Основанная на двух пьесах А.П. Чехова «Леший» и «Дядя Ваня» постановка для режиссера Сергея Газарова стала дебютом - до этого он не работал с чеховской драматургией. Свой спектакль он называет «сценами из деревенской жизни», и позиционирует его как комедию.
Хотя, где Чехов и где комедия? Сатировцы сделали глубоко философскую постановку, в которой не пропущена ни одна чеховская запятая, а зритель буквально «учувствует» в познание себя через чеховских героев, который был беспощаден к человеческим слабостям и капризам.
«Я пытался обострить отношения между героями с учетом сегодняшнего дня, темпераментов, скорости, с которой мы сегодня считываем информацию при разговоре друг с другом. Вот этого мне не хватает в обеих пьесах, и я захотел это показать», - рассказывал Сергей Газаров журналистам перед премьерой.
Пьесу «Леший» Антон Чехов написал в 1889 году, специально для бенефиса своего друга актера Александринского театра Павла Свободина. Через шесть лет после провала «первой версии» Чехов решил переписать «Лешего», сместив акценты на дядю Жоржа. В новой пьесе он стал Иваном Войницким. Помещик Леший превратился во врача Михаила Астрова, а влюбленная в него Соня не приезжала из города, а жила в имении вместе с дядей. «Дядя Ваня» был опубликован в 1897 году. Через два года пьесу поставили в Московском Художественном театре. Войницкого сыграл Александр Вишневский, Серебрякова — Василий Лужский. Роль Астрова исполнил сам Константин Станиславский.
В новой ипостаси от сатировцев роли чеховских героев «презентуют» зрителю: Федор Лавров, Юрий Васильев, Александра Мареева, Ангелина Стречина, Нина Корниенко, Сергей Серов/Сергей Газаров, Игорь Лагутин, Артемий Соколов-Савостьянов/Сергей Колповский, Надежда Филиппова, Сергей Шнирёв, Кирилл Анисимов, Петр Ступин и артисты театра Сатиры в роли цыган.
Объединивший в единую картину две пьесы режиссер Сергей Газаров и труппа постановки «Дяди Жоржа» рассказывает и показывает Чехова с оттенками грусти и веселья, с мотивами добра и зла, с попыткой понятия любви и ненависти, а в целом – смысла жизни, как таковой.
«Пьеса “Леший” на самом деле нравилась мне всегда больше, чем “Дядя Ваня”. С точки зрения актерского материала она более богатая, разнообразная. Но некоторые моменты сильнее обыграны как раз в “Дяде Ване”. Поэтому я решил их объединить. Как автору инсценировки, мне было трудно не разрушить при “монтаже” эти два великих произведения. Это было самым сложным», - признался режиссер, отвечая на вопрос: «Зачем и для чего?».
Заслуженный художник России Александр Боровский «снабдил» постановку шикарными декорациями: щедро накрытый стол с резными ножками, белоснежная накрахмаленная скатерть, кремового цвета в сочетании с уникальными костюмами героев, созданных художницей Марией Боровской – самостоятельные «действующие лица» спектакля.
Чеховские герои ведут за столом милые разговоры, не замечая и не предполагая, что одному из персонажей уготована ужасная судьба. Комедия незаметными штрихами «вписывается» в трагедию. А сопровождающая спектакль музыка Алексея Айги, легкая и игривая вначале, не только помогает «переходу», но и усиливает уже витающую над сценой театра Сатиры тревогу.
Отдельная «песнь» постановки – фееричные цыганские пляски, классический вальс, и уже в финале - Елена Андреевна пляшет перед ополоумевшими родственниками прямо на столе. За «отчаянные танцы» ответственен Сергей Землянский – главный хореограф театра Сатиры.
Федор Лавров в роли Жоржа (Егора) Войницкого – артистичен и правдив в своем «преклонении» перед Александром Серебряковым, которое переросло в ненависть к финалу действа.
Легенда театра Сатиры – Юрий Васильев непревзойденно «препарирует» судьбу и жизненный путь Серебрякова, поистине с Народной любовью, как к Чехову, так и к зрителю в зале.
Молодая актриса Ангелина Стречина сверх эмоционально «доносит» образ жизнелюбивой Сони - дочи профессора. А непокорную Елену Андреевну прекрасно воплотила на сцене неповторимая Александра Мареева. Хороша во всех смыслах и заслуженная артистка России Нина Корниенко в образе трогательной Марии Войницкой.
«Берегите в себе человека. Человек - это то, во что он верит», - писал Антон Павлович Чехов. Так давайте же прислушаемся в классику!
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба театра Сатиры.
С рецензией, которую два года назад писала о премьере спектакля шеф-редактор World Podium Бурулева Юлия, и с фоторепортажем Парамоновой Веры можно познакомиться по ссылке: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - премьера спектакля «Дядя Жорж» на сцене Театра Сатиры - https://worldpodium.ru/news/v-cheloveke-dolzhno-byt-vse-prekrasno-i-lico-i-odezhda-i-dusha-i-mysli-premera-spektaklya