Премьера пронзительного спектакля «Сорок первый» в Московском Губернском театре: «Две странницы вечных - любовь и разлука…»

Новости

Премьера пронзительного спектакля «Сорок первый» в Московском Губернском театре: «Две странницы вечных - любовь и разлука…»

Премьера пронзительного спектакля «Сорок первый» в Московском Губернском театре: «Две странницы вечных - любовь и разлука…»

Любовь и долг, чувства и убеждения, ценности и цели, надежды и грёзы... На протяжении всей своей жизни человек выбирает то, что ему важно, пытается грамотно расставлять жизненные приоритеты, которые порой оказываются ложными и иллюзорными.

Московский Губернский театр 23 и 24 марта представил премьеру спектакля «Сорок первый» по одноимённой повести Бориса Лавренева.

Первая ассоциация, которую вызывает название произведения, - год начала Великой Отечественной войны. Однако это лишь аллюзия: повесть «Сорок первый» написана в 1924 году и рассказывает историю, события которой происходят в апогее гражданской войны.

«Сорок первый» - это не год, а количество убитых белогвардейцев, которых считает идейная снайпер Красной армии, 19-летняя девушка из рыбацкого посёлка, Мария Филатовна Басова - Марютка.

Глубокая, эпохальная, философская, притчевая, почти библейская повесть, затрагивающая за живое, воплощена в Губернском театре с пронзительной достоверностью, щемящей болью, искренним состраданием и любовью к людям, которые живут на сломе эпох, в столкновении культур.

Режиссёр спектакля - Иван Пачин, один из самых талантливых режиссёров для детской и юношеской аудитории. Спектакли Пачина всегда являются знаковым событием на театральной сцене, в его постановках органично и гармонично синхронизируются трогательная искренность, образность и метафоричность. «Сорок первый» - дебют режиссёра в спектаклях возрастной категории 16+.

Художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил, что сотрудничество с режиссером стало долгожданным и важным опытом для труппы театра:

«Иван Пачин - один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно. Это очень интересный  режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста: и взрослых,  и подростков, и детей. Спектакли Пачина четыре раза становились победителями Большого Детского фестиваля. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным стала очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева "Сорок первый" - это потрясающий литературный материал, который звучит сегодня очень актуально».

Рассказывая о знакомстве с Губернским театром, режиссер отметил:

 «Меня познакомили с Сергеем Витальевичем Безруковым примерно полтора года назад в Севастополе, в Театре Морского флота имени Бориса Лавренева – это было, как мне кажется, символично. Мне предложили поставить этот материал, и это первый мой спектакль с маркировкой 16+. В основном я занимаюсь театром для детей и очень люблю его. Но когда ко мне поступило это предложение, я согласился попробовать: мне было интересно, как этот материал откликнется сегодня. Московский Губернский театр – новый для меня, и когда ты приходишь в незнакомый коллектив, то идешь с открытым сердцем, ты должен в него влюбиться. И тебе становится очень дорого то, что ты делаешь с этими людьми. Многие актеры пришли на первую читку уже влюбленными в материал, - у Бориса Лавренева удивительный язык, это выдающийся текст. И с самого начала мы ставили перед собой задачу оставить куски авторского текста, чтобы он прозвучал в спектакле».

Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый», написанная почти сто лет назад, является сейчас невероятно актуальной: история циклична, на протяжении всей своей жизни люди пытаются балансировать между тем или иными ценностями и вынуждены выбирать «своих и чужих». А, между тем, первостепенными были, есть и будут не убеждения, социальные категории и политические взгляды, а чувства, которые люди способны испытывать друг к другу.

В центре истории - два непримиримых классовых врага: девочка-снайпер Марютка, свято верящая в ценности пролетариата и готовая отдать за них жизнь, и поручик белой армии Вадим Говоруха-Отрок, благородный интеллигент, верный идеалам предков, кодексу офицерской чести и достоинства.

Что может быть общего у безграмотной рыбачки, пишущей примитивные стихи о Ленине и революции и ведущей счёт убитым врагам, и у эрудированного филолога, объездившего весь мир и прочитавшего огромное количество книг?

Волею судьбы герои терпят кораблекрушение, оказываются на необитаемом острове, словно Адам и Ева, и понимают, что все различия, которые их разделяют, гораздо слабее чувств, которые каждый из них способен испытать.

Главного героя воплощает ведущий актёр Московского Губернского Театра Антон Соколов.

Для Антона «Сорок первый» - третья театральная премьера в этом сезоне, в творческом арсенале талантливого артиста огромное количество многогранных разноплановых ролей, в образе каждого своего персонажа Антон Соколов невероятно убедителен и органичен - его героям всегда веришь. Актёр воплощает благородного белого офицера с бездонными синими глазами во всей палитре эмоций - благородный рефлексирующий гуманист Говоруха-Отрок не может не вызывать уважения, сочувствия, сострадания. И хотя произведение написано в 1924 году и, наверное, должно было бы обличать классовых врагов, как нам показалось, симпатии Бориса Лавренева тоже на стороне поручика и в его лице - всех тех, кто навсегда растворился в беспощадном колесе истории.

«Первичные понятия, внушённые идеи - вздор: условные значения на топографической карте. Я дожил до 27 лет, путешествовал по разным странам в поисках идеала, а под сердцем сосала смертная тоска от неудовлетворенности. Сказал бы мне кто тогда, что самые наполненные дни я проведу на этом острове посреди океана…» Этот трогательный, трепетный монолог, который произносит Говоруха-Отрок, является важной характеристикой персонажа.

Таким, как Говоруха-Отрок, пожалуй, посвящено легендарное стихотворение Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года»:

«…И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!..»

Антон Соколов рассказал, что до работы над «Сорок первым» не был знаком с повестью Лавренева и что произведение на него оказало очень сильное влияние, также артист признался, что особенное удовольствие подарила ему работа с командой спектакля: «На протяжении 2,5 месяцев репетиций мы постоянно находились и до сих по находимся в поисках, разговорах: наш маленький островок, на которым мы оказались, нас очень сблизил. Я, честно говоря, был просто ошарашен, потому что год назад я прочитал Платонова, "Чевенгур", и когда вдруг Лавренев открылся, я подумал: ничего себе! Есть такая плеяда писателей, которые, словно русские народные узоры на стекле - реальная сказка или сказочная реальность. Это написано красивым языком, глубокими словами, которые говорят люди, и эти слова у них живые, а не какие-то там картонные. И это оказалось просто удивительно, что есть такой человек и такая книга".

В роли отчаянной Марютки в разных составах предстают сразу три актрисы - Ирина Токмакова, Дарья Рябцева и Юлия Пилипович.

Безусловно, каждая актриса дарит своей героине особую индивидуальность. В первую очередь, Марютка всё же не снайпер, а девушка, и ничто человеческое ей не чуждо. Характерная героиня, которая на короткое время превращается в лирическую барышню, вызывает очень противоречивые эмоции: её пытаешься понять и оправдать, но, если честно, не получается…

Ирина Токмакова призналась, что с акробатикой (в спектакле много пластических моментов) сложностей у неё нет, а вот психологически работа над ролью Марютки далась ей непросто. Но она справилась со сложностями, смогла понять и принять свою героиню и наделить её уникальными чертами. Например, колоритным диалектом или будоражащим взглядом. Актриса изучала поведение детей-сирот, которые по своей природе очень редко привязываются к людям и с трудом расстаются с теми, кто стал им дорог.

В роли автора - Алексей Веретин.

Превращаясь то в киргиза, то в рассказчика, олицетворяющего образ самой судьбы, этот герой, словно проводник, ведёт зрителей по затейливым лабиринтам событий, которые за короткий промежуток времени произошли в жизнях героев.

Узнаваемых и очень важных для сюжетной линии персонажей создают и боевые товарищи Марютки, «малиновый» комиссар Евсюков (Сергей Медведев), бравые красноармейцы Вяхирь (Сергей Ренсевич) и Семянный (Евгений Сыркин/ Эдуард Айткулов).

Алексей Веретин: «Евсюков для Марютки понятен и классово близок, а поручик близок, но классово непонятен».

Философ-гуманист Вадим Говоруха-Отрок и отчаянный воин Марютка - люди разных миров. Могло ли быть у героев совместное будущее?

Антон Соколов: «Хочется верить, что у людей всегда есть выбор и шанс любые споры и ссоры решить мирно, что у них есть возможность договориться и остаться вместе. Но так красиво обычно бывает в книжках. В реальности, к сожалению, мы видим, как происходит: что говорить о каких-то мировых проблемах, если дома мы каждый день можем ссориться с близкими людьми? Слава Богу, не убиваем друг друга. Мне кажется, что нет - у героев не было бы будущего».

Иван Пачин: «Мы как художники всегда стараемся быть на стороне всех людей. Станиславский учил «искать в злом доброго, а в добром злого», в нас всегда очень много всего скрыто, намешано. За каждым из персонажей в этой истории стоит очень четкая система координат. Мы любим и Говоруху-Отрока за то, что он отказывается участвовать в бойне, - и мы верим Марютке, которая хочет продолжать служить тем идеалам, в которые она верит. Каждый из них отстаивает свою правду, но если между этими людьми есть любовь, значит, на каком-то уровне они могут услышать и понять друг друга. Это очевидно, и мы сегодня тоже сталкиваемся с этим в жизни. Вопрос, что мы с этим будем делать, и как будем выражать свою позицию?  

Мне кажется, сегодня очень важно уметь высказываться на злободневные темы, но делать это нежно, с любовью. Этой нежности очень много в тексте Лавренева, главное для нас - суметь ее сохранить. Мы не выступаем с лозунгами, мы говорим о мире чувственном. И не боимся сами себе задавать вопрос: а почему Марютка так поступила в финале?  И эти ответы на одном спектакле могут прийти, а на другом – нет. Мог ли быть у этой истории другой финал, могла бы Марютка отпустить поручика? В русской литературе – пожалуй, нет. Мы так устроены, нам нужен этот удар, чтобы мы очнулись, сидя в зрительном зале. Это наша национальная идея, наша особенность, - ощутить страдание и боль другого человека и разделить ее. Для нас это важно, поэтому мы ищем эту боль на сцене, поэтому и театр у нас так популярен».

Спектакль получился кинематографически-зрелищным.

Иван Пачин рассказал, что выстраивал спектакль в нескольких смысловых пластах, чтобы он был интересен и понятен как взрослому зрителю, так и детям, которые смогут увидеть в этой притче что-то свое – это режиссер тоже привнес в свою работу из детского театра, которому он посвящает большую часть деятельности.

Художник-постановщик Ольга Галицкая и автор инсценировки Фёдор Парасюк в тандеме с художниками по свету и мультимедиа, Павлом Бабиным и Анной Леоновым, с помощью простых предметов достоверно воссоздали на сцене целые стихии. Локации меняются стремительно: труба трансформируется в пулемёт, деревянные верблюды преодолевают барханы пустыни, скамейки молниеносно превращаются в шлюпку, а полотно синего бархата - в чарующее море...

 Действие «Сорок первого» постоянно балансирует в разных пространствах и плоскостях, а главной частью декораций является огромная рама, в которой происходят кульминационные сцены и диалоги. Словно на экране телевизора, кинотеатра или на картине, зрители наблюдают за героями и проживают вместе с ними разный спектр чувств, полярных, парадоксальных, противоречивых.

Как уже упомянули, «Сорок первый» - очень пластичный спектакль, героям приходится выполнять буквально акробатические трюки. Хореограф спектакля Елена Борисова в пластике персонажей подчеркнула их душевные качества - прямая гордая осанка поручика контрастирует с угловатыми движениями Марютки, которая, познав настоящую любовь, пусть ненадолго, но всё же превращается из девочки-пацанки в женственную и нежную барышню.

Программка спектакля тоже аллегорична и метафорична. В ней нашли отражение и пленительные синие, как море, глаза главного героя, и снайперская мишень, которая для Марютки и Поручика становится роковой, и контрастный водораздел между сушей и морем, чёткой границей разделяющий Белых и Красных друг с другом….

После одних спектаклей хочется безмятежно радоваться, другие навевают грусть и меланхолию, а третьи - не отпускают на протяжении долгого времени, заставляя снова и снова переосмысливать увиденное, задавать себе вопросы и искать ответы.

Постановка Ивана Пачина именно такая: «Сорок первый» навевает чарующий шлейф размышлений, загадок и переживаний, которые хочется расшифровывать и постигать, открывая что-то неизведанное не только в героях, но и в самих себе, задавая себе вопрос: «Как бы я поступил, окажись на месте персонажей?...»

Спектакль "Сорок первый" рассказывает о любви, которая вопреки всем обстоятельствам родилась между абсолютно разными людьми, разделенными непреодолимой ментальной, социальной, культурной пропастью. Но ведь если эта любовь оказалась возможной, значит и эта пропасть не так глубока, как кажется, и между людьми на чувственном уровне гораздо больше общего, чем на интеллектуальном и разумном?

Постановку однозначно стоит рекомендовать к просмотру людям разных возрастов и убеждений: «Сорок первый» делает нас внимательнее, терпимее к окружающим, добрее и помогает «расслышать друг друга сквозь ветер, на все времена...»

В ближайшие месяцы «Сорок первый» можно увидеть 6 апреля, 3 мая и 16 июня.

 

В глубокий философский сюжет потрясающей притчи погружалась:

Корреспондент - Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба МГТ

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь