29 октября Театр Маяковского отметил вековой юбилей! Маяковка является одним из символов отечественной культуры и флагманом театрального искусства, в котором бережно сохраняют и приумножают незыблемые традиции русского психологического театра.
Ровно сто лет назад Театр Революции, возглавляемый тогда Всеволодом Мейерхольдом, представил свою первую постановку – спектакль «Ночь» режиссера Александра Велижева по пьесе Марселя Мартине.
За годы своего существования Театр, уютно расположившийся в историческом центре столицы, несколько раз менял свое название, но никогда не изменял своим традициям: в Театре Маяковского не было и нет места для пошлости, примитива и эпатажа.
Главной ценностью каждого спектакля Театра является Человек - в спектаклях Маяковки публика всегда видит живых людей, близких и родных нам или, наоборот, далёких. В удивительном Храме Мельпомены представлен как незыблемый временем классический репертуар, так и постановки, основанные на произведениях молодых драматургов.
Труппа Театра Маяковского – безграничная палитра актёрских красок и оттенков, ярких индивидуальностей, неординарных личностей. Корифеи искусства и молодые дарования – многоликий калейдоскоп талантов всех поколений!
В первые годы Театром руководил Всеволод Мейерхольд. Далее режиссерами, определившими судьбу и важные этапы его развития, стали Алексей Попов, Николай Охлопков, Андрей Гончаров, Сергей Арцибашев, Миндаугас Карбаускис. С мая 2022 года художественным руководителем Московского академического театра им. Вл. Маяковского является режиссер Егор Перегудов.
Молодой талантливый режиссёр был назначен художественным руководителем легендарного театра за несколько месяцев до юбилея и перед ним стояла непростая задача - в достаточно короткий срок подготовиться к знаковой и значимой дате. С этой задачей Егор Перегудов справился блестяще!
«Истории» - подарок не только для публики, но и для артистов!
Новый художественный руководитель дал артистам свободу творчества и предложил мэтрам выбрать истории, которые они хотели бы воплотить в юбилейном спектакле. Таким образом режиссёр исполнил мечты многих актёров, что особенно символично, ведь юбилей - праздник всей страны, но, в первую очередь, это торжество людей, которые верно и беззаветно служат театральному искусству!
Незыблемую связь времён и эпох подчёркивает и уникальная сценография, созданная главным художником Театра Маяковского Владимиром Арефьевым. Основа сценографии - 700 костюмов из многочисленных спектаклей вековой истории Театра Маяковского. Многоуровневые рейлы с костюмами охватывают всё сценическое пространство, навевая флёр ассоциаций, связанных с тем или иным спектаклем.
Открывает «Истории» Светлана Владимировна Немоляева, которая является актрисой Театра им. Вл. Маяковского с 1959 года. На протяжении многих лет Светлана Владимировна блистала на легендарных сценах Театра вместе со своим супругом Александром Лазаревым, в последние годы Светлана Немоляева регулярно выходит на сцену со своей внучкой, Полиной Лазаревой, продолжающей семейную династию.
Светлана Владимировна появляется на сцене, сидя за рабочим столом Всеволода Мейерхольда, за которым и рождалась идея нового театра. После небольшого экскурса в историю театра Светлана Немоляева великолепно демонстрирует фрагмент из постановки Сергея Яшина «Смех лангусты». Благодаря чудесам технологий актриса вновь получила возможность встретиться на сцене с покойным супругом - в этом фрагменте звучит голос Александра Лазарева из записи спектакля. Немоляева представала в образе эпатажной актрисы Сары Бернар, а Лазарев играл её секретаря Жоржа Питу, который перевоплощался в спектакле сразу в несколько характерных образов, в том числе в Оскара Уайльда. Именно сцену диалога с Оскаром Светлана Владимировна выбрала для «Историй».
«Гюго, Байрон, Оскар, мы последние романтики на этой Земле!»: ностальгически восклицает Сара Бернар, убеждённая, что каждый «эмоциональный укол - удар в сердце».
«Жить надо! Жить! А не ждать смерти!» - эта фраза героини Немоляевой является символом призрачной, скоротечной, но, несомненно, прекрасной жизни каждого человека, и воплощением верности вечному искусству.
Рельсы многоуровневых костюмных декораций раздвигаются, кокетливая, изящная и очаровательная Светлана Немоляева загадочно скрывается в пространстве арьерсцены, и «Смех лангуста» сменяет «Лебединая песня» - пьеса Антона Павловича Чехова, переделанная им из рассказа «Калхас».
В ироничном и лиричном драматическом этюде, великолепно воплощённом Александром Андриенко и Евгением Парамоновым, зрители наблюдают за искромётным диалогом комика Василия Светловидова с острым на язык суфлёром Никитой Иванычем.
«Лебединая песня» - хлёсткий сарказм над самовлюблённостью и «нарциссцизмом». Но также в этих персонажах читается и скоротечность творческой жизни, и множество иллюзий и надежд, которым не суждено воплотиться в реальность, но которые ещё теплятся в душах.
Анатолий Лобоцкий и Анна Ардова тоже обратились к произведению Чехова - актёры представили рассказ "Драма", посвятив свой этюд Фаине Георгиевне Раневской, которая когда-то великолепно воплощала образ главной героини. Зажигательная Анна Ардова гиперболизированно исполняет роль наглой и бесцеремонной писательницы Миловановой, которая в мгновении ока доводит писателя Павла Васильевича до «белого коления», виртуозно играя на нервах литератора целую симфонию.
Весёлую тему выбрали для своей «Истории» и Дарья Повереннова с Виктором Запорожским. Актёры обратились к интригующему гротесковому рассказу Аркадия Аверченко «Ключ».
Перед зрителями разворачивается вечер из жизни обаятельной супружеской пары. Виктор Запорожский предстаёт в образе мужа, который увлечён серьёзным трудом о газогенераторах, а Дарья Повереннова воплощает обольстительную жену, которая всеми силами пытается привлечь внимание своей второй половинки. На какие только ухищрения не идёт соблазнительная дама, но её попытки никак не могут увенчаться успехом - муж, словно крепкая броня, погружён в работу. В надежде, что соперник всколыхнёт сердце делового супруга, героиня притворится мужчиной, который пришёл к ней в гости!
Муж, уверенный в том, что это всё фарс (так как ключ от входной двери лежит у него в кармане), в какой-то степени даже режиссирует любовную сцену своей супруги. Только вот ключа в кармане у него не окажется, а кто-то третий действительно в этот вечер приходил в дом…
Мораль сей истории - искусный и изящный намёк сильным мира сего, чтобы в своём погружении в дела и заботы не забывали уделять внимание своим прекрасным спутницам. Дарья Повереннова в третий раз в своей актёрской карьере примеряет мужскую роль, а Виктор Запорожский невероятно убедителен и обаятелен в роли супруга, в котором жене не сразу, но всё же удаётся всколыхнуть ревность и подозрительность.
Самой пронзительной, трагичной и драматичной новеллой «Историй» является отрывок из поэмы Николая Некрасова "Русские женщины", главную роль в котором потрясающе воплощает Ольга Прокофьева. В этом спектакле актриса исполнила свою давнюю мечту - «сыграть на сцене не собирательный образ, не вымышленный автором персонаж, а человека, женщину, личность, которая реально существовала в этом мире, жила на нашей планете и оставила неизгладимый след в истории России». Ольга во всей гамме чувств проживает на сцене судьбу жены декабриста, Марии Волконской, которая отправилась на каторгу в Сибирь вслед за попавшим в опалу мужем. Совместно с партнёрами, Дмитрием Прокофьевым и Игорем Марычевым, актриса настолько проникновенно и трепетно рассказывает историю этой уникальной женщины, что невозможно сдержать слёз.
С особой благодарностью и нежностью героиня Ольги Прокофьевой обращается в многостральным русским людям, которые не ожесточаются под гнётом жизни и не черствеют душой под беспрерывными ветрами судьбы: «Народ, я бодрее с тобою несла твоё непосильное бремя...» Нетрудно догадаться, что после этой фразы в зале раздаются бурные аплодисменты.
Обяательным, очаровательным и неунывающим русским людям, которые найдут выход из самых разных ситуаций, посвящён театральный этюд «Осклок», в основу которого лёг рассказ Василия Шукшина «Операция Ефима Пьяных».
Главные роли в этой «Истории» исполнили Сергей Рубеко и Любовь Руденко, также в «Осколке» принял участие самобытный женский хор из молодых актрис театра. Перед тем, как воплотить колоритный образ председателя успешного колхоза, Сергей Рубеко с ностальгией вспомнил, с каким наслаждением он, будучи студентом Андрея Гончарова, смотрел спектакль «Характеры», мечтая, что когда-нибудь и он выйдет на сцену в этом произведении!
Финал альманаха «Истории» венчает главный романтик российской культуры, Игорь Костолевский. Актёр тонко погружает публику в атмосферу «Солнечного удара» Ивана Бунина.
Игорь Костолевский настолько достоверно рассказывает историю молниеносно воспылавшей, внезапной, беззаветной и безрассудной любви, что каждый зритель вольно или невольно вспоминает о «Солнечных ударах» своей судьбы, а, может быть, только предвкушает встречу с таким чувством.
«Большая любовь - слишком большое счастье!» - увы, не всем суждено её испытать и не всем дано сберечь это хрупкое чувство…
Торжество спектакля - это когда в работе режиссёра не видно «швов», когда режиссёр настолько растворяется в артистах, что зрители, не замечая его работы, полностью погружаются в сценическое действие!
Всё это удалось Егору Перегудову в спектакле «Истории», который по праву можно назвать триумфальным посвящением всем причастным и неравнодушным к театральному искусству!
Программка спектакля «Истории» - увлекательный и познавательный буклет, в котором запечатлены имена не только актёров и режиссёров театра, но и сотрудников всех цехов, отделов и мастерских. И, конечно, в программке отражены детали многогранного и многоликого юбилейного спектакля, а также небольшие интервью артистов, которые рассказывают, почему именно эти произведения они выбрали для альманаха.
"История, собственно, не существует, существуют лишь биографии", - для восхитительной постановки Егора Перегудова особенно актуальна знаменитая цитата Ральфа Уолдо Эмерсона. Такие уникальные «Истории» слагают летопись времён человечества и бережно проводят вечный мостик из прошлого в будущее!
Ближайшие показы юбилейного альманаха - 18, 19 ноября, 10, 28 декабря.
Разнообразными «Историями» вдохновлялись:
Корреспондент - Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Маяковского
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.