«МОЛЬЕР, avec amour» в Театре Олега Табакова: искромётная феерия чувств и зажигательный калейдоскоп эмоций!

Новости

«МОЛЬЕР, avec amour» в Театре Олега Табакова: искромётная феерия чувств и зажигательный калейдоскоп эмоций!

«МОЛЬЕР, avec amour» в Театре Олега Табакова: искромётная феерия чувств и зажигательный калейдоскоп эмоций!

Искромётная феерия чувств и зажигательный калейдоскоп эмоций: эти эпитеты очень подходят к спектаклю «МОЛЬЕР, avec amour» в постановке Сергея Газарова, премьера которого состоялась в январе 2021 года в Театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской).

Спектакль-праздник, который изобилует множеством оригинальных находок, появился в репертуаре Театра очень во время: всем нам, уставшим от негативных новостей суровой, а подчас жестокой реальности, очень важно и нужно «переключаться» - отвлекаться от локальных и глобальных проблем, бесконечной суеты, погружаясь в мир экспрессии и фантазии!

В основе спектакля «МОЛЬЕР, avec amour»  - пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова «Полоумный Журден», которая, в свою очередь, является  адаптацией пьесы Жан-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве».

«Полоумный Журден» далек от социальной сатиры, хотя желание нуворишей «вращаться в обществе маркизов» актуально во все времена. В пьесе Булгакова мы видим театр в театре. Здесь появляются не только персонажи «Мещанина во дворянстве», но и  артисты мольеровского театра, причем в экстремальной ситуации.

Театр в театре - это в квадрате, а «МОЛЬЕР, avec amour» - это театр в геометрической прогрессии и множестве превосходных степеней: настолько много красок в этой жизнеутверждающей палитре персонажей и впечатлений, и главное - все краски яркие, позитивные и радостные. Меланхолии и ипохондрии в этом спектакле места нет - только праздник, хорошее настроение и карнавал событий!

Неслучайно название спектакля звучит наполовину по-русски и наполовину по-французски и переводится как «Мольер, с любовью»: этот синтез разных жанров и синергию лучших театральных традиций смело можно назвать квинтессэнцией любви.

Спектакль начинается уже на входе зрителей в зал - публике предлагают заглянуть в кулуары репетиции: артисты разминаются, общаются, упражняются в фехтовании и других приёмах.

В начале действия импозантный актёр Бежар (заслуженный артист России Сергей Угрюмов) филигранно даёт мастер-класс по фехтованию своим младшим коллегам.

После продуктивного дня Мольеровская труппа собиратся расходиться отдыхать вдруг получает новое задание - Мольер внезапно заболел, и вместо него роль Журдена придется играть актеру Бежару … Наскоро распределив роли среди труппы, Бежар излагает содержание предстоящего спектакля так: «Журден, парижский мещанин, богатый человек, помешался на том, что  он  -  знатный  дворянин,  вот  и  все». 

И тут начинается феерия, которую смело можно сравнить с пьянящим и пленительным, лёгким и кокетливым, вдохновенным и вдохновляющим шампанским!

В спектакле «МОЛЬЕР, avec amour» зрители являются не просто свидетелями, а участниками  карусели событий, которая кружится с невероятной динамикой и драйвом - периодически артисты вступают с публикой в интерактив, всё больше и больше вовлекая в этот многоликий калейдоскоп.

Сценография художника Александра Боровского представляет из себя вдающийся в зрительный зал подиум, на котором и происходит действие, напоминающее модное дефиле в стиле Жан-Поля Готье.

Художник по костюмам Мария Боровская и художник по гриму Нина Гарлушко создали какое-то невероятное количество колоритных образов, каждый из которых можно назвать произведением искусства! Парики, боа, воротники, манжеты, рюши, воланы…в образе каждого героя бесконечное количество деталей и аксессуаров.

Режиссер Сергей Газаров: «Спектакль называется «МОЛЬЕР, avec amour». Название пьесы «Полоумный Журден» готовит нас к тому, что эта история о каком-то сумасшедшем, и к нам она не имеет никакого отношения. Не хочется мне загонять героя сразу в рамки «полоумного», ведь Журден, прежде всего, влюбленный, а это состояние знакомо почти каждому. Безумия во влюбленности тоже достаточно, но радости и позитива от такой встречи нас ждет гораздо больше.
Что касается жанра – здесь столько всего переплелось, что я, при всем желании, так и не смог его точно определить. Но в любом произведении и жанре для меня самое ценное – человек. Все, что касается его жизни, причин и следствий поступков – чрезвычайно интересно. Визуально  спектакль решен неожиданно, очень смело и непривычно - зрителей ждет сюрприз».
 

Режиссёр скромничает и немного кокетничает, потому что зрителей ждёт не просто сюрприз, а целый карнавал сюрпризов и событий, которые увлекают в манящий, пленительный театральный мир и дарят безграничную гамму чувств и позитивных эмоций, безмятежную радость, детский восторг, юношескую эйфорию и искренний смех, который, как известно, продлевает жизнь.

Зрители, сидящие вокруг подиума и фактически внутри сцены, могут не переживать за своё здоровье: поединки фехтования, акробатические и другие танцевальные мизансцены поставлены филигранно - шпагой никого из публики не заденут, максимум, что им может «прилететь», это конфетти из перьев, визитки мага, в свободное время преподающего философию, или деньги турецкого султана. Но зрителям всё равно придётся контролировать свои эмоции и поведение -  в каждой сцене спектакля энергия зашкаливает настолько, что трудно усидеть на месте, а не броситься в виде подарочного плюшевого мишки к артистам, чтобы покуражиться и «оторваться» вместе с ними на сцене!

«Не знаешь как играть - играй загадочно!»

Журден в трактовке Сергея Угрюмова - очаровательный богатый чудак, доверчивостью которого ловко пользуются нечистые на руку люди, откровенно разводящие его на деньги. Но назвать Журдена полоумным было бы как-то грубо и обидно - конечно, он слишком доверчив и нелеп в своей жажде принадлежать к знатному сословию и носить почётный титул, но при этом безвреден и наивен, как ребёнок. Малинового пиджака, как у истинного «нового русского француза», у Журдена нет, зато его утренний туалет украшают модные малиновые штаны и башмаки в тон к ним, которые надевают по утрам только благородные персоны.

Госпожа Журден в блистательном воплощении Александра Фисенко - однозначно «Гвоздь программы», хедлайнер и вкусная вишенка на торте, которая венчает новую коллекцию коллаборации «Газаров - Булгаков- Мольер».
Мужественный, брутальный и харизматичный Фисенко настолько органично и гармонично перевоплощается в женщину, что благородной осанке, стройным подтянутым ножкам, изящной походке и кокетливой пластике супруги Журдена позавидуют даже самые гламурные леди, и это мы ещё о бюсте не упомянули, который тоже является одним из предметов гордости госпожи. Как Александр умудряется настолько грациозно и изящно ходить на высоченных каблуках в обтягивающих ботфортах и давящих кринолинах? Парадоксально, но факт! А какой «разбор полётов» устроит Госпожа Журден супругу в стиле «Мемуаров гейши» или ловких восточных единоборств с ножами, когда застанет в гостях у супруга Маркизу, в которую мещанин влюблён как мальчишка?!

Персонажей спектакля, которых в постановке очень много, можно условно разделить на сладкие «спевшиеся» парочки - одни влюблены и преследуют общую цель, другие в тандеме плетут интриги за или против кого-то.

Учитель музыки (Павел Шевандо) и учитель Танцев (Павел Чернышёв) владеют виртуозно не только музыкой, вокалом и хореографией, но и «кружевом интриг» - они вместе «дружат» против учителя фехтования и педагога по философии. Наблюдая за тем как алчные педагоги и беспринципные придворные откровенно разводят на деньги богатого, но при этом совсем беззлобного мещанина, в памяти всплывает множество жизненных ассоциаций о том, как нечистые на руку и на совесть люди пытаются погреться и «нагреться» в зените чьего-то благополучия или чьей-то славы.  

Учитель философии Панкрасс (Игорь Петров) - коуч, который и карму очистит, и бан по фото снимет, и лайки с подписчиками накрутит, и научит туповатого Журдена отличать поэзию от прозы.

Педагог по фехтованию (Александр Лимин) может обучить не только искусному владению шпагой и приёмам на рапирах, но и другим пластическим наукам - его сексуальный наряд активно на это намекает.

Но, пожалуй, ещё больше искусства обольщения можно подсмотреть в пластике восхитительного квартета из двух соблазнительных парочек - это дочка Журдена Люсиль (Анастасия Богатырёва) со своей служанкой Николь (Анастасия Тимушкова) и её возлюбленный Клеонт (Владислав Миллер) со своим находчивым слугой Ковьелем (Станислав Смышников). В сердцах даже самых скучных зануд и скептиков этот «вулкан страстей» разожжёт настоящее пламя!

Ничто человеческое не чуждо и благородным представителям высшего сословия, Маркизе Доримене (Ксения Утехина) и Маркизу Дорант (Никита Уфимцев). Их чарующая румба буквально завораживает и пленяет.

Одна из сюжетных линий, изящно интегрированных в действие, посвящена турецкому султану. А какой Восток без танцев живота? Трио великолепных актрис, Яна Сексте, Арина Автушенко и Наталья Качалова, так лихо отплясывает танец живота, что у публики нет никаких сомнений, что они специализируются на этом всю свою жизнь.

Некоторые сцены выстроены на грани фола, но ни в одном мгновении постановки нет пошлости и примитива, зато много куража, неиссякаемой энергии и неуёмной фантазии!

Над хореографией и музыкальной составляющей спектакля работала потрясающая команда: режиссёр по пластике Леонид Тимцуник, хореограф Александр Лимин (он исполняет роль учителя фехтования),  постановщики сцен фехтования Виктор и Олег Мазуренко, педагог по бальным танцам Елизавета Дивак-Никовская, педагог по восточным танцам Анна Жлудова. Обрамляет хореографическое мастерство многогранная музыка композитора Алексея Айги, о музыкально-поэтических спектаклях которого мы неоднократно рассказывали в своих репортажах.

Карнавал продолжится на поклонах, во время которых артисты окончательно уйдут в отрыв, представив незабываемое шоу, в разы превосходящее телевизионные аналоги «Минуты славы», «Голос», «Дуэты» и «Точь-в-точь».

Павел Шевандо продемонстрирует блестящий вокал, профессионально исполнив оперную арию, словно звезда Большого или Мариинского театра. Владислав Миллер, Севастьян Смышников, Анастасия Богатырёва и Анастасия Тимушкова ловко отобьют чечётку, а присоединившаяся к трио Восточных танцовщиц Милана Бру добавит ещё больше «перчинки» и «остринки» в этот коктейль счастья и фонтан энергии, в котором так гармонично миксуются разные вкусы и настроения!

Происходящие в спектакле «МОЛЬЕР, avec amour» события, словно  «кубик-рубик», вызывают бесконечное множество аналогий и параллелей.

За гротеском и гиперболой эффектного, эксцентричного, экспрессивного, элегантного, эротичного и энергичного зрелища вполне можно узнать себя.

Например, какие ассоциации у нас вызывает модный показ и дефиле?

С одной стороны, праздник, блеск, роскошь, изысканная атмосфера эпатажа и гламура! Какие-то вещи кутюрье навсегда останутся только на подиумах, какие-то уйдут в народ, станут трендом на долгие годы, которому мы будем следовать.

С другой стороны, подиум и дефиле на сцене - изящная, искусная ирония над «брэндоманией»: погоней за новыми коллекциями и пафосной помпезностью, на которую многие настолько падки, что обложка и внешний вид человека становится для них приоритетнее красоты души и интеллекта. Эта ассоциация изящно коррелируется и с поведением грезящего о дворянском титуле Журдена: малиновые штаны, которые носят благородные особы, мещанину как бальзам на душу.  

У любого подиума есть задняя часть: в спектакле «задник» сцены ловко трансформируется в портреты Булгакова и Мольера, которые с помощью распахивающихся дверей то соединяются друг с другом, как пазл, то разъединяются вновь.

Так всегда и во всём: у любой медали есть обратная сторона, как у театра кулисы. За невероятным праздником, который дарят артисты зрителям, стоит долгий, невероятно трудоёмкий, а порой мучительный творческий процесс, в котором важен не только талант, но и терпение, чувство партнёра и, конечно, фарт и фортуна!

Только артисты, постановщики и отчасти их близкие знают, какой титанический труд является фундаментом того, чтобы подарить людям праздник и сделать их жизнь добрее, насыщеннее и ярче!

От души благодарим всех причастных к созданию и воплощению спектакля «МОЛЬЕР, avec amour»в Театре Олега Табакова и говорим им спасибо, что в этом Театре и «Мольер», и все другие спектакли всегда по любви, с любовью и во имя любви - к искусству и к человечеству!

Ближайшие показы спектакля пройдут 27 октября, 12 и 24 ноября.

                                                                            

Театром в театре вдохновлялась, наслаждалась и заряжалась корреспондент Бурулева Юлия     

Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова

Читать также

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь