Малый театр 13 сентября на сцене на Большой Ордынке представил премьеру новой версии "Бесприданницы". Режиссёр-постановщик спектакля Александр Вельмакин — один из победителей творческой лаборатории "Постигая Островского", которая была организована в год юбилея Александра Николаевича.
Премьера в Малом театре — спектакль о сильной и смелой, страстной и неудержимой любви, которая, словно об айсберг, разбивается на мелкие осколки в пучине обстоятельств, пороков, меркантильности и пошлости.
Провинциальный городок Бряхимов живописно раскинулся на берегах Волги-матушки. Согласно сценическому решению художника Максима Обрезкова, основа декораций — излучины реки, которая делится на множество «рваных» рукавов и неровных островков.
Тонкая метафора на израненные человеческие души, которым так тяжело обрести гармонию и счастье, удалась на все сто — вечерами красивый, но неровный пейзаж Бряхимова озаряется искрами закатного солнца, и ночная мгла окутывает не только город, но и сердца его жителей.
В мире, где жизнь измеряют не морально-нравственными, а финансовыми эквивалентами, едва ли можно обрести заветную гармонию. На контрасте с беспринципностью, меркантильностью и цинизмом героев в спектакле мощно и пронзительно звучит великая музыка Антонио Вивальди, Макса Рихтера, Жана-Филиппа Рамо: в отличие от человека, мелодия может быть совершенной.
Неслучайно на странице спектакля на официальном сайте Малого театра приведена цитата знаменитого литературоведа Владимира Лакшина: "По особой затаенности и сложности душевных переживаний героини — поэзии недосказанного — «Бесприданница» предвосхищает поэтику чеховской драмы. В «Бесприданнице» зритель встретит героиню в критический момент судьбы. Здесь уже пылали страсти, созидались и рушились миры, надежда сотни раз сменялась разочарованием — и обуглена у Ларисы душа. Возвращение Паратова — последнее обольщение, поманившее обманом счастье, после которого — обрыв, кризис,нравственный слом. По-новому воссоздать трагедию женской души — души поэтической, мечтательной, самолюбивой и гордой — казалось Островскому очень современной и привлекательной задачей. Лариса — жертва мира, где все продается, где все чужие друг другу. Но она и его часть".
Текст великого классика звучит со сцены Малого театра очень остро, ёмко, хлёстко и невероятно актуально.
Лариса Огудалова в воплощении Аксинии Пустыльниковой (в другом составе — Лидии Милюзиной) — не наивная робкая барышня, а смелая (а порой и дерзкая) молодая леди, которая знает, что такое боль от предательства. Постигнув разочарование в любви к Паратову, она стремится скрыться от разбившихся иллюзий и надеется, что ей это удастся в браке с Карандышевым. Но, увы, невозможно убежать от себя и своих чувств.
Драматична и проникновенна Харита Игнатьевна Огудалова в воплощении народной артистки России Алёны Охлупиной. Судьбы её старших дочерей сложились трагически, мудрая женщина понимает, что Ларису ждёт тяжёлая жизнь, и искренне страдает, что никак не может это изменить. Боль матери, которая не может защитить своего ребёнка от любви к недостойным и презренным и от падения в пучину страстей, продемонстрирована во всей гамме чувств.
Мужские образы спектакля — синтез цинизма, снобизма и эгоизма, апогей пороков и соблазнов.
Обаятельный Сергей Сергеевич Паратов в воплощении Дмитрия Кривошеева (в другом составе - Александра Волкова) — импозантный ловелас, который живёт легко и играюче и, без сомнения, продаёт свою свободу за «золотые прииски» будущего тестя. Он не понимает, что роскошные хоромы богатой невесты рано или поздно (скорее рано)превратят его жизнь в «золотую клетку». В Ларису Паратов действительно влюблён, очарован девушкой, но «бесприданница» никак не вписывается в бизнес-план его будущего.
Василий Данилыч Вожеватов в воплощении Владимира Тяптушкина — молодой предприимчивый представитель богатой торговой фирмы, друг детства Ларисы, который воспринимает её как красивую фарфоровую куклу, но не испытывает к бедной девушке ни сочувствия, ни сострадания.
Мокий Пармёныч Кнуров (заслуженный артист России Александр Титоренко) — пожилой и очень богатый мужчина, который исключительно из плотских интересов жаждет сделать красивую благородную барышню своей содержанкой.
С каким цинизмом Кнуров и Вожеватов кидают на Ларису жребий, играя в «орла и решку»: так спорят на шампанское и коньяк, но никак не на живого человека! Для всех мужчин Лариса — всего лишь вещь, красивая игрушка, им даже в голову не приходит, что это живой человек и что кощунственно и жестоко так к ней относиться.
Центральным мужским персонажем также является и Робинзон. В блистательном воплощении Алексея Коновалова этот эксцентричный герой вносит особый колорит во всё действие. Неудержимое обаяние, детская наивность и непосредственность, задор и кураж — характерные черты этого героя, который грезит о Париже как символе иллюзорной мечты.
Парадоксально, насколько современны и узнаваемы персонажи Островского!
Единственный герой, который видит в Ларисе не бездушную вещь, а человека, это Юлий Капитонович Карандышев (Станислав Сошников, в другом составе — Михаил Мартьянов). Трактовка этого персонажа — один из главных акцентов спектакля: в Карандышеве нет нелепости и амбициозности, как его часто трактуют, даже в самых унизительных для себя сценах этот герой в спектакле сохраняет человеческое достоинство. Снобизм «сильных мира сего», возведённый ими же в абсолют, подчёркивает их пустоту и помпезность, а не недостатки Карандышева.
Одна из кульминационных сцен — романс "Не уходи, побудь со мною", который Аксиния Пустыльникова исполняет настолько пронзительно, проникновенно и исповедально, что буквально захватывает дух. «Я вещь! Наконец слово для меня найдено!» — все иллюзии и надежды Ларисы, словно хрустальные осколки, разбились о скалистые берега Волги.
Финальный выстрел Карандышева в трактовке режиссёра — не состояние аффекта и следствие ревности, унижения и оскорбления, а скорее взвешенный поступок искренне любящего человека, который хочет спасти Ларису от падения в пропасть. Но имеет ли право он или кто-либо другой судить бедную девушку за то, что она полюбила не того человека? Едва ли…
В ближайшие месяцы «пароход» Паратова с романтичным названием «Ласточка» пришвартуется к «берегам» Бряхимова 26 сентября, 17, 24 октября, 1, 11, 27 ноября.
Вояж к Волжским берегам совершала корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии – пресс-служба Малого театра (Евгений Люлюкин)