Подведены итоги секции "Литература и чтение" Петербургского культурного форума

Новости

Подведены итоги секции "Литература и чтение" Петербургского культурного форума

03.12.2019
Подведены итоги секции "Литература и чтение" Петербургского культурного форума

Помимо обсуждения юбилеев — года Гранина и приближающегося 75-летия Великой Победы, крупнейшие специалисты книжнойиндустрии поговорили о способах популяризации чтения бумажных книг, о тренде на научно-популярную литературу за рубежом и в России, о конце газетно-бумажной культуры, а также плюсах и минусах цифровизации.

        Круглый стол «75-летие Великой Победы: литература, кино, театр» объединил экспертов сразу нескольких секций, поэтому стал одним из ключевых событий не только программы «Литература и чтение», но Форума в целом. Представители издательской отрасли, библиотек, кино, международных организаций презентовали новые инициативы, посвященные великой дате. Президент Российского книжного союза Сергей Степашин представил 15-томник «Великая Отечественная война в биографиях» издательства «Молодая гвардия», продолжающий культовую серию «Жизнь замечательных людей» и рассказывающий не только о выдающихся полководцах, но и о солдатах – главных героях войны. Новую 5-томную серию «Победа», которая выйдет в печать в рамках проекта «Президентская историческая библиотека», анонсировал президент Издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. В пять томов вошли произведения художественной прозы, поэзии, драматургии, публицистики, написанные непосредственно в годы войны. Вадим Дуда, директор Российской государственной библиотеки, поделился со слушателями планами мультимедийного проекта по оцифровке обложек газет и журналов, выходивших в мае 1945 года. В проект, запланированный на 2020 год, войдут коллекции РГБ, газеты и журналы из фондов национальных библиотек СНГ, Форума славянских культур, других крупнейших культурных институций. 

   Выступление продолжили представители киноиндустрии. Дмитрий Астрахан, российский режиссер театра и кино, объявил о премьере нового фильма  «Судьба диверсанта», намеченной на май 2020 года. В основу ленты легла история партизана Федора Крыловича, взорвавшего 16 танков и таким образом совершившего в годы ВОВ самую большую сухопутную диверсию. Кинорежиссер и продюсер Игорь Угольников представил на круглом столе фильм «Ильинский рубеж» о Подольских курсантах, которые ценой своей жизни остановили врагов на подступах к Москве. Съемки фильма непосредственно на месте боев еще продолжаются. 

       В свою очередь, Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. Горького, рассказал об участии театра в подготовке к праздничным событиям. На сцене МХАТа вместе с оркестром Юрия Башмета готовится постановка «Теркин и другие».

       О международном вкладе в празднование Победы рассказал Минчжоу Чжан, президент Международного совета по детской книге (IBBY), в рамках которого в 2020 году в Москве пройдет Всемирный конгресс, посвященный детской литературе. К 75-летию Победы в Китае будет выпущено 10 новых книг с рассказами о детях, героически проявивших себя в трагических событиях военного времени в Китае, России и Японии. Заместитель министра культуры Сербии Таня Джакович рассказала о программе мемориальных событий у себя на Родине, ряд из которых будет организован в партнерстве с российскими культурными институтами в мемориальном комплексе Донья Градина и в Бане-Луке. К праздничным мероприятиям будут подключены десятки местных муниципальных библиотек, театры, музеи и киноархив Сербской республики с показами документальных фильмов.

 

     Тема грядущего юбилея Победы была продолжена в рамках пленарного заседания VII Всероссийского форума публичных библиотек «Муниципальные библиотеки нового поколения: региональный взгляд», где библиотеку «Победа» проекта «Президентская историческая библиотека» представил председатель Российского исторического общества, председатель Организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации Сергей Нарышкин. Первые экземпляры были переданы руководителям федеральных публичных библиотек, а в скором времени еще тысяча экземпляров нового пятитомника поступит в региональные и муниципальные библиотеки России: «Я рассчитываю, что это будет очень хорошим подспорьем для историко-просветительской работы. Очень надеюсь, что эти книги будут востребованы в каждой библиотеке и в каждом российском регионе».

 

     В этом же контексте прошел круглый стол еще один, посвященный писателю, в творчестве которого военная тема играет едва ли не ключевую роль. Круглый стол «Выдающиеся гуманисты России: Даниил Гранин» подвел итоги проведения в России в 2019 году Года Гранина. Предваряя обсуждение, Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, вручил диплом и статуэтку за победу в Национальном конкурсе «Книга года – 2019» дочери писателя Марии Чернышевой-Граниной,выступившей составителем книги о Данииле Александровиче. Фонд имени Лихачева изготовил специальную памятную медаль к 100-летию Гранина. Два первых экземпляра были вручены президенту Российского книжного союза Сергею Степашину и заместителю руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, руководителю секции «Литература и чтение» Владимиру Григорьеву.

        Мария Чернышева-Гранина рассказала о событиях юбилейного года, отметив следующее: «Мной была предпринята попытка вернуть Гранина на арену литературной жизни Европы. Франция была папиной любовью, а Германия предметом большого интереса — там в уходящем году мы успешно провели конференции, посвященные памяти о Войне». Профессор Сорбонны (Франция) Элен Мэла продолжила встречу, уточнив, что роман «Мой Лейтенант» во Франции готовится к переводу. В свою очередь, Сергей Степашин поделился со слушателями предварительными итогами культурологического марафона «Все грани Гранина», в рамках которого состоялось более 40 мероприятий по всей стране. «Творчество писателя исключительно «не штампами и лозунгами, а глубокими размышлениями о личности человека и роли человека в истории», — добавил он. О том, как широко празднуется юбилей писателя, рассказали российским и зарубежным участникам Форума профессор Лондонской школы экономики и политических наук Владислав Зубок, редактор журнала «Звезда» ЯковГордин, литературовед, переводчик, культуролог Галина Наумова. Телеведущий, общественный, государственный и культурный деятель Михаил Швыдкой закончил встречу на высокой ноте: «В каждую эпоху в каждой стране кто-то из мыслителей становится совестью нации. После ухода Дмитрия Лихачева и Александра Солженицына в 2000-е годы ею оказался Гранин, эта бесстрашная миссия была ему по плечу».

 

       Самым масштабным и профессиональным событием в рамках работы секции стала конференция «Книжное пространство XXI века. Издательства, библиотеки, книжные магазины и цифровые ресурсы», в которой приняли участие 18 ведущих мировых и российских экспертов книжной индустрии. Конференцию открыл заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, руководитель секции Владимир Григорьев:                             «Традиционная книжная культура стремительно меняется. И мы должны понимать, как сохранить тексты для следующих поколений. Очевидно, что цифровая эпоха даст нам возможности транспортировки контента. Но нам нужно не забывать о том, кто этот контент будет создавать, обращать внимание на талантливую молодежь, которая должна прийти в креативные индустрии». Далее Владимир Викторович напомнил о том, что в сентябре 2020 года в России впервые пройдет Международный конгресс детской книги, а в 2021 году — Международная детская книжная ярмарка. Кроме того, В.В.Григорьев сообщил о старте второго сезона Всероссийского литературного конкурса для подростков «Класс!», итоги которого станут известны летом 2020 года. «К развитию семейного и детского чтения сегодня приковано особое внимание на правительственном уровне», — добавил он, предварив выступление специального гостя Форума, члена совета директоров Китайской ассоциации издателей и исполнительного вице-президента Китайского общества исследований детской литературы Минчжоу Чжана. Влиятельный китайский книгоиздатель, президент IBBY рассказал об опасностях цифровизации для творческого развития ребенка. «В некоторых китайских провинциях у детей нет доступа к бумажным книгам, родители занимают их планшетами, смартфонами, потому что это дешевле. Но это негативно влияет на способности детей фантазировать, развивать воображение», — пожаловался он. По его словам опасность цифровизации в том, что контент становится потоковым, не учитываются особенности конкретного ребенка, от чего оберегает выбор бумажной книги. Господин Чжан рассказал о сотрудничестве IBBY с ООН, структуре и векторах работы организации, а также  объявил о выходе специального выпуска издаваемого IBBY журнала «Bookbird», который будет целиком посвящен советской и российской литературе для детей.

        Евгений Капьёв, генеральный директор издательства «Эксмо» начал свое выступление со статистики. По данным Comcon, которые он привел, люди проводят более 6 часов в интернете, а на чтение бумажных книг тратят в среднем не больше 9 минут. «Издательства должны ускорять процесс выпуска книг, ведь авторам сегодня быстрее публиковать материалы на Яндекс.Дзене. Именно поэтому в «Эксмо» мы планируем внедрять сервисы для авторов», — продолжил он. Капьев отметил, что сегодня в «Эксмо» ведется работа над рекомендательными онлайн-сервисами. За основу взят аналог, презентованный на Франкфуртской книжной ярмарке — 2019, с помощью которого в ответ на отправленное пользователем фото своей книжной полки, он сможет получить самые подходящие списки книжных новинок. Денис Котов, основатель петербургской книжной сети «Буквоед» и председатель комитета по поддержке и развитию книгораспространения Российского книжного союза отметил, что книга, а соответственно и способы чтения, будут становиться все более гибридными, сочетая бумажный, электронный и аудиоформат. «Главным явлением читательского будущего должна стать «фиджитализация» — интеграция физики и диджитала, предоставляющая возможность физически находиться в пространстве магазина или библиотеки, но иметь все цифровые доступы, возможности сотворчества, создания креативных продуктов. Так сохраняется душевность», — отметил он.

     Ренате Райхштайн, руководитель отдела прав и лицензий издательской группы Oetinger, поделилась со слушателями аналитикой книжного рынка Германии, заметив, что в стране нет отчетливого роста спроса на электронные книги. «В Германии проживает 83 миллиона человек, 2736 независимых книжных магазинов, 1606 издательств, книгооборот в прошлом году составил 9 000 134 евро. Но только 5% этой суммы пришлось на долю электронных книг. Электронная книга не оптимальное решение на фоне падающего интереса к бумаге», — заметила эксперт. Паскаль Ванденберг, управляющий директор компании Payot SA, признал, что хотя проблематика цифровой книги глобальна, нужно адаптировать решения к собственным контекстам. Эксперт убежден, что противопоставлять онлайн и физическую продажу нельзя, и что цифровые технологии увеличивают желание покупателей приобретать печатную книгу. Среди преимуществ книжных магазинов перед виртуальными он выделил эмоциональную связь с клиентами, благодаря которой удается сфокусировать покупателя на его поиске вопреки современному инстинкту «хотеть всё и сразу». Адриан ван дер Виль, старший преподаватель Лейденского университета, рассказал о четырехгодичном международном исследовании (161 тыс. участников из 19 стран), в ходе которого были сделаны важные выводы: чтение становится менее социальной практикой, экран лишает текст былого авторитета, происходит снижение глубины процесса обработки информации и метакогнитивный дефицит. Он порекомендовал учитывать это в сфере образования, где активно вводится цифровое обучение, несмотря на то, что это не способствует повышению качества усвоения информации.

    Сессию завершили генеральный директор ГК «ЛитРес» Сергей Анурьев и директор компании Storytel Борис Макаренков. Первый отметил, что рынок электронных книг вырос сегодня на 33% при снижении средней продолжительности чтения. По статистике компании, из скачанных книг открываются только 35%. Статистика по аудиокнигам при этом выше — 65%. В свою очередь, Борис Макаренков отметил, что 80% аудиокниг, которые сегодня популярны, это давно изданные произведения, возможно, уже забытые их создателями.

  Круглый стол «Лаборатория познания: научно-популярная литература для детей и юношества» собрал международных и российских экспертов для обсуждения перспектив этого сектора рынка в России и мире. Модератор сессии, руководитель проекта «Курилка Гутенберга» Роман Переборщиков открыл ее убедительной статистикой: по данным Российской книжной палаты количество научно-популярной литературы в России за последние 5 лет выросло на 67%. При этом проблемой книгоиздателей, отметил Переборщиков, становится отсутствие научных редакторов при выпуске книг тех авторов, у которых нет научной специализации. Бывший шеф-редактор журнала Booklist, независимый американский редактор Джиллиан Энгберг, обозначила существующий в Америке тренд на инклюзивность, феминистскую, колониальную, экологическую повестку. Памела Дикс, президент IBBY в Великобритании отметила, что именно детская нехудожественная литература сегодня развивается быстрее всего, а ключевыми темами издаваемых книг становится преодоление любой дискриминации. Качество книг эксперт IBBY определяет не большим форматом и яркими иллюстрациями, а эффективностью передачи темы. Юлия Мелентьева, доктор педагогических наук, профессор, подтвердила, что доля научно-популярного чтения в стране увеличивается, причем издания на темы, которые больше всего интересуют читателя в России (история, антропология, физика, химия) могут отлично встраиваться в учебный контекст.

 

   Просветительская миссия стала главной темой круглого стола, собравшего целую плеяду международных профессионалов «Литературные музеи как центры интеллектуального туризма». Сегодня в России более 400 литературных музеев, которым требуется программа поддержки и продвижения. Руководитель Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев рассказал о туристических маршрутах по местам путешествий писателей, посетовав, что для расширения сети остановок отсутствует финансирование: «Мы мечтаем, чтобы к 225-летнему юбилею Пушкина литературные маршруты вошли в государственную программу». Директор музея отметил, что такие путешествия качественно отличаются от поездок туристических агентств, потому что их проводят сами сотрудники музея, погруженные в тему. О необходимости финансовой поддержки говорила и заместитель директора Музея Достоевского Вера Бирон, отметив, что из-за нехватки ресурсов закрываются уличные фестивали и театральные программы, организуемые музеем. С тем, что развитие литературных музеев ведет к развитию малых городов, а также редевелопменту территорий, согласились международные участники. Варвара Тсака, директор Музея Никоса Казандзакиса (Греция), отметив, что музею не хватает молодых посетителей, для чего институция сегодня проводит разные международные фестивали. Сара Наварро, директор Культурного центра Фредерико Гарсиа Лорки (Испания рассказала, что музей привлекает современных художников для создания и поддержания своей идентичности. Майра Вальтере, менеджер образовательных проектов Музея Яниса Акуратерса (Латвия), пожаловалась на маленькие выставочные площади музеев писателей: «В Латвии около 30 литературных музеев, и только 5 музеев могут похвастаться тем, что находятся в зданиях, построенных писателями под себя. Нам хочется расширять пространство». В конце встречи все участники подписали Меморандум о сотрудничестве, посвященный развитию международных контактов и работе над общими сетевыми проектами.

  Настоящий аншлаг в Санкт-Петербургском государственном университете собрала дискуссия «Журналистика как литература» с участием Дмитрия Быкова, Александра Архангельского, Павла Басинского, Алексея Варламова и Михаила Визеля. Писатели спорили о постправде и свободах в литературе и журналистике. Дмитрий Быков отметил, что в стране великой литературы не будет еще столетие и что сейчас «время не свободного писательства, а честного журнализма». В спор с Быковым вступил писатель Павел Басинский, заметив, что самое свободное дело — писательское, «а газета требует смирения». Ещё один участник встречи Александр Архангельский отметил, что границы между современными дисциплинами — литературой, журналистикой и пиаром — стали слишком зыбкими, чтобы говорить о каждой сфере отдельно. Участники дискуссии предложили слушателям вместе с ними поразмыслить о том, способна ли какая-либо современная публицистика подняться до уровня литературы, в особенности с оглядкой на победившую эпоху блогерства. Кроме того, авторы задались вопросом, в состоянии ли домыслы и фантазии, убивающие медийное поле, каким-то образом обогатить литературу.

 

        В последний день работы секции в Петербурге прошло два массовых мероприятия. Днем во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга открылся Фестиваль детской книги. Мероприятие, в котором приняло участие 13 детских издательств Москвы и Санкт-Петербурга, посетило около 3 тыс. участников. В течение двух дней 16 и 17 ноября посетители участвовали в мастер-классах и встречах с писателями: в Санкт-Петербург приехала Елена Ульева, автор знаменитой серии про детский этикет в сказках в издательстве Clever, Георгий Гупало, создатель серии книг «Занимательная зоология» в издательстве «Альпина.дети», Александра Литвина, создательница популярной книги «История старой квартиры» и другие.

 

      Завершили работу секции лекция и концерт «Рэп как новая поэзия» на новой сцене Александринского театра. На своей лекции Леван Горозия рассказал о том, что черпает вдохновение для творчества из путешествий. «Открытие новой культуры сочетаются с открытием новых людей. Путешествия — ещё и возможность побыть наедине со своими мыслями и понять, о чём именно ты хочешь сказать своему слушателю», — говорил он. В ответ на вопрос о любимой книге Леван посоветовал ребятам прочитать роман-антиутопию «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд – как произведение, посвященное свободе самовыражения и творчества, а своим любимым автором он назвал Иосифа Бродского, прелесть поэзии которого в том, что она не стянута рамками. Кроме того, Леван Горозия предложил ввести в школьную программу творчество групп Ассаи и Krec. Свое отношение к рэпу выразил и Илья Шабельников, известный как Sаtyr, который отметил, что для написания стихов, как и для создания рэп-куплетов, требуется талант и этому не научить. Вечер завершился концертом рэперов Mozze Montana и Rickey F.

 

        Все дни работы VIII Санкт-Петербургского культурного форума в книжных магазинах города проходили встречи с победителями, номинантами и лауреатами ведущих российских литературных премий. Также все время работы секции на Московском вокзале Санкт-Петербурга состоялись публичные чтения «Санкт-Петербург встречает гостей». Ахматову, Маяковского и Цветаеву читали студенты драматического театра РГПУ им. А.И.Герцена, Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, Гуманитарного Университета Профсоюзов, Российского государственного института сценических искусств. В рамках Культурного форума на вокзале выступили победители школьных, районных и региональных этапов конкурса «Живая классика», сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь