«Да здравствует жизнь!» - спектакль Павла Сафонова «Самоубийца» на Симоновской сцене Театра Вахтангова

Новости

«Да здравствует жизнь!» - спектакль Павла Сафонова «Самоубийца» на Симоновской сцене Театра Вахтангова

«Да здравствует жизнь!» - спектакль Павла Сафонова «Самоубийца» на Симоновской сцене Театра Вахтангова

«Да здравствует жизнь!» - эту фразу можно назвать лейтмотивом спектакля Павла Сафонова «Самоубийца», премьера которого прошла в конце декабря на Симоновской сцене Театра Вахтангова. Пьеса Н.Р. Эрдмана «Самоубийца», написанная в 1928 году, одна из первых «чёрных комедий» в литературе - признанный шедевр отечественной драматургии. Как это часто бывает с выдающимися произведениями, судьба пьесы совсем непростая. Творение Эрдмана высоко оценили А.М. Горький и А.В. Луначарский, сам Константин Сергеевич Станиславский мечтал поставить «Самоубийцу», но этому не суждено было сбыться. Её первое сценическое воплощение осуществил лишь в 1969 году режиссёр Юхан Фальк в Гётеборге (Швеция). Таким образом, по злому року судьбы впервые воплощение «Самоубийцы» в лучах Мельпомены оценили не на Родине произведения, а за рубежом.

В России впервые пьесу поставил Валентин Плучек в Театре Сатиры, но на этом тернистый путь литературного шедевра к зрителям не закончился - «Самоубийце» еще предстояло преодолеть немало запретов, табу и ограничений.

Произведение изобилует множеством тонко и изящно завуалированных смыслов.

На стыке контрастов и парадоксов, балансируя между психологическим театром и клоунадой, комедией и трагедией Павел Сафонов в тандеме с блистательными актёрами и высокопрофессиональной командой спектакля создали глубокую, тонкую постановку о незыблемых вечных ценностях и уникальности каждой человеческой личности.

Павел Сафонов, режиссер:

«Обратиться к этой пьесе мне посоветовал мой друг театральный художник Мариус Яцовскис. Я прочитал, мне стало интересно. Но началась пандемия, пришлось отложить. Периодически я вспоминал эту пьесу. Привлекала её тема – столкновение личности, человеческой индивидуальности с социумом, обществом. Как в этих обстоятельствах человеку себя сохранить? В пьесе – конкретные приметы времени, быт, но это фантасмагория. Я думал о словах Подсекальникова, который собирается лишить себя жизни: «Человек есть клетка. И томится в этой клетке душа… Ну а если клетка пустая? Если души нет? Что тогда? Есть загробная жизнь или нет?» Это главный вопрос, который мучает каждого – «На что стоит тратить жизнь, во что верить?». В финале пьесы есть ответ: надо жить не ради лозунгов, а быть свободным, жить просто и ясно. Это особенно важно понимать сегодня, когда так много безумия».

Главный герой пьесы, молодой мужчина, Семен Семенович Подсекальников (Юрий Цокуров), запутался в бытовых проблемах и неурядицах, в разногласиях с близкими, разочаровался в своих желаниях: его призрачные иллюзии на выход из кризиса беспощадно разбились об айсберги суровой реальности.

В конфликте с женой (Екатерина Крамзина) и постоянно зудящей тёщей (её в разных составах воплощают актрисы Светлана Йозефий и Ольга Тумайкина) Подсекальников опрометчиво кидает опасную фразу о сведении счётов с жизнью, и вдруг события приобретают совсем неожиданный оборот…

Сосед Подсекальникова, проницательный аферист Калабушкин (Василий Симонов), мгновенно придумывает как использовать личную трагедию Семёна Семёновича в личных целях и выгодно монетизировать уход Подсекальникова из жизни.

В этот момент на сцене разворачивается целый карнавал, драматичный и ироничный одновременно!

В скромную жизнь семьи Подсекальникова неожиданно  врывается калейдоском гротеского-гиперболизированных персонажей. Оказывается, так много людей жаждут, чтобы некий абстрактный человек умер за их цели: торговля, искусство, интеллигенция, безответная любовь и страсть… Миллион лозунгов и призывов, только вот каждому из них абсолютно безразличен наш герой: они легко ставят на карту его жизнь и делают разменной монетой в достижении своих корыстных, коварных целей.

«Время такое: то, что подумать может живой, высказать может только мертвый»,  - восклицает один из персонажей.

«Те, кто имеет идею, не хотят умирать. Те, кто хотят умирать, не имеют идеи»,  - дополняет другой герой.

Но жить нужно не во имя идеи, лозунгов и манифестов, а ради жизни и свободы!

Перед зрителями во всём своём гиперболизированном великолепии предстаёт «парад паталогий»: одержимый интеллигент, фанатичный художник, похотливые барышни, авантюрный сосед… Но если сбросить с этих колоритных героев маски гротеска, то, становится ещё страшнее: обнажается людское равнодушие и цинизм по отношению к Человеку. Пусть не самому успешному и сильному, талантливому и волевому, но Человеку! Который сам волен выбирать - жить ему или умирать.

Словно по нотам, блистательные Вахтанговцы разыгрывают на сцене трагифарс, в котором столько параллелей и аллюзий с нашей жизнью.

В спектакле участвуют:  Александра Стрельцина, Олег Макаров, Евгений Косырев, Юрий Красков, Дмитрий Соломыкин, Артем Пархоменко, Анна Антонова/Ася Домская, Мария Шастина, Карен Овеян/Василий Цыганцов, Виталий Иванов.

Сценография Дениса Сазонова и костюмы Евгении Панфиловой также, как и все герои, балансируют на грани вымысла и реальности, нищеты и роскоши, здравого смысла и безумия.

Личность и общество, индивидуальность и коллектив: можно ли найти компромисс и нужно ли это делать?

Для Юрия Цокурова роль Подсекальникова является настоящим бенефисом, с которым артист справляется блестяще. На глазах зрителей не слишком сильный и далеко не самый харизматичный обыватель трансформируется из капризного, растерянного ребёнка в осознанного взрослого человека, который смог постигнуть истинный смысл жизни.

В нём даже талант проснётся: если в начале грезящий об игре на трубе герой не может воспроизвести ни ноты, то в финале его мелодия зазвучит во всём своём великолепии!

Павел Сафонов поставил невероятно жизнеутверждающий спектакль о ценности Жизни и свободе выбора - когда вокруг очень много навязанных целей и тенденций, течений и направлений, очень сложно не утонуть в этом стремительном водовороте противоречивой информации и не потерять самого себя: свои желания, мечты, индивидуальность, способность вопреки всему радоваться этой жизни!

Только постояв на краю пропасти и в прямом смысле слова заглянув в глаза смерти, Подсекальников поймёт: как же прекрасна ЖИЗНЬ! И вместе с ним это по-новому прочувствуют все зрители!

«Всё оставьте себе: все мировые завоевания забирайте, оставьте мне мою жизнь и… приличное жалованье», - резюмирует главный герой.

В финальной сцене Юрий Цокуров филигранно сыграет соло на трубе, которое становится символом человеческой жизни, являющейся наивысшей ценностью и главным достоянием для каждого из нас!

«Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять!»

Меняются эпохи и государственные устройства, но проблемы человеческой личности остаются неизменны. Сейчас, к сожалению, вокруг нас тоже немало «Самоубийц» - достаточно посмотреть статистику, сколько молодых людей гибнут, пытаясь сделать опасное экстремальное фото для соц-сетей, а сколько теряется в пучине новостей на сломе эпох и мнений?

Общество навязывает и диктует стереотипы: выбор за человеком - становится рабом той или иной системы или оставаться индивидуальностью, быть ведущим или ведомым, слепо и безрассудно следовать за толпой или слушать своё сердце.

В метафоричной песне автора-исполнителя Михаила Бублика есть строчка: «Над моей пропастью, — там во ржи играет труба. Такие новости…» Над какой бы пропастью ни нависала наша жизнь, пусть наша «труба» играет только те мелодии, которые звучат в нашем сердце!

Такие спектакли, как «Самоубийца» Павла Сафонова, являются мощным импульсом для того, чтобы понять, насколько прекрасна, удивительна и неповторима ЖИЗНЬ!

Ближайшие даты - 6, 28 февраля, 2, 19 марта.

 

Радость жизни постигала корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф - Яна Овчинникова/ Пресс-служба Театра Вахтангова

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь