Александр Ратников: «Доверие в творчестве для меня бесценно»

Новости

Александр Ратников: «Доверие в творчестве для меня бесценно»

Александр Ратников: «Доверие в творчестве для меня бесценно»

Для актёра театра и кино Александра Ратникова, кажется, нет неподвластных образов. Он одинаково органичен и убедителен в диаметрально противоположных ролях: интеллигенты и парни с нашего двора, романтичные мечтатели и циники, отважные герои и сомневающиеся обыватели…

В фильмографии актёра более 90 ролей в кино, в театральном багаже восемь активных и продуктивных лет в Театре Олега Табакова, где он играл знаковые роли. И хотя несколько лет назад актёр ушёл из легендарной «Табакерки», полностью сфокусировавшись на кинематографе, он вспоминает о годах в театре с огромной любовью и теплом.

В интервью для World Podium актёр вспомнил о годах учёбы и о насыщенной работе в Театре Олега Табакова, рассказал о триумфальном возвращении в театр после длительного перерыва и о съёмках в кино, а также поделился своими мыслями о динамике современного мира.

Вернёмся к истокам. Прежде чем пойти учиться на актёра, вы окончили музыкальное училище им. Гнесиных по классу вокала. Вспомните это время.

Параллельно с учёбой в одиннадцатом классе школы я был вольнослушателем музыкального училища им. Гнесиных. Днём я учился в школе, а вечерами посещал или не посещал училище им. Гнесиных. (Улыбается) Иногда в школе я говорил, что уезжаю в Гнесинку, а там - что я в школе... Сам же при этом проводил время с друзьями - мы играли на гитаре, курили, развлекались, как все подростки. Год прошёл очень благополучно, когда пришло время экзаменов, меня, конечно, «клюнул жареный петух» - в короткие сроки нужно было подготовиться и сдать экзамены, сначала в школе, а потом вступительные. Самым важным экзаменом, который я сдавал в Гнесинке, был вокал - он определял, поступлю я или нет. С этим экзаменом связана добрая, тёплая история, которую мы с удовольствием вспоминаем с однокурсниками, когда встречаемся. Этот случай вполне мог стать сценарием какого-нибудь юмористического фельетона или ироничного скетча. К выпускному в школе мама с папой купили мне модный костюм - кстати, приложив немало усилий, чтобы он нравился и мне, и им. В этом костюме я, обыкновенный дворовый пацан, с длинной, согласно моде того времени - опускающейся на лоб чёлкой, выглядел, как с картинки: солидный пиджак тёмно-зелёного цвета с огромными плечами, широченные чёрные штаны... К слову, этот костюм потом долго хранился в моём гардеробе как память, хотя надевал я его всего дважды - на выпускной в школе и на экзамен в Гнесинке. Меня как вольнослушателя, претендующего на место на этом курсе, оставили на «сладкое» для экзаменационной комиссии - соответственно, я несколько часов провёл в ожидании в коридоре перед аудиторией, где проходил экзамен. Нарядные однокурсники волнуются, распеваются, повторяют ноты, заходят - выходят после экзамена, а я всё стою, жду и настолько волнуюсь, что ноги трясутся. Кажется, что всё это длится вечность. Наконец, приходит моя очередь, я постарался абстрагироваться и справиться с волнением, но не получилось. Открываю дверь, захожу и мой страх увеличивается до каких-то гигантских размеров - передо мной огромная аудитория, полностью забитая экзаменационной комиссией, родителями, старшекурсниками - все смотрят, как поют молодые студенты. Народу в аудитории в районе 70 человек, я раньше не выступал перед таким количеством людей и был к этому не готов, так как думал, что в аудитории сидит только экзаменационная комиссия. Как только я зашёл, встали Удалов Юрий Семёнович, мой педагог по вокалу, к которому я ходил три раза в неделю на протяжении года, и мой концертмейстер, Лидия Ивановна. Мне нужно было сказать, как меня зовут, кто педагог и концертмейстер, объявить название произведения и автора и после этого начать свое выступление. Мы изначально договорились, что нужно выдержать паузу, повернуть голову направо к Лидии Ивановне и кивнуть ей, чтобы она начала играть. От того, что я никогда в жизни не выступал перед таким количеством людей, я чуть с ума не сошёл от страха. Это как в кино в замедленном действии - сознание плывёт, ноги трясутся, во рту пересохло, язык сковало настолько, что ты не можешь слово сказать не то, что петь. Сейчас это вспоминать забавно, но в тот момент мне было не до смеха. Когда я начал петь, то разволновался настолько, что у меня даже голос задрожал, сковало ногу и половину лица. Народ в зале постепенно начал смеяться, этот смех плавно перерос в истерический, гомерический хохот. Тут я окончательно понял, что дело плохо — развёл руками, оглядел зал, увидел там своих однокурсников и знакомых ребят с других курсов и начал им подмигивать, всем своим видом показывая: «Ну, бывает, что ж теперь». Подмигнув всем знакомым, я продолжил подмигивать всем подряд, включая педагогов. Чем дело кончилась и как я пережил этот позор, память заботливо стёрла из моей головы, но, возможно, именно тот случай помог мне преодолеть волнение перед публичными выступлениями и научил контролировать свои эмоции. Несмотря на конфуз на экзамене, я всё-таки поступил. (Смеется)

Я прожил в музыкальном училище им. Гнесиных замечательные четыре года и очень благодарен этому времени: именно там я встретил свою настоящую первую любовь, это чувство я до сих пор ношу в своём сердце, мы тепло общаемся. Со многими однокурсниками, которые работают в музыкальных и драматических театрах, мы дружим и всегда с теплотой вспоминаем это время.

Почему после Гнесинки выбрали именно актёрскую профессию и пошли учиться в Школу-студию МХАТ?

Как-то всё само собой получилось. Когда поступал в Гнесинку, я ничего не понимал в творчестве. За годы учёбы, мы очень много ходили в театры, я буквально влюбился в Театр Олега Табакова - пересмотрел все спектакли, бережно хранил программки и искренне мечтал, что когда-нибудь стану частью этого театра. Когда я окончил Гнесинку, понял, что не хочу идти в те театры, куда стремятся однокурсники: я помогал ребятам показывать отрывки для поступления в театры, но сам не хотел ни в один из них — буквально грезил «Табакеркой». Школу-студию МХАТ выбрал для дальнейшей учёбы потому, что мечтал попасть в Театр Олега Табакова.

Расскажите о том, как ваша мечта осуществилась? Вспомните годы службы в Театре Олега Табакова.

Я на два месяца уехал в Крым, где жил мой брат. В один из дней со мной связываются родители и говорят, что мне звонили из Театра Олега Табакова и что мне через пару дней надо быть в Москве, чтобы встретиться с Олегом Павловичем. Мне с трудом достали билет на плацкартный вагон поезда (за два дня это было сделать почти невозможно) и я со смутными думами поехал домой. Сложно описать, что я тогда чувствовал! Мысли мои были в смятении: что читать, что говорить? Приезжаю в Москву, иду в театр. Олег Павлович не смог прийти, меня встретила заведующая репертуарной частью Наталья Павловна. Она сказала, что у них уходит из труппы один артист и что они ходят предложить мне ввестись на все его роли. Я должен был срочно ввестись на 5 или 6 спектаклей, чтобы не ломать репертуар театра. Это, конечно, и физически, психологически, и морально, и эмоционально было очень сложно. Вы представьте: спектакль идёт в репертуаре несколько лет, актёры там органично живут, как рыбы в воде - импровизируют, досконально чувствуют и знают своих героев и партнёров, им нет никакого дела до меня, который только пришёл, им не хочется показывать мне мизансцены, но приходится это делать. В моей голове, которая одновременно пыталась ввестись в несколько спектаклей, был хаос: ввод актёра в существующий рисунок роли - это всегда стресс, а здесь - несколько вводов одновременно. Например, вечером я отыгрывал спектакль, оставался ночевать в гримёрке, чтобы с утра успеть на репетицию к очередному вводу. Так прошёл почти год моей жизни. Несмотря на тяжёлый график, я был просто счастлив, ведь сбылась моя мечта! Я настолько любил этот театр, что отказывался от кинопроб и от много чего другого, что могло в корне изменить мою жизнь, но я ни о чём не жалею. С огромной теплотой и доброй ностальгией вспоминаю своих коллег и саму "Табакерку", в которой я проработал 8 лет.

После ухода из репертуарного Театра вы на протяжении долгого времени не играли на сцене, но вернулись в лучи Мельпомены в замечательном антрепризном спектакле «Тайга» («Провинциальные анекдоты»). Расскажите об этой работе. Чем именно она вас привлекла?

В определённый момент своей жизни я с головой ушёл в кино и на протяжении долгого времени не работал в театре. Как-то мне позвонил мой однокурсник Иван Жидков, мы с ним тепло пообщались и договорились о встрече, на которой он сказал мне, что организовал продюсерскую компанию и что, если у меня есть какой-то материал, пьеса, в которой я бы хотел сыграть, он был бы рад сотрудничеству со мной. Возвращаясь со встречи домой, я попал в пробку и, обдумывая предложение Вани, вспомнил потрясающий спектакль «Провинциальные анекдоты» по произведениям Александра Вампилова - с Олегом Павловичем Табаковым, Владимиром Машковым, Евгением Мироновым и всеми звёздами «Табакерки». Я очень любил этот спектакль и предложил Жидкову сделать антрепризу. Он согласился. «Провинциальные анекдоты», особенно рассказ «Двадцать минут с ангелом», были каким-то моим внутренним незакрытым «гештальтом» - я очень рад, что с лёгкой руки Ивана Жидкова смог его закрыть. В спектакле сложилась прекрасная команда, мы нашли замечательного режиссёра, который поставил искренний, тёплый, добрый спектакль, который мы нечасто, но играем. (прим.ред. - с репортажем об этом спектакле можно познакомиться по ссылке: https://worldpodium.ru/news/premera-spektaklya-tayga-komanda-mechty-na-teatralnoy-scene ).

Какой стиль режиссуры вам ближе? Тоталитарный (режиссёр поставил задачу - актёр выполнил) или более демократичный и свободный (когда актёры порой спорят с режиссёром, отстаивая свою точку зрения на поведение персонажа), импровизируют.

Примеры серьёзной тоталитарной режиссуры, конечно, существуют, как правило, это старая школа. Что касается моего профессионального характера, для меня, как для актёра, нет свободы в тоталитарной режиссуре: выполнять чистую схему, придуманную режиссёром за мой персонаж, мне не интересно — на мой взгляд, это все идёт от головы, а не от сердца. Мне важно, чтобы режиссёр позволял выходить за рамки своего видения сценария, чтобы был диалог и сотворчество, а не диктатура. Доверие в творчестве для меня очень ценно, поэтому мне ближе режиссёры, которые доверяют и дают свободу творчества, чтобы я наделял свой персонаж органикой и палитрой красок и эмоций, которые я чувствую, а они, конечно же, направляли, советовали. По мнению обывателей, актёр - очень простая профессия, немногие понимают, что актёрская профессия тесно взаимосвязана с психологией - нужно понимать природу и мотивацию персонажей, разбираться в характерах, обстоятельствах, поступках, это достаточно сложно, но очень интересно.

Над какими проектами работаете сейчас?

Сейчас я работаю над новым сериалом для онлайн-кинотеатра Premier. Я играю продюсера тик-ток дома, окунулся в совершенно другой мир и специально ради этой роли кардинально видоизменился. Но трансформировался я не только внешне, внутри тоже, поживём-увидим, что из этого получится. Предполагаю, что этот образ станет одной из любимых моих ролей. Я думаю, что это будет очень хороший сериал, в основе которого качественный сценарий, написанный молодыми, задорными ребятами на злобу дня.

Вспомним легендарную «Москву слезам не верит» и фразу про одно сплошное телевидение. Сейчас также можно сказать про интернет. Как вы лично относитесь к динамике современности? К тому, что порой виртуальный мир вытесняет реальный?

Не хочется рассуждать об этом, потому что сразу появляется какой-то нафталин, что в наше время такого не было. Да, можно сказать, что сейчас поколение выросло в социальных сетях, но ведь ничего плохого в этом нет - во многом современные дети гораздо более свободны, чем мы. Конечно, много негатива, но есть и полезные вещи - интернет открывает безграничные возможности, стирает границы и открывает горизонты! И только от нас самих зависит: будем ли мы извлекать из этого пользу или нет. Социальные сети можно сравнить с рекламной доской объявлений. Например, инстаграм - идеальная бесплатная платформа, чтобы заявить о себе. Много ребят превратились в супер-звёзд и проявили свой талант именно благодаря социальным сетям. Например, Антон Лапенко: благодаря инстаграму его заметили интернет-платформы, которые открыли многих талантливых актёров и других людей. Я не против Интернета, а только за - главное, чтобы всё было в меру: принцип «золотого сечения».

 

Беседовала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии: Наталья Бобылева, личный архив Александра Ратникова

Фото со спектакля «Провинциальные анекдоты» ("Тайга") - Архив World Podium

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь