Театралы хорошо знают, что спектакли в постановке Сергея Газарова - это всегда знак качества: эталон ёмкого хлёсткого юмора, острой и колкой сатиры, изящного и искусного гротеска! Ранее в рецензиях мы восторгались «Амстердамом» в «Современнике (https://worldpodium.ru/node/5052 ) восхищались «Ревизором» (https://worldpodium.ru/news/nad-kem-smeyotes-nad-soboy-smeyotes-iskromyotnyy-revizor-v-teatre-olega-tabakova ) и вдохновлялись феерией «МОЛЬЕР, avec amour» (https://worldpodium.ru/news/moler-avec-amour-v-teatre-olega-tabakova-iskromyotnaya-feeriya-chuvstv-i-zazhigatelnyy )в Театре Олега Табакова.
Напомним, что год назад Сергей Ишханович Газаров возглавил Театр Армена Джигарханяна, провёл ребрендинг и буквально вдохнул в него вторую жизнь - теперь театр называется «Прогресс сцена Армена Джигарханяна». С 13 октября 2021 года Сергей Газаров назначен художественным руководителем Московского академического театра Сатиры, так что теперь в ведении талантливого режиссёра и актёра, ученика Олега Табакова два театра - нет никаких сомнений, что у Сергея Ишхановича хватит времени, сил, энергии и вдохновения на оба Храма Искусства!
В спектакле “Балалайкин и Ко” режиссёр не отступает от своего фирменного стиля, который можно назвать его визитной карточкой - он иронично, эффектно, экспрессивно высмеивает в своих спектаклях человеческие пороки и исследует тонкий психологизм непостижимой природы человеческой личности, пытаясь понять, почему многие людские недостатки неискоренимы?
Салтыков-Щедрин - гениальный сатирик, чьи произведения во многом являются зеркальной проекцией человеческого общества. Благодаря ему появился на свет гомерически смешной и одновременно беспощадный диагноз обществу и человеку как таковому, рабствующему перед своими страстями и страхами. Диагноз, увы, не утративший ни своей актуальности, ни остроты художественной хлесткости, с которой был некогда поставлен.
Но достаточно ли только признать наличие «дурной» болезни, столь остроумно описанной классиком? Прикосновение к его текстам только ли повод иронизировать над людскими пороками и бичевать их наотмашь? Или все же есть причина задуматься, почему по сути дела так ничего не изменилось в национальном характере?
Приспособленчество, угодливость, жажда лёгкой, вальяжной и сытой жизни на одной чаше весов и морально-нравственные принципы, гражданские ценности, честь, достоинство и благородство на другой.
«Своя рубашка ближе к телу», - эта фраза актуальна для человека в любой системе, во всех обстоятельствах и при любом социальном строе.
Сергей Газаров: “Я не привязываю “Балалайкина” к определенной исторической эпохе. На сцене - пространство игры, где воображение конкретного зрителя окунет его в то время, которое именно ему покажется актуальным для рассказанной истории”.
Сценография Владимира Арефьева представляет из себя огромные деревянные конструкции, в центре которых два колеса, символизирующие колесящих по стране людей, закольцованность событий, сомнений, страхов, соблазнов, страстей.
Владимир Арефьев: “В декорации, которую мы придумали с Газаровым все элементы – подвижные. Все ее детали можно рассмотреть с разных сторон. Надеюсь, эта метафора отражает абсурдность ситуации, описанной в романе, когда любую тему можно разглядывать под разным углом и трактовать ее так, как тебе удобно”.
Острую перчинку, сладкую изюминку и пряную остринку добавляют и костюмы художника по костюмам Марии Боровской, в сотрудничестве с которой режиссер выпускает уже третий спектакль. Первые два — «Ревизор» и «Мольер, aveс amour» в Театре Олега Табакова, о которых мы уже упоминали выше.
Молчалин по-прежнему много чего боится и опасается, а Глумов даёт ёмкие характеристики всему происходящему вокруг, но, разумеется, сам не упускает возможность оказаться в зените благополучия и достатка.
Роль Молчалина исполняет многогранный актёр Сергей Климов, в образе Глумова предстаёт приглашённый актёр, Заслуженный артист России Сергей Чонишвили (в другом составе эту роль играет не менее колоритный и харизматичный Анатолий Кот).
Роль Балалайкина воплощает актёр Театра Альберт Хасиев, в образе вальяжного квартального Ивана Тимофеевича, олицетворяющего вседозволенность, беспринципность многих сильных мира сего, Сергей Серов.
Кроме главных героев на сцене блистает целый карнавал ярких, эффектных и экспрессивных персонажей, которые также тонко, изящно и искусно коррелируются с реальной жизнью.
Молодые девушки в соблазнительных нарядах, танцующие эротичные танцы (Моряна Анттонен-Шестакова, Кристина Исайкина) рефреном сопровождают почти все «тусовки» Квартального - «рыба гниёт с головы», и те, кто громко и яростно транслирует в мир нравственные ценности и семейные узы, сами чаще всего являются апогеем порока и разврата.
По этой же причине в финале двоежёнство Балалайкина из нонсенса вроде бы становится нормой, как и образ жизни богатого «папика» Парамонова (Иван Гордиенко) и его "штучки" (Светлана Макарова/ Надежда Филиппова).
Вместе с актёрами, играющими главные роли, действие сопровождают шесть безмолвных, но невероятно пластичных и гибких персонажей, которых воплощают Дмитрий Володин, Тимур Тихомиров, Роман Керн, Егор Сазыкин, Станислав Буров, Денис Кириллов, Евгений Марков. Это страхи, которые есть в каждом человеке и которые, как это ни парадоксально, во многом являются для него движущей силой, катализатором к действию или бездействию, импульсом для прогресса или регресса, эволюции иди деградации.
Захочет ли сытый, довольный, обласканный чарами молодой красивой покровительницы Глумов выйти из уютной квартиры с отоплением и совершать подвиги? Вряд ли… Зачем думать о том, что творится в мире, когда самому вроде бы совсем неплохо, тепло, комфортно, уютно?
Человек в изменчивых волнах и ветрах жизни подобен кораблю, попавшему в водоворот сильнейшего шторма. Шанс спастись есть, но процент выживших невелик. Стоит ли выступать в конфликт с теми, кто потенциально сильнее, или лучше «погодить» и катиться в «колесе» судьбы, находясь в потоке и максимально используя все возможные ресурсы для своих личных целей? Большинство из нас, как и Глумов, выберут «погодить» и «катиться», дабы самом вдруг не стать жертвой беспощадного «колеса истории». Главное в этой аморфности всё же более-менее ловко балансировать и хотя бы иногда вести диалог с остатками своей же совести, дабы совсем не улететь в пропасть сознания, в которой останешься один на один со своими страхами и страстями.
Но с чем точно не нужно «годить», так это с просмотром спектакля “Балалайкин и Ко” - ближайшие показ уже сегодня, 12 декабря. В ближайшие два месяца герои Салтыкова-Щедрина в великолепном обрамлении Сергея Газарова и воплощении блистательных артистов оживут на сцене Театра «Прогресс сцена Армена Джигарханяна 18, 24 декабря, 8 и 28 января.
С «Балалайкиным и Ко» "годила до лучших времён" корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии: пресс-служба Театра
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.