В Москве завершает работу юбилейный V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского», сохраняющий, приумножающий и прославляющий незыблемые традиции Русского психологического театра. Важной частью насыщенного событиями фестиваля является Образовательная программа, которая дарит студентам региональных ВУЗов бесценный профессиональный опыт, даёт возможность на практике исследовать гениальную «систему» К.С. Станиславского, открывая детали и нюансы как в профессии, так и в самих себе.
«Фабрика Станиславского» реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области, организаторы - Московский Губернский театр и Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова.
В этом году на фестиваль приехали более 30 студентов из шести городов России: Владивостока, Краснодара, Орла, Иркутска, Саранска и Тамбова. Для них в рамках фестиваля 18 преподавателей театральных вузов провели свои мастер-классы по дисциплинам «мастерство актера», «сценическая речь» и «сценическая пластика», а также лекции по истории театра, психологии творчества, театральному этикету и другим дисциплинам. Мастер-классы по актерскому мастерству для студентов провели Сергей Безруков, Сергей Федотов, Александр Коручеков, также своими знаниями о театре и важными навыками актерской профессии со студентами поделились Тереза Дурова, Павел Руднев, Владимир Аносов, Дмитрий Мозговой, Константин Мишин, Ольга Маркелчева, Михаил Белякович, Айдар Закиров, Татьяна Тарасова, Григорий Фирсов, Ирина Юдина, Максим Драченин, Арсен Агамалян, Анна Гилунова, Ольга Матвеева. Кроме того, в Образовательную программу включена познавательная экскурсия, посвящённая Константину Сергеевичу Станиславскому.
Мастер-классы проходили в репетиционном зале Московского Губернского театра, где между педагогом и студентами нет никаких границ: атмосфера творческого драйва способствует полному погружению и вовлечённости в процесс.
Принять участие в мастер-классе Сергея Витальевича мечтают не только молодые и начинающие актёры, но и уже известные. Например, один из самых востребованных в нашей стране актёров, Антон Хабаров, который является одним из ведущих актёров Московского Губернского театра, неоднократно говорил, как многому его научил Сергей Безруков, и как яркие образы, которые Хабаров создаёт на сцене МГТ, помогают ему воплощать разнообразные роли в кино…
Перу Николая Васильевича Гоголя принадлежит ставшая крылатой цитата: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Для Сергея Витальевича это аксиома, которая не требует доказательств, так как является лейтмотивом его жизни. Сергей Безруков - уникальная личность, которая делает всё, чтобы незыблемые традиции Русского психологического театра бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение. Сергеем Безруковым восхищаются и вдохновляются как театралы, так и любители кинематографа и музыки, его незаурядный талант и мастерство признают как профессионалы, так и зрители. В каждом образе, созданном на сцене или в кино, Безрукову удаётся быть максимально убедительным и органичным.
В апреле Сергей Безруков покорил очередной рубеж, на который ещё никто не решался, - со своей блистательной командой он представил потрясающий спектакль «Казанова. Ars Vivendi» в многотысячном «Крокус Сити Холл». Этот масштабный зал является концертной, но не театральной площадкой, изредка там проводят музыкальные спектакли, но показ драматического спектакля на сцене Крокуса уникален. Жаркий «пожар страстей в искусстве жизни» триумфально покорил и этот рубикон - несколько тысяч зрителей рукоплескали виртуозному Казанове в исполнении Сергея Безрукова! Подробнее об искромётном спектакле можно почитать по ссылке: «Пожар страстей в искусстве жизни!»: Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Казанова. Ars Vivendi».
Приветствуя студентов, Сергей Витальевич акцентировал внимание студентов на важности понимания смысла любого произведения и детального погружения в каждый образ.
«Все читают стихи в школе, так как это входит в программу. Многие делают это мастерски и получают хорошие оценки. Когда поэты читают свои произведения, как правило, они точно следят за рифмой и размером, в котором написано стихотворение. Например, мы безошибочно узнаём специфические интонации Иосифа Бродского. Сергей Есенин читал очень по-актёрски, его выносили на руках, и это было потрясающе! Даже сам Борис Пастернак, который с Есениным был не в очень хороших отношениях, отмечал, как мастерски Сергей Александрович читает свои стихи, настолько проникновенно, как актёр. У Владимира Маяковского - своя уникальная манера декламации стихов...
Есть времена, которые диктуют определённые вкусовые пристрастия, также как и актёрское исполнение. Например, легко проследить в кино послевоенного периода ощущение утрированного эмоционального окрашивания всех реплик. Был период времени, когда так принято было интонировать не только на экране и на сцене, но и в жизни. Например, если посмотреть какие-то политические выступления того периода времени, также можно отметить подобное интонирование. При этом есть потрясающие образы Фаины Раневской, которая абсолютно органично существовала в таких любопытных интонациях, которые идут в разрез с современными.
Сейчас специфика времени такова, что блёклая интонация кажется наиболее правдивой в кино и на телевидении, без театральных красок.От своих студентов я требую правды проживания - у любого стихотворения есть смысл. Актёры - это в первую очередь «О чём?». Вы все студенты 3-4 курсов, почти выпускники. При поступлении в театр Вас будут просить читать стихи, необходимо понимать, что Вы читаете и о чём: «Правда и ничего, кроме правды!» Если я отбираю в театр, мне очень важна дикция актёра и поставленный голос. Александр Коручеков недавно выпустил у нас в Московском Губернском театре «Собаку на сене». Пьеса в стихах требует изящества произношения поэтических текстов. На открытии фестиваля Вы видели Наталью Качалкину в роли «Собаки на сене» (Дианы) и заметили, насколько блестящая речь! (прим. ред. - репортаж с Церемонии открытия Фестиваля по ссылке: Open-air версия спектакля «Собака на сене» торжественно открыла V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»).
Зритель всегда идёт за Вашими эмоциями! Бывают исключения, когда публику привлекает форма, а не содержание, но это скорее "вкусовщина". Мне интересен актёр, насколько он заразителен и правдив на сцене. Когда я выхожу на сцену в роли Есенина в спектакле «Хулиган», я проживаю стихи: каждое стихотворение - маленькая жизнь. В стихотворении есть начало, развитие, действие, конфликт… Мы порой пытаемся читать стихи на сцене, меняя ритм, чтобы больше походило на прозу: это когда мы слышим рифму, но люди разговаривают, как в жизни. Очень важный момент, чтобы зрители понимали смысл. Это мастерство режиссёра. Любое стихотворение - маленький спектакль. Любой спектакль - это мизансцена, реквизит, это то, что Вам помогает, отвлекает и даёт определённые возможности. Всё, что Вы сами себе придумали, может идти Вам на помощь. Если используете какой-то реквизит (например, стул), важно, чтобы Вы понимали - «Для чего?»...».
Андрей Кузнецов из города Владивостока прочитал отрывок из стихотворения Михаила Кульчицкого «Бессмертие», Сергей Витальевич на его примере дал очень важные конкретные комментарии, на что обратить внимание…
Сергей Безруков: «За одно занятие научить актёрскому мастерству нельзя, но возможно показать элементарные техники, которые в дальнейшем можно и нужно отрабатывать на практике».
Доступно, с эмоциональными примерами Сергей Витальевич продемонстрировал свои авторские техники, которые он открыл и развил на личном опыте и по которым учит своих студентов. Техника «Пьяные» помогает органично воплотить разные виды опьянения: от лёгкого «шафе» до последней стадии «потери координации». Артист доходчиво объяснил в чём суть техники «Водитель»…
Темпераментно, органично и эмоционально Сергей Витальевич продемонстрировал несколько примеров на память физических ощущений. Он призвал всегда и во всём прислушиваться к личным ощущениям, наблюдениям: актёр должен быть внимательным и уметь анализировать, запоминать и гармонично, без наигранности и фальши воспроизводить тогда, когда это требуется. Например, как мы проявляем волнение, трепет, влюблённость? Что чувствуют люди, когда они замёрзли или, наоборот, когда им нестерпимо душно?
Как говорил Альберт Эйнштейн: «Воображение важнее знания: логика приведёт Вас из пункта А в пункт В, а воображение в любые миры». У актёра должно быть развито воображение и фантазия, но и интеллектуальная составляющая, эрудиция, кругозор также необходимы. Например, невозможно органично воплощать образ человека из какой-либо эпохи, не имея ни малейшего представления о том, какие правила и нормы были приняты в то время в конкретном государстве. Сейчас в разгаре съёмки фильма о легендарном адвокате Плевако, которого воплощает Сергей Безруков. Актёр раскрыл некоторые детали образа своего нового героя, который является реальной исторической личностью.
Эксклюзивно для участников мастер-класса актёр, режиссёр и педагог поделился и некоторыми другими полезными деталями личного профессионального опыта.
Сергей Витальевич искренне поблагодарил своего отца, актёра, сценариста и режиссёра Виталия Сергеевича Безрукова, который с детства готовил сына к актёрской профессии и обучал мастерству.
Неоднократно за время мастер-класса Сергей Безруков с искренним трепетом и благодарностью вспомнил своего педагога и наставника, Олега Павловича Табакова.
Сергей Витальевич призвал молодое поколение не забывать незыблемые достижения великих соотечественников, а сохранять и продолжать их. Например, актёрская техника ученика Константина Станиславского, гениального актёра и педагога Михаила Чехова, является фундаментом мастерства для многих всемирно известных актёров, именно ей пользовались Мэрилин Монро, Марлон Брандо. «Систему Станиславского» использует Аль Пачино и многие другие признанные во всём мире мэтры...
В финальной части познавательного, увлекательного и конструктивного мастер класса студенты задавали мэтру вопросы.
Одна из студенток, которая работает над ролью Настасьи Филипповны из «Идиота», задала интересный вопрос о положении рук и пластике тела в образах благородных дам прошлых веков. Сергей Витальевич акцентировал внимание на осанке и порекомендовал, как в статичном образе великосветской дамы быть максимально убедительной и органичной. Педагог обратил особое внимание на излишнюю жестикуляцию, гармоничную позировку рук и мимику - как на сцене и в кадре, так и в жизни.
«Учитесь разговаривать словами!» - призвал Мастер.
Другая молодая актриса, репетирующая в спектакле «8 женщин», спросила совет, как играть страх и ужас от ситуации, когда по сюжету в соседней комнате находится мёртвый человек.
Третья студентка задала интересный вопрос по Чеховскому «Дяде Ване». Она спросила у Сергея Витальевича его мнение, почему Елена Андреевна не уходит к Астрову от престарелого Серебрякова? Сергей Витальевич сказал несколько слов о прекрасном спектакле Московского Губернского театра«Дядя Ваня», в котором он выступает как режиссёр и как исполнитель одной из главных ролей, проанализировал характеристики, мотивацию и проблемы центральных персонажей этой вечно актуальной истории. Подробный репортаж об этом спектакле по ссылке - «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами»: Московский Губернский театр представил светскую премьеру спектакля «Дядя Ваня» в «Барвиха Luxury Village».
По мнению Безрукова, Астров не умеет любить: герой увлёкся красотой Елены Андреевны, но он и не звал её с ним уехать «на край света», а предлагал молодой женщине просто «интрижку», что для благородной верующей героини недопустимо. Боль и трагедия Ивана Войницкого (Дядя Вани) в том, что он любит, но не любим: Елена Андреевна не отвечает взаимностью на его чувства.
После мастер-класса студенты не спешили расходиться, активно делились эмоциями друг с другом, отмечали, какие рекомендации Сергея Витальевича особенно важны для них.
У одной из студенток из города Орла мы поинтересовались её впечатлениями от участия в Фестивале, а ещё спросили, что ей особенно запомнилось после мастер-класса Сергея Безрукова и насколько полезными являются тренинги по актёрской импровизации от Максима Драченина.
«Фабрика Станиславского - уникальное место, где можно познакомиться с огромным количеством опытных людей, посмотреть их методику образования, познакомиться с подходом работы со студентами. Для каждого студента это огромный опыт, ценный подарок. Я заканчиваю актёрский ВУЗ, для меня «Фабрика Станиславского» - глоток свежего воздуха, который поможет дальше развиваться в выбранной профессии, продолжать заниматься творчеством и искусством.
Мастер-класс Сергея Витальевича - очень интересный опыт. Для меня самым полезным было то, что он поделился с нами своим личным опытом и техникой, с которой работает со своими студентами и которой сам пользуется. Он рассказал, с чего начиналась его карьера, с какими трудностями лично сталкивался. Когда мы задавали ему вопросы, Сергей Витальевич отвечал на них очень точно, подробно и детально, это особенно важно.
Для актёров театральных ВУЗов импровизация необходима: это раскрепощение, вдохновение, работа с фантазией. Максим Драченин -хороший педагог, ведущий импровизации, который объясняет всё максимально доступно и точно. Невероятно интересно будет принять участие в импровизационном баттле на Церемонии закрытия фестиваля.
Мы все искренне рады, что попали на «Фабрику Станиславского» и получаем здесь великолепный опыт, который, без всякого сомнения, очень пригодится нам в профессии!»
На этом фото Виктория - крайняя слева
Важнейший аспект Образовательной программы "Фабрики Станиславского" также в том, что в фестивале принимают участие студенты 3-4 актёрских курсов из шести театральных ВУЗов из разных регионов страны - это уникальный взаимообмен как с коммуникационной, так и с практической точки зрения. У каждого ВУЗа свои образовательные подходы и программы, а у каждого актёра - своя уникальная индивидуальность, задача педагогов - помочь ей раскрыться.
Талант, творчество, труд - без этих составляющих невозможно стать хорошим актёром, неотъемлемые части профессии - фарт и фортуна. Да, удача - леди непредсказуемая, а успех - джентльмен капризный, но очень важно быть готовым к встрече с ними, для этого и необходимо профессиональное мастерство и виртуозное владение разными техниками и приёмами.
Для студентов из разных городов, участвующих в Фестивале, многогранная образовательная программа «Фабрики Станиславского» - колоссальный профессиональный опыт, который станет важным плацдармом для дальнейшего профессионального роста, поможет определить векторы творческого развития.
Мастер-класс Сергея Безрукова посетили:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Абдуллаева Ирина
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.