Русудан Глурджидзе, режиссер из Грузии, чей дебютный фильм "Чужой дом" получил Гран-при МКФ в Карловых Варах и был выдвинут Грузией на "Оскар", стала гостем и членом жюри недавно прошедшего 24-го Минского международного кинофестиваля "Лiстапад". Учітывая это обстоятельство, мы воспользовалісь случаем для того, чтобы поинтересоваться ее мнением о прошедшем в белорусской столице кинофоруме, а также ее взглядом на процессы, происходящие в современном кинематографе.
-Русудан, скажите, каковы Ваши впечатления от 24-го Минского международного кинофестиваля "Лiстапад"?
-Замечательный фестиваль, я могу сказать, что благодаря нему я влюбилась в эту страну. Таких фестивалей во многом не хватает.
Для меня была неожиданностью такая сильная программа. Я много путешествовала по разным фестивалям, но такую изысканную и очень сильную программу, понимаю, что найти очень сложно. И хорошо, что организаторы выбрали такие потрясающие фильмы.
Фестиваль вообще очень поддерживает молодежь. Я поблагодарила каждого молодого человека, который пытался сделать наше пребывание в Минске исключительным
Каждый вечер у нас было общение, у нас были неформальные встречи, вечеринки и всё это создает праздник. Я хочу поблагодарить за неделю, которую я тут провела
-И как Вы оцениваете итоги голосования жюри?
-Я думаю, что в любом случае жюри всегда субъективно. Мы старались не подвести.
-В жюри на фестивале были в первый раз?
-Нет, в третий.
-Давление от председателей жюри чувствуется?
-На некоторых фестивалях есть председатели жюри, на других- всё демократично и либерально.
Надо быть принципиальным, я думаю, что все вот с такой ответственностью приходят в жюри. В конце-концов всё сводится к тому, что побеждают наилучшие. Я так уверена, у меня был такой опыт
-Удалось ли Вам что-то в Минске увидеть?
-А вот с этим оказалось сложно, потому что у нас были ночные перелеты, много времени ушло на отдых
-Удовлетворены ли Вы тем, как сегодня белорусское кино представлено на мировой арене?
-Осталось подождать год - два до того, как новое белорусское поколение эту арену завоюет.
-Как Вы считаете, по каким критериям вообще следует оценивать современное кино?
-По интересу для зрителей. Истина и любовь - двигатели всего в жизни, а если говорить применительно к профессии кинематографиста, то без этих критериев невозможно создать достойные фильмы.
-Что такое хорошее кино? Каков Ваш критерий как специалиста здесь?
-В первую очередь, это то кино, которое остается с тобой, и то кино, которое будет влиять на какой-то процесс культурный, это кино, которое неожиданное, это кино, которое свежее, это кино, которое печалит тебя или веселит тебя, национальное кино.
Я смотрела программу, я приятно удивлена что там такие замечательные фильмы, что выбор будет сделать очень трудно.
-Скажите, в Вашей собственной практике каких новинок мы можем ждать?
-Сейчас кино вообще- искусство молодое, идет активный поиск языка и средств выражения, и я очень рада, что молодое поколение- оно ищет эти новые способы, не сдается и каждый год, каждый месяц мы получаем новые свежие фильмы, которые на самом деле являются произведениями искусства, и это делают молодые
-Раньше было единое пространство Советского Союза, а вот сейчас единое кинопространство СНГ есть?
-В кино его нет, потому что всё-таки языковые барьеры, но есть интерес. Я недавно смотрела фильм белорусского режиссера, который должен вот-вот закончить свое творение, я просто в восторге от фильма "Хрусталь" Дарьи Жук, который, думаю, будет иметь активную жизнь на фестивалях и будет успешным.
Для меня был очень интересным открытием этот фильм. И думаю, что точно такое же отношение у белорусского зрителя к грузинским новыым фильмам. У нас- традиция любить кино друг друга, но к сожалению вот пока что с пространством нее разобрались.
-А к шумихе вокруг фильма "Матильда" как относитесь?
-Знаете, я не воспринимаю ничего, кроме искусства, поэтому всякая шумиха из-за какой-то темы- она, мне кажется, немного искусственна, а этот конкретный случай, думаю, вообще является каким-то эпатажем
-Ваша картина "Чужой дом", с которой Вы дебютировали, достойна похвалы?
-Мне очень приятно, как мою картину принял зритель в разных странах. И поддержка при создании картины со всех сторон мне также очень помогла.
Думаю, что сюжет картины очень многих задел, что называется. Драма, удостоенная Гран-при даже самого Хасана II, представляет собой историю семей, которые после вооруженного конфликта 1992-1993 годов пытаются начать жизнь заново, поселившись в брошенных наспех домах Абхазии. Однако несмотря на все их попытки обустроить свой быт, забыть недавние трагические события оказывается очень трудно.
-Спасибо за интересную беседу!