Театр Маяковского продолжает триумфально отмечать 100-летие! Первой премьерой юбилейного сезона на Малой сцене Театра стала драма «Фауст» в постановке режиссёра Веры Камышниковой. Премьерные показы прошли 22, 23 апреля и 1 мая. Многие подумают, что спектакль поставлен по легендарной трагедии Гёте: не все знают, что в творчестве великого русского классика, Ивана Сергеевича Тургенева, есть свой «Фауст» с подзаголовком «Рассказ в девяти письмах».
Именно по «Фаусту» Тургенева поставлен премьерный спектакль в Театре Маяковского.
Рассказ Тургенева — монолог в девяти письмах без ответа, где все события даны с одной точки зрения. А, быть может, и вовсе происходят лишь в фантазиях героев, буквально до смерти увлечённых чтением романа Гёте. Иван Сергеевич искусно соединил в своём произведении своих персонажей с героями Гёте.
Эпистолярный жанр придаёт особую доверительность и интимность монологам и диалогам спектакля, а камерное пространство Малой сцены театра даёт зрителям возможность не просто чувствовать дыхание актёров, а буквально дышать с ними в унисон.
Согласно оригинальной задумке режиссёра Веры Камышниковой и художника-постановщика Эмиля Капелюша, значительная часть сцен спектакля выстроена на авансцене - глаза в глаза с публикой. Благодаря этому у каждого зрителя складывается удивительное ощущение, что герои обращаются непосредственно к нему: происходит полное погружение.
События разворачиваются в деревенской усадьбе, антураж которой навевает умиротворение: поют птицы, стрекочут кузнечики и цикады, ничто не предвещает ничего зловещего. И только маятники времени и качели, которые, подобно метроному, интегрированы во всё пространство, словно ритм сердца, «отстукивают» быстротечное время, предупреждая о чём-то неизбежном и фатальном…
Вера Камышникова, режиссер:
«Сила воображения – движущая пружина обоих «Фаустов», и тургеневского, и оригинала Гёте. И в этом я вижу возможность театрального языка. Воображение, с одной стороны, азартно движет человеческим развитием и восприятием мира, с другой, — легко вкручивает нас в излишнюю рефлексию и, как следствие, депрессию. Неспособность человека обуздать свои фантазии по поводу чего бы то ни было, преодолеть разрушительную силу воображения и есть зона вибрации нашего спектакля. Мефистофель – не абстрактный чёртик с рогами и копытами, а вполне конкретная часть тебя самого, которая может взбунтоваться, спрыгнуть с колес и унести в запредельные выси».
Шесть блистательных актёров воплощают как персонажей «Фауста» Тургенева, так и героев Гёте, постоянно балансируя на грани реальности и воображения, здравомыслия и безумия…
В центре сюжета - молодой помещик Павел Александрович (актёр Олег Ребров), который вернулся в своё имение после длительной жизни в Европе. Чтобы скоротать время в глуши, он начинает писать письма своему другу. По соседству с Павлом Александровичем живёт его старый университетский знакомый Приимков (актёр Кирилл Кусков) с супругой Верой Николаевной (актриса Юлия Соломатина). По иронии судьбы, это та самая девушка, в которую когда-то главный герой был влюблён и даже делал ей предложение руки и сердца. Но властная консервативная мать Веры Николаевны Ельцова (Татьяна Рогозина) отказала Павлу Александровичу.
Он признаётся другу в своих письмах, что недолго горевал и быстро забыл свою возлюбленную, но новая встреча спустя годы всколыхнула в герое былые чувства: Вера Николаевна была также прекрасна, как в юности…
Любопытство героя Олега Реброва подогревал тот факт, что Вера Николаевна, будучи очень эрудированной и интеллектуальной особой, была совсем не знакома с художественной литературой, поэзией и другими произведениями искусства, где превалировало воображение.
Такова была воля её матушки, нарушить её она не смела. Хотя Ельцова после замужества дочери сняла с неё запрет на чтение художественных книг, острой потребности в них у Веры Николаевны не было. Даже после ухода матери из жизни молодая женщина и в мыслях не могла пойти против её воли: влияние матери-тирана было настолько велико, что Вера Николаевна по-прежнему чувствовала себя «под её крылом».
Однако Павел Александрович всё-таки уговорил героиню начать знакомство с художественной литературой и предложил вместе прочитать книгу Гёте «Фауст»: когда-то это произведение оказало на него колоссальное влияние...
С этого момента события стремительно закручиваются в магическом круговороте, а герои трансформируются в персонажей Гёте - рассказчик становится Фаустом, в образе Мефистофеля предстаёт гувернант Приимковых, немец Шиммель (Евгений Матвеев). Важную лепту в развитие действия вносит и гувернантка Приимковых, которую воплощает Анастасия Мишина.
В иллюзорном мире динамичного психологического концерта в кульминационные моменты оживает мать Веры, которая, словно Дамоклов меч, продолжает будоражить сердце и ограничивать свободу своей дочери. Потрясение Веры открывшимся для неё миром становится настолько сильным, что молодая женщина не может совладать с бурей эмоций, которая на неё нахлынула. Этот жизненный «шторм» метафорично показан в сцене прогулки героев на воде.
Не может героиня совладать и с чувством любви к Павлу Александровичу, которое полностью поглотило её. И герой испытывает похожие чувства - он потерян и смущён, запретная любовь к чужой жене становится гораздо сильнее здравого смысла и общественных норм. Павла Александрвича будоражит Вера Николаевна, его восхищает и вдохновляет её проницательность, соседствующая с неопытностью ребёнка.
«Мефистофель её пугает не как чёрт, а как «что-то такое, что в каждом человеке может быть»…» В каждом человек где-то глубоко зарыт свой «Мефистофель» и никто никогда не знает, когда он соизволит проснуться…
«Безусловно, приятно разморозить какую-нибудь душу», — говорит главный герой. Но если что-то в этом механизме срывается с колес и уносит человека в зону неведомых мыслей и эмоций, душе грозит трагический финал...
Актёры в тандеме с режиссёром провели колоссальную работу над своими персонажами. Чувствуется, то Вера Камышникова очень пристально подбирала актёров, учитывая их психофизику. Каждый актёр невероятно органичен и убедителен в своём образе.
Безудержное обаяние и мужская харизма Олега Реброва, женственность и загадочность Юлии Соломатиной, брутальная таинственность Евгения Матвеева, интригующая соблазнительность Анастасии Мишиной, очаровательная непосредственность Кирилла Кускова и властная сдержанность Татьяны Рогозиной…
В спектакле много пластики. Хореография Сергея Тонышева эффектна и экспрессивна: язык тела порой гораздо более красноречив, чем слова.
Где герои Тургенева, а где персонажи Гёте? Где заканчиваются фантазии воображения, а где начинается реальность? Возможно ли отличить одно от другого?
«Надламывать себя не для чего. Надо всего себя переломить или уже не трогать…» - властно говорит Ельцова, эти слова звучат как манифест или аксиома.
Сейчас такое время, когда модно находиться «в ресурсе» и «в потоке», и уж точно не принято себя «надламывать», но ведь бывают моменты, когда иначе просто невозможно…
«Надо заранее выбрать в жизни: или полезное, или приятное. И так уж решиться раз и навсегда. Я когда-то хотела соединить то и другое. Это невозможно, ведёт к гибели или к пошлости».
Всё же хочется верить, что совместить приятное и полезное возможно! Такие спектакли, как «Фауст», безусловно, можно назвать и приятным, и полезным времяпрепровождением, которое, с одной стороны, отвлекает от насущных проблем, а с другой, позволяет благодаря наблюдению за героями, провести психоанализ каких-то своих страхов, сомнений и стремлений.
Ближайшие даты "Фауста" - 5 и 17 мая.
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Маяковского