Возраст человека определяется далеко не только цифрой в паспорте, а состоянием души: одним людям вопреки разным испытаниям судьбы удаётся сохранить детскую восторженность, непосредственность и умение радоваться каждому мгновению жизни, а другие, в силу каких-либо причин, не могут чувствовать вкус жизни и наслаждаться ей - ими управляет негатив.
Художественный руководитель Театра Олега Табакова, блистательный актёр и талантливый режиссёр Владимир Машков впервые в истории поставил в России великолепную комедию «Ripcord» американского драматурга и сценариста, лауреата Пулитцеровской премии, номинанта на премию Тони, автора сценариев к фильмам «Чернильное сердце», «Полтергейст», «Кроличья нора» Дэвида Линдси-Эбера.
Слово Ripcord переводится как вытяжной трос — веревка, которая раскрывает парашют. «Это как в жизни — сначала тебя швыряют в полную неизвестность, потом ты в ужасе падаешь в свободном полете, уверенный в своей неминуемой гибели, а потом находишь кольцо и вытяжной трос, дергаешь, и вуаля. Медленно летишь и наслаждаешься видами», — так говорит один из героев пьесы.
В основе сюжета спектакля - «Схватка» двух радикальных противоположностей, поле битвы — комната в пансионате для пожилых людей. В левом углу «ринга» - нервная, ворчливая, всем недовольная старушка Абби (Яна Сексте), в правом - жизнерадостная, оптимистичная, весёлая, задорная Мерилин (Алёна Лаптева). Рефери - санитар, а свободное время - актёр-любитель Скотти (Севастьян Смышников).
Мэрилин - из тех, в ком бурлит жизнь, фонтанируют эмоции, идеи и затеи! Таким людям никогда не бывает скучно и грустно - они «берут от жизни всё возможное»: не просто радуются, а кайфуют от каждого мгновения, заряжают положительной энергией и драйвом. Но с ними порой бывает сложно совладать, а уж тем более ужиться в одной комнате: люди другого склада характера и темперамента буквально «тонут» в пучине этих страстей.
Абби - радикальная противоположность Мерилин. Её терзают недовольства, одолевает ворчливость и гнетёт обида на весь мир. Огонёк жизни в ней погас, словно увядшие цветы на подоконнике. Почему так случилось? Что способствовало такому ожесточению престарелой учительницы, которая ведёт затворнический образ жизни?
Абби невозможно порадовать и напугать, Мэрилин невозможно разозлить. Вот уж точно «Они сошлись - вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень…»
«Схватка» будет не на жизнь, а на смерть: столкновение характеров, менталитетов, мировоззрений и мироощущений! На сцене разворачивается настоящий бой без правил - жестокие подставы и хитрые интриги, ловкие манипуляции и безжалостные розыгрыши.
Яркие характерные актрисы, Алёна Лаптева и Яна Сексте, восхитительно справляются с непростыми задачами виртуозного режиссёра - талантливым молодым актрисам удаётся гармонично перевоплотиться в колоритных старушек не только внешне, но и внутренне - у них получается органично воплотить характеры.
Для каждой актрисы, безусловно, это роли на преодоление и сопротивление - они живут на сцене в предлагаемых обстоятельствах, а не пародируют гиперболизированных обаятельных старушек.
Важную лепту в развитие действия и в итог непростой «Схватки» вносят дочка и зять одной героини (актёры Наталья Попова и Игорь Петров) и сын другой (Аркадий Киселёв).
Настроение и динамику этому рандеву добавляют недавние выпускники и студенты Театральной Школы Олега Табакова: Эвелина Мазурина, Милана Бру, Константин Большаков, Диана Булавина, Антон Рогачев, Софья Бейман, Григорий Науменко, Максим Пархомчук, Нелли Хапёрская, Егор Хохлов, Лада Чемезова, Михаил Шугарёв, Гордей Яшин.
Для молодёжи этот спектакль - интересный эксперимент и колоссальный профессиональный опыт.
Согласно оригинальной задумке Владимира Машкова, молодые актёры в процессе действия неоднократно трансформируются в кардинально противоположных персонажей - от престарелых постояльцев пансионата до актёров в любительском театре и статных стюардесс и пилотов в лётной школе.
В одной из сцен «Схватка» перерастает в спектакль зомби, а в другой - героини вместе прыгают с парашютом и летят в пропасть неизвестности…
Владимир Машков, постановщик спектакля: «Во-первых, пьеса дает прекрасный материал для абсолютного перевоплощения. Во всех возрастных ролях — молодые артисты: обитателей пансионата для пожилых людей играют студенты, а главных героинь-старушек — Алена Лаптева и Яна Сексте. Реализация такой сложной актерской задачи любопытна для зрителей, чрезвычайно увлекательна для артистов и очень полезна для студентов. А во-вторых, пьеса современная, диалектическая и она лихо написана. Единство и борьба противоположных характеров героинь здесь не только источник комичных и трагичных ситуаций, но и залог бесконечного творческого освоения мира».
На сцене масштабно выстроена большая светлая комната с панорамным окном и раздвигающейся стеклянной крышей, которая периодически норовит «съехать», распахивая пространство для света и тонко намекая на нестабильность «крыши» каждого из нас.
Половина комнаты Мэрилин - буйство красок, конечно же, яркой палитры - рисунки внука и другие картины, эффектный гимнастический шар, периодически служащий креслом, стопка судок, которые любит решать неунывающая бабуля.
Половина Абби - мрачность и меланхолия: засохшие цветы на подоконнике, аскетичность бытовых принадлежностей.
Костюмы Ольги Рябушинской отражают внутренний мир героинь. Элегантные шляпки, розовые, сиреневые, красные костюмы, массивные бусы и браслеты Мэрилин и мешковатый милитари-стиль Абби, словно в раковине, закрывающейся от эмоций и чувств в одежду непонятных цветов и фасонов.
Художник по пластике Александр Лимин помог актрисам органично, но не пародийно, воссоздать походку и манеры героинь.
Может быть, у этих очаровательных старушек всё же больше общего, чем кажется, на первый взгляд?
Ещё один очень важный смысл прекрасного, многогранного спектакля - это одиночество: пожилым людям, которые, словно дети, становятся ранимы и капризны, просто необходимо внимание и участие в их далеко не всегда радужной жизни.
Насколько хватит терпения Скотти выносить битву двух старушек? Удастся ли неугомонному «энерджайзеру» Мэрилин пробудить в безжизненной «пустыне» Абби оазис чувств и эмоций? Сработает ли «рипкорд» и успеют ли героини «насладиться видами»? Найдут ли заклятые соперницы компромисс и смогут ли стать закадычными подругами? Будет ли победитель в этой «Схватке»? Это увидят зрители! Мы, конечно же, не будем разрушать интригу!
Гротесковые и гиперболизированные персонажи очень похожи на каждого из нас: неслучайно часто людей делят на оптимистов и пессимистов. Мудрая фраза гласит: «Характер - это судьба!» Дети смотрят на мир широко раскрытыми глазами, умеют видеть, чувствовать и ценить прекрасное, но с возрастом многие теряют эти качества, погружаясь в пессимизм, скептицизм и цинизм. Но всё же хочется верить, что утраченную способность испытывать положительные эмоции можно вернуть!
В финал жизнеутверждающей динамичной постановки замечательно интегрирован задорный музыкальный номер:
«Когда спина согнулась - душу распахни!
…Давай поспорим: Всё на свете можем я и ты!»
Рецепторы «вкуса жизни» настраивала корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - Ксения Бубенец/Пресс-служба Театра Олега Табакова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.