В переводе с греческого языка термин горгоны означает «наводящая ужас», именно поэтому в античной мифологии этим именем нарекали отрицательных персонажей. 6 сентября новый театральный сезон в Театре Сатиры открыл спектакль «Гогроны», премьера которого состоялась под занавес предыдущего сезона – 27 мая. «Горгоны» - бенефис двух замечательных актрис – Народной артистки России Алёны Яковлевой и Заслуженной артистки РФ Марины Ильиной. Творческому и дружескому тандему восхитительных актрис более 20-лет, в их профессиональном арсенале огромное количество разнообразных ролей во всех стилях и направлениях, однако, новый спектакль стал открытием и для них самих!
В основе спектакля «Горгоны», поставленного по пьесе американского драматурга Дона Нигро, противостояние двух голливудских див, длиной в целую жизнь. Героини филигранно владеют искусством плетения интриг, в то время как актрисы далеки от кулуарных коллизий.
Мы встретились с Народной артисткой России Алёной Яковлевой, чтобы поговорить о бенефисе и ближайших профессиональных планах, подходах к режиссуре, отношению к классике и многочисленных ролях в кино, которых в фильмографии актрисы более ста.
Спектакль «Горгоны» основан на одноимённой пьесе Американского драматурга. С какими сложностями столкнулись при постановке?
«Горгоны» - сложная, многослойная пьеса Дона Нигро, которая имеет мировую известность. В России её ставили в регионах, а в Москве это первая постановка. В произведении много типично американских вещей, которые нашему зрителю будут непонятны, но мы поработали над материалом, чтобы не было скучно и однобоко.«Горгоны» - история о вечных соперницах, которым предстоит сниматься в одном кассовом голливудском фильме. Всю жизнь они враждовали – из-за ролей, поклонников, гонораров. Уже в очень преклонном возрасте они вновь встречаются на съёмочной площадке. Мы совместно с партнёршей Мариной Ильиной, режиссёром Натальей Фекленко и всей командой спектакля очень углубили эту пьесу, интерпретировав сценическую историю не только с точки зрения актёрской зависти и конкуренции, выстроили действие через взаимоотношения двух героинь. Из разряда, когда ты не можешь с человеком и не можешь без него. Это больше русская страсть, несмотря на то, что драматург – американец. Такая история вполне могла быть и в России, ведь природа человеческой личности не имеет национальностей и географий. Например, аналогичная история вполне могла произойти между Элиной Быстрицкой и Руфиной Нифонтовой, которые всю жизнь служили в одном театре, и другими актрисами, чья карьера и судьба тесно переплетена.
Команда спектакля, преимущественно, женская?
«Горгоны» – женская история, две актрисы, женщина-режиссёр, балетмейстер, художник. С актрисой Мариной Ильиной нас связывает многолетняя дружба и множество совместных творческих проектов. Костюмы создавала знаменитый художник, лауреат множества наград, среди которых «Золотая маска», виртуозная Виктория (Вита) Севрюкова. Прекрасный балетмейстер Ирина Филиппова привнесла уникальный колорит в постановку. А чтобы разбавить этот женский коллектив, мы внедрили в спектакль мужчину. Молодой артист Антон Буглак в спектакле исполняет сразу четыре роли, воплощая собирательный голливудский образ – Мистер Халивуд.
В спектакле «Горгоны» есть какая-то мечта, которая сбылась?
Наша профессия очень мистическая и часто то, что происходит на сцене, так или иначе переносится в жизнь. В случае с «Горгонами» - не хотелось бы, так как финал истории отнюдь не благостный, да и героини – совсем не положительные. Но в целом, в этой постановке воплощается много моих профессиональных желаний! Работа над спектаклем велась больше года, была детально и кропотлива. Пришлось адаптировать и трансформировать типично американскую пьесу, делая её понятной и интересной Российским зрителям. Выражаю благодарность художественному руководителю Театра Сатиры Александру Анатольевичу Ширвиндту, директору театра Мамеду Гусейновичу Агаеву и всем причастным к воплощению спектакля «Горгоны» в жизнь.
Какой стиль режиссуры Вам ближе? Тоталитарный (режиссёр поставил задачу - актёр выполнил) или более демократичный и свободный (когда актёры спорят с режиссёром, отстаивая свою точку зрения на линию персонажа), импровизируют.
Смотря какой тоталитарный стиль. Например, Валентин Николаевич Плучек – кладезь мировой культуры, он всегда знает, что делает. Но если это дилетанты, которые самоутверждаются за счёт других, упиваясь своей властью, это неприемлемо.
Считаете ли Вы, что современная интерпретация классики – попытка по-новому взглянуть на неё?
Я не люблю современную интерпретацию классики. Может быть своё видение, но не разрушение всех идеалов, нравственных устоев и вечных человеческих ценностей.
Играя спектакль много лет, как сохранить задор и ощущение, что выходишь на сцену, словно в первый раз?
Надо любить свою профессию! Если не любишь, даже на 5 спектаклей вперёд задор не сохранить. Если спектакль живой, яркий и тебе интересно в нём участвовать, то он будет жить!
Говорят, что театр - большая тренировка, чем кино, где ты должен за короткий срок показать, что умеешь?
Кино – это математика, ты должен включаться в одну секунду. С одной успешной в кино актрисой мы репетировали общий спектакль. А режиссёр не понимал, как ей объяснить задачу, которую она должна выполнить на сцене, потому что театральная постановка и съёмочная площадка - диаметрально разные вещи. Телесериалы не дают возможности переключаться. Были случаи, что снимали по 12 сцен, а время ограничено – ждёт самолёт. У тебя нет возможности разбирать каждую сцену, учить гигантский объём текста - ты листаешь, эмоционально включаешься и выдаёшь результат.
Немного о кино. В лихие 90-ые, как известно, его почти не было, но зато на заре 2000-ых начался бурный подъем. В Вашей фильмографии более 100 ролей. Какие считаете самыми любимыми?
Когда я начала сниматься, мне было почти 40 лет. Большинство романтичных ролей в кино, которые я могла сыграть, прошли мимо. Но зато я воплотила много чего другого. Бывает так, что начинаешь рано и заканчиваешь быстро, а я начала в зрелом возрасте и сейчас очень востребована.
Ваша мама – врач, и у Вас в творческом багаже сразу несколько образов, связанных с этой профессией. Может быть, где-то медицинские гены дали о себе знать?
Я выросла в полуврачебной семье, да и в университете нас учили делать уколы, но есть не столько визуальные, сколько интуитивные вещи, которые сложно определить и охарактеризовать. Кроме того, физиогномически я подходила под строгий образ врача или медицинского начальства. В моей фильмографии действительно много героинь врачебных профессий – первый сезон сериала «Склифосовский», «Женский доктор», «Я лечу»... Мне любопытно было работать над каждым из этих образов. Например, в «Женском докторе» персонаж жёсткий, но душевный, моя героиня не приемлет предательство. В этом сериале много хороших человеческих историй: сочетание жёсткости и убедительности, властности и человечности. В «Склифосовском» превалировала история отношений моей героини, начмеда, с главврачом, которого играл Эммануил Виторган.
Расскажите о проектах на Испанском языке, ведь в Вашей творческой биографии есть и они!
В университете я учила Испанский язык и даже работала переводчицей на Олимпиаде. У меня есть несколько Испанских картин. В сериале «В ритме танго» я играла испанку - подругу героини Натальи Орейро. Также был сериал, в котором я играла журналистку, где у меня были огромные монологи на испанском. Было забавно и непросто вновь к нему вернуться, спустя столько лет.
В фильме «Возвращение мушкетёров» Георгия Юнгвальд-Хилькевича Вы играли «новую» Миледи. Вспомните об этом проекте.
Георгий Эмильевич говорил: «Понимаешь, этот персонаж более современен, чем та Миледи (классическая, в блистательном воплощении Маргариты Тереховой). В ней вообще нет ничего человеческого: надо убить - убьёт, украсть – украдёт». Единственно, чем её можно было оправдать – золотая лихорадка. Я придумывала разные актёрские приёмы, где она просто одержима украшениями, как женщина-ворона, падкая на блёстки. В фильме много ироничных сцен, с юмором и гротеском. Мы снимались вместе с Александром Анатольевичем Ширвиндтом, Дмитрием Нагиевым и другими актёрами.
Не бывает 100% хороших и плохих людей, в каждом из нас сконцентрированы многие черты и мы в разных обстоятельствах выбираем тот или иной путь. Но в кино, да и на сцене, как правило, есть грань – положительный или отрицательный герой! Пытаетесь ли найти в отрицательных персонажах гуманные черты, в чём-то оправдать их поступки?
Мы – адвокаты своих ролей. Каждый человек не очень отдаёт себе отчёт – хороший он или нет, и каждый пытается себя оправдать. В любой истории должна быть очень чёткая мотивация - почему и зачем человек совершает те или иные действия? Иначе это неубедительно, прямолинейно и монохромно.
Был такой сериал «Обручальное кольцо», в котором я играла бабушку, одержимую воровством внука, нужно было взять очень высокий внутренний градус. Мне режиссёр сказал: «Она сошла с ума в своей маниакальной одержимости».
А если персонаж детально не прописан, Вы себе придумываете его прошлую биографию?
Я всегда стараюсь это сделать. Придумываю биографию, профессию, размышляю - почему у героев сложились те или иные отношения, это всегда накладывает отпечаток на линию персонажа. Самое интересное, что это не какой-то абстрактный человек, а когда в нём есть своё зерно. Последние годы я переиграла огромное количество мам, но они все разные, со своим характером и темпераментом, лабиринтами судьбы и биографии. Одна - сумасшедшая, вторая - бывшая оперная певица и т.д. Очень люблю сериал «Дневник доктора Зайцевой», где я воплотила характерную роль мамы главного героя, колоритный, эксцентричный персонаж. Недавно снималась и не понимала: почему моя героиня против парня своей дочери? Оказалось, что это сын её подруги (эту роль играла Лариса Удовиченко). По задумке сценаристов, с её персонажем у моей героини на протяжении всей жизни складывались непростые отношения, и поэтому она противится выбору своей дочери. Очень сложно, имея больше ста картин, всё время быть разным, поэтому я каждый раз фантазирую что, как и почему.
Ваши персонажи – эталон стиля и гламура, собственно, как и Вы сами. Насколько часто снимаетесь в своей одежде?
Очень часто снимаюсь в своей одежде и всегда стараюсь привозить на съёмки личные аксессуары- платки, брошки, чтобы оживить своих героинь, сделать необходимый акцент, придать индивидуальность. Фильм фильму рознь. Когда бюджет проектов ограничен, на актрис одевают то, что есть в арсенале художников по костюму. У меня был период, когда я на протяжении 4 лет подряд снималась в Киеве в 3 сериалах -120, 140-160 серий (я на тот момент строила дом). И все героини – состоятельные, успешные женщины: жена хозяина гостиницы, супруга владельца ювелирных магазинов, а в распоряжении художников по костюмам было очень ограниченное количество вещей (это был 2004-2005г.г., кино только начинало возрождаться). Но не может жена владельца ювелирной сети всегда быть одета в скромные вязаные кофточки! Я на съёмки целыми сумками возила свои вещи. Для меня костюмы, парик, грим имеют очень большое значение. Я всегда в деталях всё это продумываю, особенно на сцене, где должно быть удобно и комфортно.
Где снялись за последнее время?
В этом году в производстве три кинематографических проекта с моим участием. Недавно в одном сериале, съёмки которого проходили на Украине, сыграла деревенскую жительницу, которая работает свинаркой. Для этой роли мне сделали золотой зуб, пришлось обрезать ногти и полностью отказаться от грима, но как актрисе, мне это было сделать крайне любопытно! За последние годы я очень много переиграла гламурных див, элитных женщин, а тут диаметрально противоположный образ.
Как говорится «Сер был бы шар земной, без тех, кто живёт мечтой». Вы в жизни мечтатель?
Я стараюсь свои мечты воплощать в жизнь, реализовывать. Это не всегда возможно, но если что-то хочется, надо стараться. Свои мечты надо точно и конкретно формулировать! Мысль материальна!
Как сказал Карл Сэнберг: «Всё, что существует на свете, когда-то было мечтой». Но, как показывает жизнь, одних фантазий мало: чтобы добиваться цели, надо много работать и никогда не сдаваться!
Народная артистка России, ведущая актриса Театра Сатиры, популярная актриса кино, обворожительная женщина, надёжный друг и заботливая мама Алёна Яковлева филигранно маневрирует лайнером своей жизни, постоянно экспериментирует на сцене и в кадре, не боится инноваций, не ищет лёгких путей, но в тоже время всегда остаётся верна своим принципам, убеждениям и ориентирам, сохраняя яркую индивидуальность и уникальное обаяние!
Благодарим Алёну Юрьевну за конструктивный диалог! Насладиться бенефисным спектаклем «Горгоны» можно на сцене «Чердак Сатиры» 10 и 17 октября, 2 и 27 ноября! Также в текущем репертуаре легендарного Театра Сатиры блистательную актрису можно увидеть в многогранных постановках: «Слишком женатый таксист»,«Хомо эректус», "Никогда не поздно", «Таланты и Поклонники».
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.