды, диссонанс внутреннего мира героя, потерявшего ориентиры в пространстве, разочаровавшемся в окружающем мире, в людях, в себе, предстаёт в спектакле Филиппа Гуревича во всём спектре чувств.

Жалко ли Войцека? Безусловно! В некоторых сценах он трогательно нелеп, растерян и потерян, словно обиженный ребёнок, которого хочется обнять, подарить тепло и объяснить, что даже из самой сложной ситуации можно и нужно искать выход и тогда в конце самого длинного тоннеля обязательно блеснёт лучик света.

Все герои спектакля будто бы живут по инерции: пытаются убежать от себя, самоутверждаются за счёт унижения других. Исключением, пожалуй, является Мария. Хотя складывается ощущение, что она мертва уже с самой первой сцены, жизни в этой героини в воплощении Валерии Куликовой больше, чем во всех других персонажах вместе взятых. Мария мечтает вырваться из плена обстоятельств, по-настоящему влюбиться.

Таинственный, интригующий, обольстительный Тамбурмажор в воплощении Владимира Гуськова, словно змей-искуситель, соблазняет героиню и, наверное, впервые пробуждает в Марии настоящие чувства. Или эта влюблённость - всего лишь иллюзия чувств и обман воображения?

Кукла ребёнка, прикреплённая к руке Марии, тоже полна аналогий и ассоциаций. Запутавшиеся на перекрёстках дорог взрослые обрекают на страдания и скитания ни в чём не повинных детей.

Юлия Марычева органично перевоплощается в спектакле сразу в пять разных персонажей, в том числе в унтер-офицера и Карла-дурачка. Собирательный образ, словно сама судьба, приказывает Войцеку совершать определённые поступки: у него не хватает воли ослушаться.

Потерянные в пороках и заблудившиеся в соблазнах Капитан (актёр Дмитрий Гарнов) и Доктор (актёр Роман Фомин) придают гротесковому действию ещё большую мрачность.

Апатия, недостаток драйва и адреналина провоцирует в Капитане неконтролируемые приступы агрессии и животной ярости. Доктор пытается философствовать, создавая видимость значимости своей странной деятельности и сомнительных экспериментов.

Жанр спектакля определён как «обыкновенная трагедия» - постановка точно ему соответствует.

В бесконечном беге завуалировано глубинное размышление о вере, надежде и любви, о том, что делает человека человеком.

Музыка является полноценным действующим лицом спектакля - она значительно усиливает эмоциональную экспрессию. В качестве музыкального оформления Филипп Гуревич использовал микс разных жанров и стилей, электронных аранжировок.

Костюмы героев эклектичны - они не привязаны к конкретной эпохе или стилистике. Войцек выглядит вполне современным, среднестатистическим человеком, рефлексирующим неврастеником, которых полным полно вокруг.

В финале спектакля Войцека, навсегда растворившегося в пространстве вечности, закрашивают чёрной краской. Главного героя казнили за совершенное преступление, автор пьесы умер от Тифа в 23 года, так и не завершив произведение, а, может быть, намеренно оставив финал открытым? Никто из нас не знает, когда и как оборвётся его жизнь, но не переступить грань дозволенного и остановится в шаге от преступления в наших силах.

Сейчас в эру социальных сетей в моду вошли хештеги «Я/Мы…»

Но фигурально ставя себя на место кого-то, невозможно предугадать, что чувствует каждый конкретный человек, порой за улыбкой скрывается боль, а за признаками внешнего благополучия таится серьёзная душевная драма. Бытовые убийства, насилие, психологический абьюз для многих стали не сводкой новостей из криминальной хроники, а частью реальности, из которой, словно из болота, подчас крайне тяжело вырваться: оно настолько глубоко затянуло и погрузило в пучину, сковав все части тела, что порой нет никаких сил на борьбу и сопротивление.

Такие спектакли, как «Войцек», однозначно, могут стать тем импульсом или катализатором, способным снять эти оковы и «кандалы» и остановить человека в шаге об бездны. В созидании, пожалуй, и есть главная сила искусства. И с этой задачей «Войцек» Филиппа Гуревича справляется блестяще.

Ближайшие спектакли: 24 марта, 5,6, 23 апреля. «Сеанс» продлится недолго, но запомнится навсегда!

 

В сознательным и бессознательным балансировали:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Парамонова Вера

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь