«Бесприданница» в Малом театре – сильная и смелая любовь, разбившаяся о скалистые берега реки «Жизнь»

Новости

«Бесприданница» в Малом театре – сильная и смелая любовь, разбившаяся о скалистые берега реки «Жизнь»

«Бесприданница» в Малом театре – сильная и смелая любовь, разбившаяся о скалистые берега реки «Жизнь»

Малый театр 13 сентября на сцене на Большой Ордынке представил премьеру новой версии "Бесприданницы". Режиссёр-постановщик спектакля Александр Вельмакин — один из победителей творческой лаборатории "Постигая Островского", которая была организована в год юбилея Александра Николаевича.

Премьера в Малом театре — спектакль о сильной и смелой, страстной и неудержимой любви, которая, словно об айсберг, разбивается на мелкие осколки в пучине обстоятельств, пороков, меркантильности и пошлости.

Провинциальный городок Бряхимов живописно раскинулся на берегах Волги-матушки. Согласно сценическому решению художника Максима Обрезкова, основа декораций — излучины реки, которая делится на множество «рваных» рукавов и неровных островков.

Тонкая метафора на израненные человеческие души, которым так тяжело обрести гармонию и счастье, удалась на все сто — вечерами красивый, но неровный пейзаж Бряхимова озаряется искрами закатного солнца, и ночная мгла окутывает не только город, но и сердца его жителей.

В мире, где жизнь измеряют не морально-нравственными, а финансовыми эквивалентами, едва ли можно обрести заветную гармонию. На контрасте с беспринципностью, меркантильностью и цинизмом героев в спектакле мощно и пронзительно звучит великая музыка Антонио Вивальди, Макса Рихтера, Жана-Филиппа Рамо: в отличие от человека, мелодия может быть совершенной.

Неслучайно на странице спектакля на официальном сайте Малого театра приведена цитата знаменитого литературоведа Владимира Лакшина: "По особой затаенности и сложности душевных переживаний героини — поэзии недосказанного — «Бесприданница» предвосхищает поэтику чеховской драмы. В «Бесприданнице» зритель встретит героиню в критический момент судьбы. Здесь уже пылали страсти, созидались и рушились миры, надежда сотни раз сменялась разочарованием — и обуглена у Ларисы душа. Возвращение Паратова — последнее обольщение, поманившее обманом счастье, после которого — обрыв, кризис,нравственный слом. По-новому воссоздать трагедию женской души — души поэтической, мечтательной, самолюбивой и гордой — казалось Островскому очень современной и привлекательной задачей. Лариса — жертва мира, где все продается, где все чужие друг другу. Но она и его часть".

Текст великого классика звучит со сцены Малого театра очень остро, ёмко, хлёстко и невероятно актуально.

Лариса Огудалова в воплощении Аксинии Пустыльниковой (в другом составе — Лидии Милюзиной) — не наивная робкая барышня, а смелая (а порой и дерзкая) молодая леди, которая знает, что такое боль от предательства. Постигнув разочарование в любви к Паратову, она стремится скрыться от разбившихся иллюзий и надеется, что ей это удастся в браке с Карандышевым. Но, увы, невозможно убежать от себя и своих чувств.

Драматична и проникновенна Харита Игнатьевна Огудалова в воплощении народной артистки России Алёны Охлупиной. Судьбы её старших дочерей сложились трагически, мудрая женщина понимает, что Ларису ждёт тяжёлая жизнь, и искренне страдает, что никак не может это изменить. Боль матери, которая не может защитить своего ребёнка от любви к недостойным и презренным и от падения в пучину страстей, продемонстрирована во всей гамме чувств.

Мужские образы спектакля — синтез цинизма, снобизма и эгоизма, апогей пороков и соблазнов.

Обаятельный Сергей Сергеевич Паратов в воплощении Дмитрия Кривошеева (в другом составе  - Александра Волкова) — импозантный ловелас, который живёт легко и играюче и, без сомнения, продаёт свою свободу за «золотые прииски» будущего тестя. Он не понимает, что роскошные хоромы богатой невесты рано или поздно (скорее рано)превратят его жизнь в «золотую клетку».  В Ларису Паратов действительно влюблён, очарован девушкой, но «бесприданница» никак не вписывается в бизнес-план его будущего.

Василий Данилыч Вожеватов в воплощении Владимира Тяптушкина — молодой предприимчивый представитель богатой торговой фирмы, друг детства Ларисы, который воспринимает её как красивую фарфоровую куклу, но не испытывает к бедной девушке ни сочувствия, ни сострадания.

Мокий Пармёныч Кнуров (заслуженный артист России Александр Титоренко) — пожилой и очень богатый мужчина, который исключительно из плотских интересов жаждет сделать красивую благородную барышню своей содержанкой.

С каким цинизмом Кнуров и Вожеватов кидают на Ларису жребий, играя в «орла и решку»: так спорят на шампанское и коньяк, но никак не на живого человека! Для всех мужчин Лариса — всего лишь вещь, красивая игрушка, им даже в голову не приходит, что это живой человек и что кощунственно и жестоко так к ней относиться.

Центральным мужским персонажем также является и Робинзон. В блистательном воплощении Алексея Коновалова этот эксцентричный герой вносит особый колорит во всё действие. Неудержимое обаяние, детская наивность и непосредственность, задор и кураж — характерные черты этого героя, который грезит о Париже как символе иллюзорной мечты.

Парадоксально, насколько современны и узнаваемы персонажи Островского!

Единственный герой, который видит в Ларисе не бездушную вещь, а человека, это Юлий Капитонович Карандышев (Станислав Сошников, в другом составе — Михаил Мартьянов). Трактовка этого персонажа — один из главных акцентов спектакля: в Карандышеве нет нелепости и амбициозности, как его часто трактуют, даже в самых унизительных для себя сценах этот герой в спектакле сохраняет человеческое достоинство. Снобизм «сильных мира сего», возведённый ими же в абсолют, подчёркивает их пустоту и помпезность, а не недостатки Карандышева.

Одна из кульминационных сцен — романс "Не уходи, побудь со мною", который Аксиния Пустыльникова исполняет настолько пронзительно, проникновенно и исповедально, что буквально захватывает дух. «Я вещь! Наконец слово для меня найдено!» — все иллюзии и надежды Ларисы, словно хрустальные осколки, разбились о скалистые берега Волги.

Финальный выстрел Карандышева в трактовке режиссёра — не состояние аффекта и следствие ревности, унижения и оскорбления, а скорее взвешенный поступок искренне любящего человека, который хочет спасти Ларису от падения в пропасть. Но имеет ли право он или кто-либо другой судить бедную девушку за то, что она полюбила не того человека? Едва ли…

В ближайшие месяцы «пароход» Паратова с романтичным названием «Ласточка» пришвартуется к «берегам» Бряхимова 26 сентября, 17, 24 октября, 1, 11, 27 ноября.

 

Вояж к Волжским берегам совершала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Малого театра (Евгений Люлюкин)

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь