9 декабря в российский прокат вышел новый фильм режиссера Антона Борматова «Владивосток». В преддверии релиза автор идеи, соавтор сценария и главный продюсер картины Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист России Карен Шахназаров рассказал, как возник замысел этой истории, как сложилась работа с режиссером, а также о стратегии развития Мосфильма, процессе восстановления после локдауна, важности реставрации выдающихся картин Мосфильма и многом другом.
9 декабря в российский прокат выходит фильм «Владивосток», в котором вы стали автором идеи, соавтором сценария и продюсером. Как возник замысел истории и почему для вас было важно снять этот фильм?
Идея фильма возникла из ностальгического воспоминания о картине, которая мне очень нравилась в детстве – «Набережная туманов» режиссера Марселя Карне с Жаном Габеном и Мишель Морган в главных ролях. До сих пор помню свое первое сильное детское впечатление от фильма.
Я попросил сценариста Алексея Бузина, с которым мы уже работали над «Анной Карениной» и «Решением о ликвидации», написать историю, которая, конечно, получилась очень далекой от «Набережной туманов», но тема моря и порта осталась, хотя и герои, и сюжет совсем другие.
«Владивосток» был запущен в производство в начале этого года и полностью снят на производственно-технической базе Мосфильма, на собственные средства киноконцерна. Расскажите, какая часть картины была снята Владивостоке? И повлияли ли как-то ограничения из-за пандемии на производство фильма?
Картина была полностью снята во Владивостоке. Мне хотелось, чтобы фильм сняли именно там: город очень кинематографичен и удобен для съемок, но его пока мало используют кинематографисты, и это большое упущение.
Пандемия не повлияла на съемки, никто из группы не заболел. Отчасти повезло, что съемочный период пришелся на время спада заболевания, аккурат между «волнами».
Режиссер фильма Антон Борматов в интервью нашему порталу несколько месяцев назад рассказал, что он стремился в полной мере воплотить ваш замысел. Почему решили пригласить его в проект и как складывалось ваше сотрудничество?
Замысел фильма был моим, но сценарий написал Алексей Бузин. В плане реализации идеи режиссеру была предоставлена полная свобода. Мне понравилась криминальная драма Антона Борматова «Околофутбола», поэтому было решено доверить ему съемки «Владивостока». И он справился с возложенными на него задачами.
Потери Мосфильма, как и многих других предприятий, после пандемии огромные, десятки миллионов рублей (150 млн рублей). Известно, что с 2021 по 2024 годы Мосфильм должен перечислять меньшую долю прибыли в федеральный бюджет и направлять сохраненные средства на развитие. Какова стратегия развития организации на ближайшие годы?
Мосфильм, являясь государственным унитарным предприятием, не получает от государства ни копейки. Согласно постановлению 2018 года, государственные унитарные предприятия в отличие от частных, помимо уплаты всех налогов, должны перечислять государству ещё и половину прибыли. Хорошо, что нас временно освободили от этой обязанности. Но даже несмотря на то, что Мосфильм с 2021 по 2024 годы перечисляет меньшую долю прибыли в федеральный бюджет, мы продолжаем платить большие налоги, как и любое другое предприятие. За время моей работы на этом посту, думаю, 10 или 15 млрд рублей государству мы выплатили.
Я не могу сказать, что за время пандемии Мосфильм столкнулся со сверхпроблемой, которую нельзя было бы решить. Да, потери у студии были, но я бы не назвал их катастрофическими. Всем сотрудникам в период локдауна выплачивалась заработная плата, часть из них все равно работала, например, служба обеспечения. Мы довольно быстро преодолели постпандемийный кризис, нарастили производство, компенсировали потери.
Сейчас Мосфильм полностью восстановился, у нас большая загрузка, которая, как ни странно, после пандемии даже увеличилась. Это объясняется и высоким качеством производства, которое не каждая студия может обеспечить.
Ставите ли вы целью снимать на Мосфильме больше собственного контента?
К сожалению, поскольку Мосфильм продюсирует фильмы самостоятельно без господдержки, финансировать много не получается. Но студия входит в копродукцию с несколькими картинами в год, вкладываясь не деньгами, а услугами. Например, являемся сопродюсерами недавних картин Влада Фурмана и Александра Миндадзе. В этом году таких работ порядка пяти. Сейчас помогаем в производстве фильма от ВГИК-Дебют «У самого белого моря».
Но все эти фильмы финансово ничего не приносят нашей студии, мы лишь получаем права на демонстрацию в интернете – в нашей киноколлекции на Youtube. На канале около 40 млн просмотров в месяц, так что эти картины может увидеть широкая публика. К тому же, на Youtube-канале Мосфильма много иностранцев – например, из США приходит 140-150 тысяч зрителей в неделю.
Вы состоите в Совете Фонда кино и за все время работы в фонде отмечали, что одной из самых больших проблем в российском кино сегодня – это недоработанные, не доведенные до ума сценарии. Вы говорили, что в фонде нужно ввести институт редакторов, которые бы проводили творческую работу с материалом. Есть ли подвижки в этом вопросе?
Со сценариями, действительно, необходима более тщательная работа, как в Голливуде или как было в СССР. Дело вовсе не в цензуре, а в кропотливой редакторской работе, решении творческих задач. Я часто об этом говорил, но пока ничего не изменилось. Проблема российского кино в том, что оно ушло от советской модели кинопроизводства, но так и не пришло к рыночной, оказавшись где-то посередине – а это самое неудобное положение.
Кстати, немногие знают, что на производство своих картин в советское время Мосфильм брал кредит в банке, а Госкино возвращало студии деньги, если принимало картину. В то время главным продюсером было государство. А режиссеры иногда оказывались «безработными», они фактически были в штате студии, но если не имели в работе проектов – то зарплату не получали. Как известно, Тарковский иногда годами сидел без зарплаты. У советской системы, конечно, имелись проблемы, она была экономически жесткой, но очень эффективной.
На сегодня выход у российского кино один – либо стремиться к рыночной системе производства, либо возвращаться к советской. Первый вариант – наиболее реален. Не стоит бояться рынка, нужно усиленно работать!
К вопросу о работе. На киностудии сейчас продолжается строительство двух новых объектов – 17 киносъемочного павильона и киноконцертного комплекса. Как продвигается строительство и когда планируете его закончить?
По поводу этого проекта много спекуляций, поэтому расскажу обо всем подробно. Строительством четырех новых объектов на территории Мосфильма, которая ранее не использовалась, занимается частная компания, но строго в согласовании с правительством РФ. Два уже построено и работают – 16 киносъемочный павильон и Дом костюма и реквизита. 16 павильон сразу после строительства стал одним из самых популярных, в нем снимали свои фильмы Кончаловский, Серебренников и другие режиссеры.
17 павильон будет самым большим в Российской Федерации и одним из крупнейших в Европе, на съемки в нем уже выстроилась очередь из желающих. Киноконцертный комплекс с выходом на Мосфильмовскую улицу будет включать четыре зала. Такого масштабного строительства на Мосфильме не было с середины прошлого века. Это дает студии принципиально новые возможности. Мы с гордостью можем говорить, что не просто модернизировали Мосфильм, а отстроили его.
Как готовитесь к 100-летию Мосфильма в 2024 году?
Я не большой сторонник праздничных концертов. (Смеется.)
Отличным подарком к 100-летию Мосфильма станет выпуск книги. Руководитель информационного центра Мосфильм-инфо Гаянэ Амбарцумян написала потрясающую книгу, которая сейчас находится в работе в издательстве Проспект. Это уникальное издание будет представлять собой полный каталог фильмов Мосфильма. Ничего подобного ни одна студия в России не делала.
Сейчас мы еще усиленно занимаемся реставрацией картин…
Реставрация кинокартин – одно из важных направлений работы Мосфильма, давайте поговорим об этом подробнее. Уже восстановлены десятки фильмов, и они часто попадают в специальные программы международных фестивалей. Расскажите про тонкости этого процесса: как вы отбираете фильмы для реставрации, насколько это затратно и сколько удается отреставрировать картин в год?
Отбор фильмов для реставрации – это очень субъективный процесс, но я считаю, что в кино по-другому нельзя. Я выбираю фильмы, которые представляют художественную и культурную ценность. На Мосфильме уже отреставрированы все фильмы Тарковского. Сейчас реставрируем «Страсти по Андрею» - это режиссерская версия
фильма «Андрей Рублёв», которая содержит ранее вырезанные при монтаже сцены и дубли. Работа проходит тяжело, потому что нет негатива. Только что закончена реставрация ленты «Девять дней одного года» Михаила Ромма.
Некоторые картины делаем по заказу телевизионных каналов.
Процесс реставрации трудоемкий – сначала нужно оцифровать фильм, а затем уже идет кропотливая работа с цифровым материалом, которая порой требует инженерных решений. Иногда присутствует авторский брак, который приходится убирать. И уже с отреставрированной цифровой копии при необходимости можно сделать негатив высокого качества.
Это дорогое удовольствие, и всю работу мы делаем за свои собственные средства. Так как наши картины на Youtube-канале смотрят и иностранные зрители, возрастает необходимость субтитрирования, на которое тоже нужны дополнительные средства. В год удается отреставрировать 9-10 картин. Но каждая из них того стоит. Несколько лет назад, на 74 Венецианском кинофестивале Гран-при за лучшую реставрацию получил фильм Элема Климова «Иди и смотри» в секции Venezia Classici.
Реставрация выдающихся картин Мосфильма – это тоже огромный вклад в подготовку к юбилею нашей студии, который уже не за горами.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.