Вся наша жизнь - качели, движущиеся с разным ускорением: то плавный или стремительный взлёт ввысь, то свободное падение в пропасть неизвестности. Никто из нас не знает, насколько долго суждено раскачиваться качелям его судьбы, и что нас ждёт в следующее мгновение «маятника времени»…
Поскольку в дни премьерных показов заполняемость залов в столице составляла 25%, организаторы впервые в истории МГТ сыграли премьеру и офлайн, и онлайн. На онлайн премьеру нужно было приобрести электронный «билет», благодаря этому шагу постановку увидели жители разных регионов России и еще 28 стран.
Её посетили многие известные личности - политики, олимпийские чемпионы и деятели культуры, телеведущие, режиссеры и актеры театра и кино: Дмитрий Дюжев, Марина Зудина, Игорь Миркурбанов, Дмитрий Хрусталев, Катерина Шпица, Роман Костомаров и Оксана Домнина, Дарья и Антон Златопольские, Дарья Повереннова, Татьяна Устинова, Бедрос Киркоров, Андрей Максимов, Тамара Цоцория, Сергей Гинзбург, Кузьма Сапрыкин, Алика Смехова, Зоя Бербер и многие другие.
На спектакле присутствовала Министр Культуры Московской области Елена Харламова, депутат Государственной думы Ольга Казакова и другие видные политические деятели.
Для режиссёра Сергея Безрукова «Дядя Ваня» - вторая постановка по произведениям Антона Павловича Чехова. В декабре 2017 года в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Вишнёвый сад», в котором Сергей Безруков посмотрел на всем известный Чеховский сюжет через главного героя - купца Ермолая Лопахина, его безответной искренней любви к помещице Раневской.
Сергей Безруков: «Здесь, как везде у Чехова – «пять пудов любви», но это пуды любви неразделенной, несчастной, запретной, которая не спасает, а губит. Нам важно поговорить об этом: о любви настоящей, которая спасает и дает силы жить, – и о более низменном ее аспекте, который приносит сиюминутное удовольствие, но оставляет за собой пустоту. Мне кажется, в наше время этот разговор очень актуален и нужен».
Роль Ивана Петровича Войницкого стала первой актёрской премьерой Сергея Безрукова за пять лет. Других героев спектакля воплотили многогранные и талантливые Антон Хабаров (Астров), Карина Андоленко (Елена Андреевна), Диана Егорова (Соня), Григорий Фирсов (Серебряков), Ольга Смирнова (нянька), Елена Цагина (Войницкая Мария Васильевна), Михаил Шилов (Телегин).
Наряду с темами любви, спасения и веры красной нитью на протяжении всего действия прослеживается актуальный во все времена конфликт личности и среды, диссонанс внутренних миров героев, потерявших нравственные ориентиры, разочаровавшихся в окружающей действительности, в людях, в себе.
Каждая деталь в декорациях выполняет свою функцию и символизирует определённые субстанции, трактовка которых свободна для зрителей. Публика погружается в атмосферу быта губернской дворянской усадьбы.
Ящики с рассадой роз и помидор, домашняя библиотека, кухонная утварь, самовар, кресло-качалка, старинный граммофон и пластинка Шаляпина, рояль, который скорее предмет интерьера, чем музыкальный инструмент…
Символичную «Лодку времени» можно назвать отдельным персонажем постановки, ведь она коррелируется с каждым из героев. «Раскачивая эту лодку», персонажи пытаются обрести гармонию, которая постоянно ускользает, словно почва из-под ног.
«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего», - с досадой и болью восклицает Войницкий, сожалеющий о впустую потраченных годах жизни и ушедшему времени, которое, как известно, не может вернуть даже сама вечность.
Качая на Лодке Елену Андреевну, Иван Петрович пытается вдохнуть в неё жизнь и решительность, вырвать из плена обязанностей и семейных устоев, но, в первую очередь, им движут личные желания, а стремление спасти молодую женщину - скорее вторично.
В свои 47 лет Войницкий понимает, что упущенное время невозможно повернуть вспять, но, если в начале спектакля он ещё надеется на взаимность со стороны своего идеала, то в финале - свеча надежды в сердце героя гаснет. Сергей Безруков в роли Дяди Вани демонстрирует безграничный спектр чувств и эмоций в самой широкой амплитуде, раскрывает всю драму порядочного и талантливого человека, который слишком долго жил в грёзах и миражах. К слову, по возрасту актёр полностью соответствует своему персонажу.
Вожделенный танец Дяди Вани с портретом Елены Андреевны передаёт всю силу и трагизм его безответной любви, буйство фантазий, вулканическую мощь нереализованных надежд и разбившихся об айсберги реальности иллюзий.
На «Лодке времени» с чётко выверенной хореографией решена одна из кульминационных сцен спектакля - близость Елены Андреевны и Астрова, случайным свидетелем которой по злому року судьбы становится Иван Петрович, что приводит его к окончательному моральному срыву.
Над сценическим пространством парит оклад без иконы, который благодаря оригинальной световой партитуре видоизменяется в процессе действия - то, как Путеводная звезда, начинает светиться, а то меркнет от людских пороков и противоречий и становится почти невидимым.
У каждого из героев свои «Святыни».
Впавшая в маразм мать Войницкого Мария Васильевна крестится на портрет Серебрякова, который масштабен и монументален снаружи и настолько же мелок внутри.
Дядя Ваня боготворит Елену Андреевну и преклоняется её портретам, которые он же и снял. Согласно концепции режиссёра, главный герой - художник-фотограф, для которого эстетика и красота - апофеоз всей жизни.
Для опустошённого доктора Астрова, который от увиденных разочарований и бед, стал циником и снобом, единственным объектов вдохновения является Её величество Природа. О лесах он говорит увлечённо и возвышенно, но в людях для этого персонажа нет загадок и тайн - он разочарован в человечестве и даже не питает надежды на спасение. «Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее», - рефлексирует Астров, и от этих слов, нам, жителям 21-ого столетия, у которых с климатом и экологией дела обстоят гораздо хуже, чем у современников Чехова, становится по-настоящему страшно за будущее человеческой цивилизации.
Наши сегодняшние эпидемиологические реалии и масочный режим органично вплетены в действие - в первой и одной из финальных сцен герои появляются в масках, так как престарелый Серебряков подвержен разным болезням и панически опасается новых инфекций.
Из интеллигентного, добропорядочного доктора в блистательном исполнении Антона Хабарова на глазах зрителей Астров постепенно деградирует - пьянство, разочарование и пошлость погружает его всё глубже и глубже в пустоту.
Ставшую культовой цитату: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - герой произносит как бы невзначай, походя, рисуя «рожки и пятачок» на портрете Елены Андреевны: для него нет идеалов и кумиров.
Михаил Львович научился жить без надежды, обуздал свои мечты и, кажется, уже и не рассчитывает на счастье. Но жениться на влюблённой в него Соне он не хочет, потому что взаимности с его стороны нет, а обрекать молодую девушку на жизнь с опустошённым человеком он считает преступлением.
Увлечённый красотой Елены Андреевны, Астров соблазняет молодую женщину, чем окончательно морально уничтожает страдающего и пылкого Дядю Ваню, безответно влюблённого в Елену Андреевну. Но если у Ивана Петровича - в отношении героини действительно большая и неразделённая любовь, то у Астрова- всего лишь инстинкты.
Одна из самых талантливых российских актрис, Карина Андоленко, в роли Елены Андреевны проживает на сцене мощнейшею гамму чувств и разрушает примитивные трактовки своей героини, которые мы неоднократно видели в разных инсценировках культовой пьесы.
Елена Андреевна - отнюдь не расчётливая, меркантильная и прагматичная «хищница», которая вышла замуж за престарелого состоятельного человека ради денег и положения в общества, молодая девушка действительно увлеклась именитым учёным, но чувство оказалось миражом и фантазией.
В этом образе есть благородство и сила, порядочность и честь, верность своим принципам и внутренняя борьба, стремление к счастью и невозможность достичь желаемого. Героиня пытается быть добродетельной женой, смиренно сносит капризы деспотичного мужа и гасит свои естественные порывы.
«Этот дядя Ваня говорит, будто в моих жилах течет русалочья кровь. «Дайте себе волю хоть раз в жизни…» Что ж? Может быть, так и нужно… Улететь бы вольною птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров, забыть, что все вы существуете на свете… Но я труслива, застенчива… Меня замучит совесть», - размышляет Елена Андреевна.
Серебряков запрещать жене даже играть на рояле, который в этом доме накрыт покрывалом и используется в качестве стола.
Только немного пригубив вина, Елена Андреевна нарушает запрет супруга, и сорвав с рояля скатерть, самозабвенно и вдохновенно играет произведения Шопена и Чайковского, которые актриса изучила специально для этой роли.
Да…Елена Андреевна могла бы стать виртуозной пианисткой, но вместо этого обрекла себя на жизнь с самовлюблённым престарелым ипохондриком.
Эгоистичный, пафосный, надменный Серебряков в исполнении Григория Фирсова высокомерен и тщеславен. Он привык быть потребителем жизни и использовать людей, требует внимания и преклонения к своей персоне, о милосердии и сострадании он не имеет ни малейшего представления.
Когда ему вдруг приходит безрассудная идея продажи имения, одним из аргументов Серебряков приводит свой возраст, написав мелом на доске: «Я - STAR». Ох, до чего же иронично выглядит корреляция этого персонажа со звездой, которая светит, но никого не может согреть теплом.
Соня в исполнении Дианы Егоровой - порядочная и глубоко страдающая девушка, не видящая в жизни ничего хорошего, но свято верящая, что где-то впереди её ждёт другая жизнь и спасение души.
Соня пытается упорядочить хаотичное броуновское движение, воцарившееся в имении, но её томит и угнетает неразделённая любовь к Астрову и атмосфера безысходности, в которой пребывает каждый из членов с виду благополучной семьи.
Мария Васильевна Войницкая (Елена Цагина / Марина Бояринова) и престарелая Няня(Ольга Смирнова / Татьяна Павлуцкая) являются архаичными представителями размеренной деревенской жизни, верности консервативным устоям, которые на протяжении веков сохранялись в дворянских имениях.
Безумный, но добрый и наивный Телегин в исполнении Михаила Шилова также является неотъемлемым персонажем действия. Напевно и протяжно рассказывающий во время игры на колесной лире историю своей непростой жизни, Телегин, которого за рябое лицо прозвали «Вафлей», с нервом транспонирует на зрителей дисбаланс и хаос, поселившийся в сердце каждого из героев, которые, словно в карцере, блуждают по лабиринтам своего подсознания и не могут найти выход.
Увы, счастливого финала в произведениях Чехова ждать не приходится. И хотя Соня, которая как волчок, стремительно крутит педали велосипеда, оставаясь при этом на месте, неистово убеждает себя и Дядю Ваню, что когда-нибудь они непременно обретут гармонию и покой, Войницкий уже в это не верит. Негативы плёнок с портретами Елены Андреевны беспощадно засвечены, а это значит, что теперь даже на фотографиях он больше не увидит свою звезду такого пленительного, но не сбывшегося счастья.
Герой уплывает на «Лодке времени» в неизвестность, отчаянно работая вёслами, но от себя не убежать, а за пазухой у него револьвер, который Иван Петрович предусмотрительно взял с собой. Выстрелит ли он, оборвав нелепо растраченную жизнь талантливого человека, или нет? Каждый зритель решит сам.
В спектакле «Дядя Ваня» Московского Губернского театра нет места банальности, пошлости, примитиву, зато в постановке аккумулировано много света и добра, зашкаливающая концентрация любви, искреннего сострадания к людям и множество увлекательных маршрутов для самосознания и самопознания. Да, эти маршруты уже не в силах изменить судьбы героев, но они вполне могут стать для зрителей мудрой энциклопедией, расшифровывающей загадки наших душ, а может быть, возыметь лечебный и целительный эффект.
Ближайшие даты спектакля на сцене Московского Губернского театра: 15 апреля (билетов уже нет), 12 мая и 26 июня.
Торопитесь! Желающих погрузиться в мир страстей и иллюзий жителей и гостей губернской дворянской усадьбы очень много!
«Пятью пудами любви» наслаждались:
Корреспондент: Бурулёва Юлия
Фотограф: Поплавская Виктория
Фото без логотипа: Галина Фесенко - пресс-служба Московского Губернского театра
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.