Спектакль «Пушкин» в Московском Губернском театре: «Что в мой жестокий век восславил я свободу!»

Новости

Спектакль «Пушкин» в Московском Губернском театре: «Что в мой жестокий век восславил я свободу!»

Спектакль «Пушкин» в Московском Губернском театре:  «Что в мой жестокий век восславил я свободу!»

Несколько дней назад исполнилось 9 лет легендарному спектаклю «Пушкин», основанному на пьесе о жизни и творчестве Гения мировой литературы, которую написал актёр и драматург Виталий Безруков. Народный артист России, Художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков выступает в постановке как режиссёр и исполнитель главной роли. После создания Московского Губернского театра «Пушкин» вошёл в репертуар МГТ.

Сегодня, в День 201-ого Дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, мы решили поделиться рецензией шеф-редактора World Podium Юлии Бурулёвой на спектакль "Пушкин", которая была написана и опубликована осенью 2018г.

Знакомство с Александром Сергеевичем для каждого начинается с первых лет жизни. «Все мы родом из Детства...» Из сказок Пушкина – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»… Потом со школьной программой каждый узнаёт повести и романы, стихи и поэмы Александра Сергеевича и идёт по жизни с Пушкиным! 

Сколько всего зашифровано в Его творчестве!.. Он «памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастёт народная тропа…»

 Но поскольку  эпоха Пушкина «дела давно минувших дней», многие наши современники воспринимают Гения действительно как памятник, абстрагируясь от личности и не задумываясь: каким человеком он был?

А ведь именно Человек создал уникальные произведения, ставшие во многом энциклопедией человеческих душ и чувств, эталоном романтики и лирики, патриотизма, дружбы и любви!

Вот уже много лет спектакль «Пушкин» с неизменными аншлагами покоряет как Московскую публику, так и жителей других городов во время гастролей.

Уникальность постановки в том, что зрители знакомятся с живым Человеком, Александром Пушкиным, со своими надеждами и разочарованиями, взлётами и падениями, чувствами и сомнениями, страстями и пороками…

Действие спектакля охватывает большой период жизни поэта, со ссылки в Михайловское и приезда туда Пущина в 1825 году до трагической дуэли в 1837-м.

На протяжении 4,5 часов зрители, увлечённо затаив дыхание, наблюдают за жизнью великого Поэта и Писателя, его отношениями с друзьями и родными, властью и с обществом.

Бесстрашный и ранимый, весёлый и озорной, искренне переживающий за друзей и душой болеющий за Родину, дерзкий, порывистый, страстный, непримиримый с жестокостью, подлостью, лицемерием и предательством…Именно таким мы видим Александра Сергеевича.

Роль Пушкина играет Сергей Безруков, как всегда блистательно и многогранно, воплощая самую широкую амплитуду чувств и многочисленные грани характера.

И точно такие же эпитеты можно применить к каждому герою в этом спектакле, потому что все персонажи и актёры –  очень достоверны и органичны.

Обаятелен лицейский друг, декабрист Иван Пущин (актёр  Сергей Пинчук). Обращаясь к нему, Пушкин писал: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» И именно настоящая мужская дружба чувствуется со сцены, понимание и взаимопомощь, крепкое мужское плечо.

Очень самобытна легендарная няня Арина Родионовна в исполнении Елены Силиной. Колоритна и эффектна влюблённая в Поэта крепостная Ольга Калашникова (Валерия Минина).

Отношения Пушкина с Властью, его постоянное преследование «Третьим отделением», тотальный контроль самого Императора (Сергей Сафронов / Игорь Теплов / Кирилл Зайцев) и его правой руки – Александра Бенкендорфа (Николай Дроздовский / Сергей Степин / Самвел Мужикян) отражены в спектакле глубоко, масштабно, но в то же время, с юмором и иронией.

Власть понимала опасность, которую представлял свободомыслящий Поэт, но эта же власть вполне осознавала Гениальность личности, которая уже при жизни  являлась достоянием не только России, но и всего мира.

Циничный, жестокий, но не лишенной мужской харизмы Николай Первый делает вид, что простил поэту его свободомыслие и дружбу с декабристами, но тотального наблюдения не снял, а ещё и публично унизил, пожаловав титул камер-юнкера Пушкину, чей возраст и заслуги уже был слишком солидны для низшего придворного звания.

Руководитель жандармов  Бенкендорф несмотря на все опасения в адрес Пушкина не может скрыть восхищения его лирикой, и, с чувством, с толком, расстановкой декламирует его стихи…

Сцены с картами и рефрен к «Пиковой даме», дружба Пушкина с Щёкиным (Александр Амелин) и его супругой Верочкой (Наталья Шклярук) снова и снова показывают поэта-друга, самоотверженного и чуткого, готового всегда прийти на помощь.

А гадалка в Публичном доме – отсыл к легенде, что якобы Пушкину предсказали смерть в 37 лет от «Белой головы».

Если в первой части спектакля Пушкин - озорной повеса, ловелас, бунтарь, то во второй – остепенившийся супруг, искренне любящей свою Натали и детей.

Поэт по-прежнему ни при каких обстоятельствах не готов на компромисс с совестью и честью, но его  особенно угнетает «обывательщина» и интриги, подлость и ложь, а ещё бытовые проблемы  и материальные трудности.

Сёстры Гончаровы в спектакле прекрасно отражают портреты трёх абсолютно разных женщин: Натали (Евгения Нохрина), Катрин (Наталья Cмирнова), Александра (Наталья Качалкина / Регина Хакимова).

Пожалуй, больше всех из них симпатизируешь именно Александре, искренне любящей и уважающей Пушкина и готовой на всё ради него.

Наталья Николаевна Гончарова, красота и великолепие которой стало роком для Поэта, вызывает полярные чувства – в одних сценах умиление и восхищение, в других  - жалость, а в третьих – непонимание и осуждение. Как в истории есть разные точки зрения на её роль в жизни и смерти поэта, так и в спектакле Безрукова зрителю даётся выбор той или иной точек зрения. А как оно было на самом деле? Никто из нас не знает, историю невозможно повернуть вспять.

Дантес (Антон Соколов) является в спектакле не только врагом и соперником Пушкина, но и прототипом всего светского общества, которое ненавидит уникальность и гениальность Пушкина, завидует таланту и порядочности, чести и благородству. Сцена на Императорском балу, где все придворные облачены в уродливые маски, и видеосюжет с человечьими оскалами, которые, словно звери, готовы растерзать поэта, подтверждают то, что общество способно лишь искусно плести интриги и виртуозно сочинять сплетни: оно не может и не хочет простить и принять того, кто лучше и сильнее.

Как это ни печально, эти злобные гиены в человеческом обличье добились своего – итог дуэли на Чёрной речки всем нам известен. В 37 лет не стало Гения.

Сцена дуэли в спектакле «Пушкин» показана как видеофрагмент из одноимённого фильма. Несколько масштабных кинематографических сцен были специально сняты для постановки и гармонично интегрированы во весь спектакль.

Так, в первом действии, во время ссылки в Михайловское в кинофрагменте мы видим острый и пронзительный диалог Александра Сергеевича с отцом (его сыграл Виталий Безруков).  Из этого диалога мы узнаём, что отец получил поручение следить за опальным сыном и не допускать, чтобы из-под его пера выходили строки, противоречащие политике действующей власти и монархическому строю государства.

Также в кино воссоздана сцена венчания Пушкина и Натали и очень характерный диалог Дантеса с отцом (Виктор Вержбицкий).

Сценография спектакля масштабна, как и сама постановка. Художник- постановщик Акинф Белов создал пространство, на котором полотнами хаотично расположены рукописные строки – белый шрифт на чёрном фоне ещё одна корреляция светлой жизни и творчества поэта с тёмным фоном общества и беспросветностью действительности. Поместье в Михайловском, где Пушкин находится в ссылке, мгновенно трансформируется в Сенатскую площадь, где проходит Восстание декабристов. Колонны вдруг разворачиваются и превращаются в пушки, направленные в зрительный зал. А потом с такой же быстротой в сценическом пространстве вырастает Зимний дворец Императора, который также быстро меняется на подчёркнутую роскошь публичного дома и казино, дом Щёкиных и скромный быт квартиры Пушкина в Петербурге….

В действие спектакля «Пушкин» публика погружается с самых первых минут, динамика и эмоциональность не отпускают на протяжении всей постановки, а после её  завершения хочется размышлять, переосмысливать и вновь и вновь знакомиться с творчеством и биографией человека, которого по праву называют «солнцем русской поэзии и прозы».

Спасибо создателям за этот спектакль, который  знакомит нас не с абстрактным Гением, а с Человеком, которому ничто человеческое не чуждо.

На финальных поклонах Александр Сергеевич танцует вальс со своей любимой Натали, которую, кажется, он продолжает любить и по сей день… Он любит и любим, весел и счастлив…

Поэт снова и снова подтвердил свои пророческие строки:

«Нет, весь я не умру — душа в заветнй лире

Мой прах переживет и тленья убежит…»

Александр Сергеевич Пушкин навсегда в сердце каждого из нас и сквозь столетия, словно маяк, освещает дорогу потомкам, не даёт сбиться с пути и заблудиться в лабиринтах своей собственной души!

 

Автор: Бурулева Юлия

Фото: Московский Губернский театр и Фонд Безрукова.

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь