Произведения великого немецкого писателя Эриха Марии Ремарка навсегда стали достоянием мировой литературы, в котором ключевые события истории аккумулируются с фундаментальными ценностями человеческой личности. Роман Ремарка «Триумфальная арка» - один из самых известных литературных шедевров 20 века. Воплотить эту литературную глыбу на театральной сцене – невероятно сложная, многослойная задача, которую блистательно удалось претворить в жизнь режиссёру Льву Рахлину вместе с великолепным ансамблем талантливых актёров, художников и сценографов.
Год назад мы уже рассказывали о спектакле «Триумфальная арка», и, спустя время, возникло непреодолимое желание вернуться на него снова, потому что эта постановка не проходит бесследно: она заставляет о многом задуматься и во многом разобраться, вызывает широкий спектр эмоций в самой широкой амплитуде.
«Триумфальную арку» Ремарка смело можно назвать проекцией человеческого общества, и создателям одноимённого спектакля удалось чутко, глубоко и масштабно воплотить на сцене эту цивилизацию.
В спектакле участвуют прекрасные актёры, любимые миллионами зрителей – Игорь Петренко, Марина Александрова, Николай Чиндяйкин, Евдокия Германова, Николай Денисов, Николай Козак, Екатерина Волкова/ Регина Мянник и другие. Магия театра в том, что на сцене мы видим не знакомые по кино и телевидению лица, а героев Ремарка, которые проживают каждое мгновение на таком высоком градусе, что им невозможно не поверить.
К счастью или к сожалению, никто из нас не властен над временем и нам не дано выбирать эпоху, в которой жить, но от каждого из нас зависит – каким Человеком быть, жестоким или милосердным, меркантильным или бескорыстным, честным или подлым…
Для поклонников творчества Игоря Петренко и Марины Александровой этот спектакль – настоящий подарок, ведь именно в «Триумфальной арке» замечательные актёры вернулись в лучи Мельпомены после определённого перерыва в театральной деятельности, и это возвращение смело можно назвать Триумфальным!
Поскольку всё действие спектакля сконцентрировано на главное герое, спектакль можно назвать бенефисом Игоря Петренко, одного из самых талантливых и ярких Российских актёров. В творческом багаже Петренко огромное количество разнообразных персонажей, каждому из которых веришь! Герой актёра в спектакле «Триумфальная арка» – немецкий хирург-беженец, который не приемлет жестокость и варварство фашизма и вынужден жить во Франции на нелегальном положении. Равик – эталон порядочности и чести, достоинства, мудрости, верности своим идеалам и профессии, которые он не предаёт даже в самых опасных и безвыходных ситуациях.
События происходят в Париже в 1938-40 г.г., атмосфера этого города лаконично воссоздана на сцене: рестораны и кабаре, отели и публичные дома, больница и тюрьма –локации меняются молниеносно, как и душевное состояние героев – светлые лучи надежды и веры в лучшее и неумолимые иллюзии, разбивающиеся о непроходимые айсберги суровой реальности…
Марина Александрова в своей уникальной манере, с неподдельной искренностью и живой энергетикой воплощает возлюбленную главного героя – актрису Жоан.
Мужчина и Женщина, Любовь и Смерть, Милосердие и Жестокость… Две души, заблудившиеся в сложных лабиринтах жизни, пытающиеся обрести счастье наперекор судьбе и суровым катаклизмам беспощадного времени.
Но даже в этом суровом времени, выжженном до тла потерями и трагедиями, находится место для настоящих чувств, которые вспыхивают в сердцах главных героев.
«Триумфальная арка» - не только история Равика и Жоан: в контексте действия большую роль играют и другие персонажи.
Характерен и масштабен собирательный образ русского эмигранта, офицера царской армии, в прекрасном воплощении Николая Чиндяйкина.
Неординарна и по-своему трагичная распорядительница публичного дома Роланда, в эффектных интерпретациях Екатерины Волковой и Регины Мянник.
Меркантилен и циничен и доктор в прочтении Николая Денисова, жестока и гиперболична медсестра Эжени - Евдокия Германова; по-фашистски фанатичен немецкий гестаповец Хааке - актёры Николай Козак и Георгий Токолага.
Обрамляют центральных персонажей второстепенные, но не менее колоритные - Зита Бадалян, Виктория Ярёменко, Роман Брянский, предстающие сразу в нескольких образах в разных частях постановки.
Инсценировка спектакля – Константин Фёдоров, художник – София Матвеева, хореограф – Альберт Альбертс, музыкальный стилист – Ричардас Норвила.
Диалоги и мизансцены, световая партитура настолько пронзительна и динамична, что зрители полностью погружаются в происходящее на сцене, становясь не просто наблюдателями, но и эмоциональными участниками событий.
Возможно ли в грохоте безумного века остаться Человеком, не изменить себе и не предать близких под гнётом обстоятельств и беспрерывными ударами судьбы?
«Триумфальная арка» снова и снова показывает, что сохранить способность любить и сострадать, остаться верным своему достоинству и призванию возможно, только вот порой цена этой верности – Жизнь и Свобода.
Отдельно хочется восхититься великолепием русского языка, на котором говорят герои. В то время, когда вокруг стремятся замусорить наш великий и могучий язык разнообразными иностранными терминами, в «Триумфальной арке» из уст героев льётся глубокая философская речь, насыщенная метафорами и аллегориями, которые очень тонко коррелируются с нашей сегодняшней жизнью.
Если задуматься, между событиями 1938 г. и 2018г. не такая большая пропасть. В спектакле затронуты темы, о которых просто необходимо говорить сейчас, в «прогрессивном» 21 веке, который периодически погружается в эру варварства и насилия.
К сожалению, мир не учится на своих ошибках: производство оружия никто не торопится сокращать, постоянно то там, то тут, вспыхивают локальные и глобальные военные конфликты, испепеляющие и уничтожающие тысячи и миллионы жизней. Невозможно представить: сколько миллионов жизней погубили адские механизмы государственных устройств, жестоких людей, нелепых приказов и законов. Страшно, больно и дико осознавать, сколько жертв в мировой истории можно было бы избежать, если б не злость, ненависть, цинизм и алчность некоторых представителей рода человеческого.
В динамичном ритме жизни и бесконечном ворохе проблем мы порой забываем о фундаментальных ценностях, о том, как важно быть чутким к окружающим людям, уметь слышать не только самого себя, но и тех, кто рядом.
Ремарк напоминает нам, что иногда «благодарность – это крик о помощи» и что «нельзя запереть ветер».
«Мы живем в век консервов. Нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжевано и даже пережито. Консервы! Остается только открывать банки. Доставка на дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски… » - одна из многочисленных цитат из романа «Триумфальная арка», которая тонко вплетена в контекст спектакля. Но пока есть такие люди, как Равик, готовые сеять милосердие и взращивать гуманизм, не все ещё потеряно в человеческом обществе.
Главное не забывать, что «раскаяние - самая бесполезная вещь на свете, ведь вернуть ничего нельзя и ничего нельзя исправить», но можно и нужно во что бы то ни стало оставаться Человеком!
И тогда «Триумфальная арка» станет триумфом человеческих ценностей, которых подчас нам очень не хватает!
Следите за афишами – спектакль идёт как на столичных площадках, так и активно гастролирует! Гарантируем, увидев его один раз, Вы точно захотите вернуться.
В следующий раз своды «Триумфальной арки» развернутся 21 января на сцене Театриума на Серпуховке.