Премьера эпохального спектакля «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса на сцене Театра им. Евгения Вахтангова: «Жить! Любить! Верить! Прощать!»

Новости

Премьера эпохального спектакля «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса на сцене Театра им. Евгения Вахтангова: «Жить! Любить! Верить! Прощать!»

Премьера эпохального спектакля «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса на сцене Театра им. Евгения Вахтангова: «Жить! Любить! Верить! Прощать!»

Театр имени Евгения Вахтангова 13 ноября отметил вековой юбилей! Вот уже сто лет спектакли Вахтанговского Театра из сезона в сезон покоряют миллионы зрительских сердец. Основатель Театра выдающийся режиссёр Евгений Вахтангов призывал жить проблемами современности.  Художественный руководитель театра Римас Туминас и директор Кирилл Крок верно следуют этим заветам, бережно сохраняя лучшие традиции и приумножая их. Театр Вахтангова является символом Отечественной культуры, идёт в ногу с динамичным временем, не утрачивает юношеский задор и свежесть мышления, сея разумное, доброе, вечное.

В удивительном Храме Мельпомены представлен как незыблемый временем классический репертуар, так и постановки, основанные на произведениях молодых драматургов! Но в Вахтанговском нет места пошлости и ханжеству, самоутверждению за счёт эпатажа.

Труппа Вахтанговского театра – многоликий калейдоскоп талантов всех поколений, ярких индивидуальностей, неординарных личностей! Корифеи искусства  и молодые дарования – безграничная палитра актёрских красок и оттенков.

К столетию приурочена премьера эпохального спектакля «Война и мир» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса, первые показы с аншлагами прошли с 8 по 11 ноября.

Постановка мгновенно и навсегда вошла в историю: нет никаких сомнений, что спектакль соберёт все престижные награды, покорит разные сцены мира, но главное не это - «Война и мир» Римаса Туминаса оставит след в вечности и, может быть, по этому следу блуждающие в пространстве и во времени зрители, словно в морском тумане корабли, откроют не только в окружающем мире, но и в самих себе незыблемые ценности, которые окажутся дороже всех сокровищ мира.

Спектакль Римаса Туминаса соткан из контрастов и парадоксов: «Война и мир» разрывает банальные шаблоны, стирает стереотипы и раздвигает горизонты - в центре пятичасового спектакля не батальные сцены, спецэффекты и артиллерийский пафос, а «Война и Мир», которые бесконечно идут в душе каждого из нас. Человеческая жизнь - самая большая ценность и самая хрупкая субстанция, которая является непостижимой.

Римас Туминас:

«Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние. Мир красивый, эстетичный, театральный, очень хрупкий и как будто бы лёгкий – всё это поглощается кометой. Под этим облаком, этой заражённой войной зоной, вступают некие другие способы нашего рассказа.

Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Нужно и можно нарушать представление о том, как надо. Не бояться.

Всё пробуждают воспоминания. Память – это «родина души». И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Всё идёт из детства.

С этой войной что-то стряслось, и что-то пошло не так. На фоне войны пропадает логика, вступают некие другие законы. Нужна другая игра. Как только зритель предугадывает ваше следующее действие, актёр становится не нужным. Очень важны психологические кульбиты – в поступках, в мыслях. Это ваша обязанность: цирк сознания, переворотов, изменения души, настроения, порывов. Обязанность нашей профессии – раскрыть слово, мысль».

С филигранной тонкостью из бесконечной любовью к Человеку, без революций и назиданий, сцена за сценой, действие за действием, словно хрустальный горный ручей с живой водой, перед зрителями предстают персонажи и события из легендарного романа Льва Толстого, которые представлены не героями и злодеями, а живыми людьми, сотканными из противоречий, сомнений, соблазнов и страстей.

Пять часов спектакля пролетают на одном дыхании - Римасу Туминасу удалось органично интегрировать в роман почти всех центральных героев произведения великого классика. В спектакле заняты несколько составов актёров - наряду с мэтрами, художественный руководитель даёт проявить себя молодёжи.

Сценография постоянного соавтора маэстро режиссуры Римаса Туминаса Адомаса Яцовскиса в этот раз особенно лаконична, но в простоте изящно зашифрована и искусно завуалирована бесконечность смыслов и аллегорий.

Костюмы Марии Даниловой, выполненные в монохромных белых, черных, серо-голубых тонах, обрамляют каждого персонажа, но не отвлекают внимание излишней роскошью.

В музыкальную ткань партитуры спектакля композитор Гиедрюс Пускунигис включил фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к легендарному спектаклю Римаса Туминаса «Вишнёвый сад» (1990) как дань светлой памяти Маэстро - музыка является неотъемлемым персонажем «Войны и Мира», невероятно эмоциональным и проникновенным! В спектакле звучит «Херувимская песнь» П.И. Чайковского, музыка Л. Керубини, а также молитва «Ты моя Мати, Царице Небесная», которая является мудрым заветом и напутствием всем нам, обречёнными рано или поздно умереть, но жаждущим жить, любить, верить и быть счастливыми!

Все декорации - огромная стена с бронзовым отливом, открывающая безграничную вселенную в проекции каждого отдельного человека, который является непостижимым космосом, в том числе и для самого себя.

Границы этой парадигмы то расширяются, словно бескрайние просторы России, всего мира и человеческой души, где так легко потеряться и потерять самого себя, то сужаются в тесный, неуютный, ограниченный мирок салона Анны Шерер (Анна Дубровская/ Юлия Рутберг) или становятся локацией помпезной театральной ложи, где Наташа Ростова увлекается Анатолем Курагиным (Владимир Логвинов).

А ещё эта стена, на которую проецируются тени и иллюзорные световые эффекты, метафора, символизирующая внешние границы, нас окружающие, и внутренние ограничения, которые, словно оковы, сжимают каждого из нас, не дают жить так, хочется.

Гостеприимный дом Ростовых в Москве, имение Болконских, первый бал Наташи, Бородинское сражение, поджёг Москвы, тюремная камера Пьера, куда его посадили за попытку убить Наполеона...

В спектакле есть место почти всем знаковым и значимым моментам произведения, но они решены сквозь призму каждого персонажа! Полёт и приземлённость, аллюзии и гротеск, тонкая ирония и искреннее сочувствие, сострадание и сопереживание каждому герою.

Например, на эпохальном балу Наташа (Ольга Лерман / Ксения Трейстер) сначала кружится одна в своих юношеских грёзах, фантазиях и мечтах, затем увлечённо вальсирует в романтичном рандеву с благородным Князем Андреем Болконским, а, спустя время, уже после гибели Андрея, словно «закольцовывает» круговорот дней, за которые она так быстро и стремительно повзрослела.

Одной из кульминационных сцен является Бородинское сражение, на котором Николай Ростов (Юрий Цокуров) в одиночестве со штыком бродит среди шинелей и винтовок погибших наших и французских солдат, невероятно пронзительно и проникновенно читая пацифистский монолог, в котором искренне недоумевает - зачем и для чего нужна война?

Эта мизансцена не только воплощает на сцене войну 1812 года, но и отражает смысл, а точнее бессмысленность, всех войн, которые когда-либо вело, ведёт и будет вести человечество.

Очарователен и по-детски инфантилен Граф Ростов (Андрей Ильин/Сергей Маковецкий), властна, проницательна и мудра Графиня Ростова (Ирина Купченко/ Евгения Ивашова), противоречив и эпичен Князь Николай Андреевич Болконский (Евгений Князев /Виктор Сухоруков), эпатажна и эксцентрична Марья Игнатьевна Перонская (Людмила Максакова/ Елена Ивочкина), решившая одной спичкой сжечь всю Москву, чтобы она не доставалась захватчику Наполеону…

Примечательно, что в массовых сценах, таких, как бал, сражения и т.п., герои на сцене одни - фатальное одиночество человека, а ещё равенство каждого из нас перед жизнью и смертью, вечное противостояние войны и мира, которое продолжается в наших душах.

Каждый герой вносит свою уникальную лепту в резонирующее в самое сердце действие, но главными персонажами постановки являются Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов, каждый из них проходит на глазах зрителей свой путь к себе.

Андрей Болконский (Виктор Добронравов, Юрий Поляк, Ян Гахарманов), безусловно, самый трагичный герой спектакля - благородный, статный, честный, мужественный князь не может вдохнуть полной грудью воздух свободной счастливой жизни! На протяжении всего действия «застёгнутый на все пуговицы», с прямой, как натянутая струна, спиной,  Болконский ищет гармонию и баланс: он не может до конца поверить людям и открыть своё сердце, ему сложно доверять не только другим, но и себе. Сначала Андрей амбициозно жаждет славы и признания, о чём не стесняется говорить открыто, потом безапелляционно разочаровывается в войне, его угнетают неискоренимые людские пороки, но в момент гибели, кажется, Князь обретает смирение и спокойствие, простив и приняв не только других с их достоинствами и недостатками, но позволив самому себе ранимость и сентиментальность.

Кодексом чести, эталоном гуманизма и милосердия в спектакле выступает Пьер Безухов (Павел Попов/ Денис Самойлов). Именно ему безраздельно доверяет Андрей Болконский свои мысли и переживания, так как точно знает: Пьер ни при каких обстоятельствах не предаст и не продаст.  По-детски наивный и непосредственный, по-юношески задорный, по природе и по поступкам добрый, искренний, честный, порывистый, благородный, ищущий истину в динамичной суете событий, умеющий прощать предательство и не таить обиду на злобу, интриги, лицемерие и фальшь.

Финальный монолог Пьера, в котором он размышляет о том, что жизнь - самая большая ценность и что любить жизнь означает любить Бога, ставит мощнейший заключительных аккорд потрясающему до мозга костей пятичасовому действию. Пьер простыми словами формулирует суть счастливой жизни - жить без угрызений совести и без болезней. Любовь и Вера - что может быть проще, а что сложнее?

В простоте - сложность, в элегантности и лаконичности - необъятный Космос: в «Войне и Мире» на сцене Вахтанговского театра побеждает МИР, как незыблемая ценность каждой человеческой Жизни и отдельно взятой Личности, как уважение границ каждого из нас и того самого личного пространства, которое порой, словно тисками, сжимают не только общественные стереотипы, но и наши собственные противоречия и предрассудки.

«Надо Жить! Надо Любить! Надо Верить!»

Будем Жить! Любить! Верить! Прощать!

В ближайшие месяцы завершить Войну и провозгласить МИР на космической орбите Вахтанговского Театра можно 23, 24 ноября, 7, 8, 22 декабря.

 

В потрясающую атмосферу «Войны и Мира» в Вахтанговском театре погружалась Бурулева Юлия

Фотографии - Юлия Губина, Александра Торгушникова - пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова

Читать также

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь