«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами»: Московский Губернский театр представил светскую премьеру спектакля «Дядя Ваня» в «Барвиха Luxury Village»

Новости

«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами»: Московский Губернский театр представил светскую премьеру спектакля «Дядя Ваня» в «Барвиха Luxury Village»

«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами»: Московский Губернский театр представил светскую премьеру спектакля «Дядя Ваня» в «Барвиха Luxury Village»

Вся наша жизнь - качели, движущиеся с разным ускорением: то плавный или стремительный взлёт ввысь, то свободное падение в пропасть неизвестности. Никто из нас не знает, насколько долго суждено раскачиваться качелям его судьбы, и что нас ждёт в следующее мгновение «маятника времени»…

В декабре 2020 года Московский Губернский театр представил премьеру спектакля «Дядя Ваня» в постановке художественного руководителя Театра, Народного артиста России Сергея Безрукова, который сыграл в спектакле роль Ивана Петровича Войницкого.

Поскольку в дни премьерных показов заполняемость залов в столице составляла 25%, организаторы впервые в истории МГТ  сыграли премьеру и офлайн, и онлайн. На онлайн премьеру нужно было приобрести электронный «билет», благодаря этому шагу постановку увидели жители разных регионов России и еще 28 стран. 

13 марта в Концертном зале «Барвиха Luxury Village» состоялась светская премьера спектакля.

Её посетили многие известные личности - политики,  олимпийские чемпионы и деятели культуры, телеведущие, режиссеры и актеры театра и кино: Дмитрий Дюжев, Марина Зудина, Игорь Миркурбанов, Дмитрий Хрусталев, Катерина Шпица, Роман Костомаров и Оксана Домнина, Дарья и Антон Златопольские, Дарья Повереннова, Татьяна Устинова,  Бедрос Киркоров, Андрей Максимов, Тамара Цоцория, Сергей Гинзбург, Кузьма Сапрыкин, Алика Смехова, Зоя Бербер и многие другие.

На спектакле присутствовала Министр Культуры Московской области Елена Харламова, депутат Государственной думы Ольга Казакова и другие видные политические деятели.

Для режиссёра Сергея Безрукова «Дядя Ваня» - вторая постановка по произведениям Антона Павловича Чехова. В декабре 2017 года в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Вишнёвый сад», в котором Сергей Безруков посмотрел на всем известный Чеховский сюжет через главного героя - купца Ермолая Лопахина, его безответной искренней любви к помещице Раневской.

И в основе спектакля «Дядя Ваня» - именно любовь, а не упрощённые «сцены из деревенской жизни», как многие трактуют произведение.

Сергей Безруков: «Здесь, как везде у Чехова – «пять пудов любви», но это пуды любви неразделенной, несчастной, запретной, которая не спасает, а губит. Нам важно поговорить об этом: о любви настоящей, которая спасает и дает силы жить, – и о более низменном ее аспекте, который приносит сиюминутное удовольствие, но оставляет за собой пустоту. Мне кажется, в наше время этот разговор очень актуален и нужен».

Беззаветная и безответная, безрассудная, беспомощная и беспощадная, страстная и созидательная, жертвенная, испепеляющая и возрождающая Любовь…

Роль Ивана Петровича Войницкого стала первой актёрской премьерой Сергея Безрукова за пять лет. Других героев спектакля воплотили многогранные и талантливые Антон Хабаров (Астров), Карина Андоленко (Елена Андреевна), Диана Егорова (Соня), Григорий Фирсов (Серебряков), Ольга Смирнова (нянька), Елена Цагина (Войницкая Мария Васильевна), Михаил Шилов (Телегин).

Не отклоняясь от Чеховского текста, создатели спектакля расставили акценты, контрасты и интонации невероятно  чувственно и тонко, искусно завуалировав в постановке множество символов, метафор и ассоциаций, которые каждый зритель воспримет сквозь призму своей личности.

 Наряду с темами любви, спасения и веры красной нитью на протяжении всего действия прослеживается актуальный во все времена конфликт личности и среды, диссонанс внутренних миров героев, потерявших нравственные ориентиры, разочаровавшихся в окружающей действительности, в людях, в себе.

Соавтором Сергея Безрукова в сценографии спектакля выступила Анна Матисон.

Каждая деталь в декорациях выполняет свою функцию и символизирует определённые субстанции, трактовка которых свободна для зрителей. Публика погружается в атмосферу быта губернской дворянской усадьбы.

Ящики с рассадой роз и помидор, домашняя библиотека, кухонная утварь, самовар, кресло-качалка, старинный граммофон и пластинка Шаляпина, рояль, который скорее предмет интерьера, чем музыкальный инструмент…

Основа сценографии - огромные деревянные качели в форме лодки.

Символичную «Лодку времени» можно назвать отдельным персонажем постановки, ведь она коррелируется с каждым из героев. «Раскачивая эту лодку», персонажи пытаются обрести гармонию, которая постоянно ускользает, словно почва из-под ног.

«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего», - с досадой и болью восклицает Войницкий, сожалеющий о впустую потраченных годах жизни и ушедшему времени, которое, как известно, не может вернуть даже сама вечность.

Качая на Лодке Елену Андреевну, Иван Петрович пытается вдохнуть в неё жизнь и решительность, вырвать  из плена обязанностей и семейных устоев, но, в первую очередь, им движут личные желания, а стремление спасти молодую женщину - скорее вторично.

В свои 47 лет Войницкий понимает, что упущенное время невозможно повернуть вспять, но, если в начале спектакля он ещё надеется на взаимность со стороны своего идеала, то в финале - свеча надежды в сердце героя гаснет.  Сергей Безруков в роли Дяди Вани демонстрирует безграничный спектр чувств и эмоций в самой широкой амплитуде, раскрывает всю драму порядочного и талантливого человека, который слишком долго жил в грёзах и миражах. К слову, по возрасту актёр полностью соответствует своему персонажу.

Хореография  Анны Гилуновой изящно и искусно интегрирована во всё действие спектакля.

Вожделенный танец Дяди Вани с портретом Елены Андреевны передаёт всю силу и трагизм его безответной любви,  буйство фантазий, вулканическую мощь нереализованных надежд и разбившихся об айсберги реальности иллюзий.

На «Лодке времени» с чётко выверенной хореографией решена одна из кульминационных сцен спектакля - близость Елены Андреевны и Астрова, случайным свидетелем которой по злому року судьбы становится Иван Петрович, что приводит его к окончательному моральному срыву.

Над сценическим пространством парит оклад без иконы, который благодаря оригинальной световой партитуре видоизменяется в процессе действия - то, как Путеводная звезда, начинает светиться, а то меркнет от людских пороков и противоречий и становится почти невидимым.

У каждого из героев свои «Святыни».

Впавшая в маразм мать Войницкого Мария Васильевна крестится на портрет Серебрякова, который масштабен и монументален снаружи и настолько же мелок внутри.

Дядя Ваня боготворит Елену Андреевну и преклоняется её портретам, которые он же и снял. Согласно концепции режиссёра, главный герой - художник-фотограф, для которого эстетика и красота - апофеоз всей жизни.

 Для опустошённого доктора Астрова, который от увиденных разочарований и бед, стал циником и снобом, единственным объектов вдохновения является Её величество Природа. О лесах он говорит увлечённо и возвышенно, но в людях для этого персонажа нет загадок и тайн - он разочарован в человечестве и даже не питает надежды на спасение. «Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее», - рефлексирует Астров, и от этих слов, нам, жителям 21-ого столетия, у которых с климатом и экологией дела обстоят гораздо хуже, чем у современников Чехова, становится по-настоящему страшно за будущее человеческой цивилизации.

Наши сегодняшние эпидемиологические реалии и масочный режим органично вплетены в действие - в первой и одной из финальных сцен герои появляются в масках, так как престарелый Серебряков подвержен разным болезням и панически опасается новых  инфекций.

Из интеллигентного, добропорядочного доктора в блистательном исполнении Антона Хабарова на глазах зрителей Астров постепенно деградирует - пьянство, разочарование и пошлость погружает его всё глубже и глубже в пустоту.

Ставшую культовой цитату: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - герой произносит как бы невзначай, походя, рисуя «рожки и пятачок» на портрете Елены Андреевны: для него нет идеалов и кумиров.

Михаил Львович научился жить без надежды, обуздал свои мечты и, кажется, уже и не рассчитывает на счастье. Но жениться на влюблённой в него Соне он не хочет, потому что взаимности с его стороны нет, а обрекать молодую девушку на жизнь с опустошённым человеком он считает преступлением.

Увлечённый красотой Елены Андреевны, Астров соблазняет молодую женщину, чем окончательно морально уничтожает страдающего и пылкого Дядю Ваню, безответно влюблённого в Елену Андреевну. Но если у Ивана Петровича - в отношении героини действительно большая и неразделённая любовь, то у Астрова- всего лишь инстинкты.

Одна из самых талантливых российских актрис, Карина Андоленко, в роли Елены Андреевны проживает на сцене мощнейшею гамму чувств и разрушает примитивные трактовки своей героини, которые мы неоднократно видели в разных инсценировках культовой пьесы.

Елена Андреевна - отнюдь не расчётливая, меркантильная и прагматичная «хищница», которая вышла замуж за престарелого состоятельного человека ради денег и положения в общества, молодая девушка действительно увлеклась именитым учёным, но чувство оказалось миражом и фантазией.

В этом образе есть благородство и сила, порядочность и честь, верность своим принципам и внутренняя борьба, стремление к счастью и невозможность достичь желаемого. Героиня пытается быть добродетельной женой, смиренно сносит капризы деспотичного мужа и гасит свои естественные порывы.

«Этот дядя Ваня говорит, будто в моих жилах течет русалочья кровь. «Дайте себе волю хоть раз в жизни…» Что ж? Может быть, так и нужно… Улететь бы вольною птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров, забыть, что все вы существуете на свете… Но я труслива, застенчива… Меня замучит совесть», - размышляет Елена Андреевна.

Серебряков запрещать жене даже играть на рояле, который в этом доме накрыт покрывалом и используется в качестве стола.

Только немного пригубив вина, Елена Андреевна нарушает запрет супруга, и сорвав с рояля скатерть, самозабвенно и вдохновенно играет произведения Шопена и Чайковского, которые актриса изучила специально для этой роли.

Да…Елена Андреевна могла бы стать виртуозной пианисткой, но вместо этого обрекла себя на жизнь с самовлюблённым престарелым ипохондриком.

Эгоистичный, пафосный, надменный Серебряков в исполнении Григория Фирсова высокомерен и тщеславен. Он привык быть потребителем жизни и использовать людей, требует внимания и преклонения к своей персоне, о милосердии и сострадании он не имеет ни малейшего представления.

Когда ему вдруг приходит безрассудная идея продажи имения, одним из аргументов Серебряков приводит свой возраст, написав мелом на доске: «Я - STAR». Ох, до чего же иронично выглядит корреляция этого персонажа со звездой, которая светит, но никого не может согреть теплом.

Соня в исполнении Дианы Егоровой - порядочная и глубоко страдающая девушка, не видящая в жизни ничего хорошего, но свято верящая, что где-то впереди её ждёт другая жизнь и спасение души.

Соня пытается упорядочить хаотичное броуновское движение, воцарившееся в имении, но её томит и угнетает неразделённая любовь к Астрову и атмосфера безысходности, в которой пребывает каждый из членов с виду благополучной семьи.

Мария Васильевна Войницкая (Елена Цагина / Марина Бояринова) и престарелая Няня(Ольга Смирнова / Татьяна Павлуцкая) являются архаичными представителями размеренной деревенской жизни, верности консервативным устоям, которые на протяжении веков сохранялись в дворянских имениях.

Безумный, но добрый и наивный Телегин в исполнении Михаила Шилова также является неотъемлемым персонажем действия. Напевно и протяжно рассказывающий во время игры на колесной лире историю своей непростой жизни, Телегин, которого за рябое лицо прозвали «Вафлей», с нервом транспонирует на зрителей дисбаланс и хаос, поселившийся в сердце каждого из героев, которые, словно в карцере,  блуждают по лабиринтам своего подсознания и не могут найти выход.

Астров убеждает Елену Андреевну, что все беды, болезни и потери человечества «От полнейшего отсутствия самосознания!» Как ни парадоксально звучит, но эта аксиома, актуальная во все времена.

Увы, счастливого финала в произведениях Чехова ждать не приходится. И хотя Соня, которая как волчок, стремительно крутит педали велосипеда, оставаясь при этом на месте, неистово убеждает себя и Дядю Ваню, что когда-нибудь они непременно обретут гармонию и покой, Войницкий уже в это не верит. Негативы плёнок с портретами Елены Андреевны беспощадно засвечены, а это значит, что теперь даже на фотографиях он больше не увидит свою звезду такого  пленительного, но не сбывшегося счастья.

Герой уплывает на «Лодке времени» в неизвестность, отчаянно работая вёслами, но от себя не убежать, а за пазухой у него револьвер, который Иван Петрович предусмотрительно взял с собой. Выстрелит ли он, оборвав нелепо растраченную жизнь талантливого человека, или нет? Каждый зритель решит сам.

«Я был светлою личностью, от которой никому не было светло…»

В спектакле «Дядя Ваня»  Московского Губернского театра нет места банальности, пошлости, примитиву, зато в постановке аккумулировано много света и добра, зашкаливающая концентрация любви, искреннего сострадания к людям и множество увлекательных маршрутов для самосознания и самопознания. Да, эти маршруты уже не в силах изменить судьбы героев, но они вполне могут стать для зрителей мудрой энциклопедией, расшифровывающей загадки наших душ, а может быть, возыметь лечебный и целительный эффект.

Ближайшие даты спектакля на сцене Московского Губернского театра: 15 апреля (билетов уже нет), 12 мая и 26 июня.

Торопитесь! Желающих погрузиться в мир страстей и иллюзий жителей и гостей губернской дворянской усадьбы очень много!

 

«Пятью пудами любви» наслаждались:

Корреспондент: Бурулёва Юлия

Фотограф: Поплавская Виктория            

Фото без логотипа: Галина Фесенко - пресс-служба Московского Губернского театра

 

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь