«Дядя Ваня» в Театре «У Никитских ворот»: «Мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии…»

Новости

«Дядя Ваня» в Театре «У Никитских ворот»: «Мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии…»

«Дядя Ваня» в Театре «У Никитских ворот»: «Мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии…»

27 марта Театр «У Никитских ворот» с размахом отметил 40-летие, а год назад, в марте 2022 года, в преддверии своего 85-летия, художественный руководитель, основатель и вдохновитель Театра Марк Розовский представил премьеру пронзительного спектакля «Дядя Ваня».

Легендарная пьеса А.П. Чехова является одной из самых востребованных в драматургии, произведение украшает репертуар почти каждого театра столицы и регионов. Каждый актёр и режиссёр находит в гениальном творении великого классика свои детали и нюансы, но все единогласны в одном - герои Чехова не утрачивают актуальность с течением времени, его диалоги звучат невероятно современно и пронзительно и в наши дни.

Благодаря камерной атмосфере Театра «У Никитских ворот» персонажи Антона Чехова становятся по-особому близки зрителям: в зале нет границ между сценой и зрительным залом, публика буквально чувствует дыхание героев и, наблюдая за ними, проецирует их мысли, иллюзии, мечты на себя и своё окружение, проводя параллели и аналогии.

       

 «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - все мы со школьной скамьи знаем эту великую фразу из пьесы  «Дядя Ваня». Однако, как показывает история человеческой цивилизации, этому жизненному кредо не так просто соответствовать.

Идут года и столетия, стремительно меняются эпохи, но природа человеческой личности остаётся почти неизменной: нас гнетут те же страсти и сомнения, манят такие же соблазны, что и наших предков. Трансформируются лишь формы и нормы быта, технологий, социальные категории, а чувства остаются прежними.

Сценографию и костюмы для спектакля создала Татьяна Швец. Публика погружается в антураж деревенской усадьбы, где в пространстве арьерсцены возвышается величественный строевой лес, пленительно поют птицы и стрекочут сверчки. Но героям произведения не до умиротворения на лоне природы: каждого из них терзает актуальный во все времена конфликт личности и среды, мучают иллюзии, разбившиеся об айсберги реальности, гнетёт невозможность достичь желаемого и уничтожает беспросветность унылой жизни.

Не отклоняясь от Чеховского текста, создатели спектакля расставили акценты, контрасты и интонации невероятно  чувственно и тонко, искусно завуалировав в постановке множество символов, метафор и ассоциаций.

Разумеется, мы не будем пересказывать всем знакомый сюжет, с восторгом отметим каждого актёра, задействованного в постановке!

Иван Петрович Войницкий в воплощении заслуженного артиста России Александра Масалова (в другом составе эту роль играет Александр Чернявский) - человек, чья «чаша терпения»  давно достигла «точки кипения». Его разочарование впустую потраченной жизнью достигло кульминации: этот герой утратил самые главные стимулы и фундамент - веру и надежду. Он не строит иллюзий и уже не тешит себя призрачными фантазиями, так как знает, что им не суждено сбыться.   

Властный профессор Серебряков, в образе которого предстаёт народный артист России Валерий Шейман (в другом составе - заслуженный артист России Юрий Голубцов), кажется, сам устал от своей старости и беспомощности, но природный эгоизм и высокомерие не позволяют ему быть чуточку мягче и милосерднее к своим близким.

Молодая жена профессора Елена Андреевна в эффектном воплощении Виктории Корляковой (в другом составе - Наталья Баронина) невероятно обольстительна и обаятельна. Королевская стать и очаровательная женственность этой героини, подчёркнутая соблазнительными костюмами, пленяют мужчин с первого взгляда, но строгие моральные принципы и природная застенчивость не позволяют ей переступить через свои нравственные нормы и дать волю «русалочьей крови».

Безусловно, самый обаятельный персонаж этой повести Чехова и один из литературных героев, опередивший своё время, это доктор Астров.

В многогранном воплощении талантливого многогранного Игоря Скрипко ( в другом составе в этом образе предстают Андрей Молотков и Дмитрий Асташевич) Михаил Львович - истинный интеллигент, у которого искренне болит душа о будущем человечества и который убеждён, что все беды от полного отсутствия самосознания.

В тех или иных сценических вариациях «Дяди Вани» Астрова воплощают в разных вариациях, от провидца до опустившегося алкоголика.

В трактовке Игоря Скрипко это невероятно обаятельный, благородный джентльмен, который живёт чувствами и эмоциями. Астров уже не верит, что один человек может что-то изменить в отношении к природе, в заботе об экологии, но он пытается и делает со своей стороны всё возможное и невозможное, чтобы сохранять и приумножать бесценные природные ресурсы.

«Те, которые будут жить через сто-двести лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом?»  - философствует Михаил Львович.

 И интерес Астрова к Елене Андреевна не выглядит лишь желанием завести лёгкую интрижку и развлечься - герой искренне увлёкся этой красивой женщиной. Между героями существует непреодолимая ментальная пропасть: Астров трудится во имя лесов и людей, спасает жизни и  переживает из-за умершего на операционном столе пациента, а Елена Андреевна даже не пытается работать и приносить какую-то пользу обществу. Но различия во взглядах на жизнь не мешают тому притяжению, которое существует между этими мужчиной и женщиной: эту влюблённость актёры демонстрируют во всей палитре чувственных эмоций.

Если влечение Астрова и Елены Андреевны друг к другу взаимно, то бедная Соня страдает от неразделённой безответной любви. В образе этой героини предстаёт Вера Десницкая (в другом составе - Анастасия Добрынина). Эту добрую трудолюбивую девушку искренне жаль. Вопреки унылой беспросветности своей жизни Соне удаётся сохранять доброе сердце и веру в то, что все страдания когда-нибудь зачтутся на Небесах.

Примечательно, что в сцене прощания Елены Андреевны и Астрова Марк Розовский, как и Чехов, ставит безапелляционную точку, а в сцене расставания Михаила Львовича с Соней романтик-режиссёр оставляет чарующее многоточие. Каждый зритель интерпретирует дальнейшую судьбу персонажей сквозь призму своего восприятия…

Колоритны и узнаваемы и все другие герои: впавшая в маразм, но любящая зятя больше, чем сына, Мария Васильевна Войницкая (её в разных составах воплощают заслуженные артистки России Марина Кайдалова и Ольга Лебедева), приверженная патриархальным традициям няня (заслуженная артистка России Марина Рассказова), наивный и беззлобный Телегин (Юрий Шайхисламов)…

  «Дядя Ваня» Марка Розовского  - Русский психологический театр в лучшем его воплощении: каждому из героев хочется воскликнуть: «Верю!»

В аллегоричном финале спектакля на сцене соберутся все рефлексирующие герои спектакля и в музыкальном обрамлении дивной музыки Сергея Рахманинова, словно молитва или притча, прозвучат строки Антона Павловича Чехова:

«…Мы услышим ангелов,
мы увидим все небо в алмазах,
мы увидим, как все зло земное,
все наши страдания потонут в милосердии,
которое наполнит собою весь мир,
и наша жизнь станет тихою,
нежною, сладкою, как ласка.
Я верую, верую...
Мы отдохнем...»

Благодаря таким замечательным спектаклям, как «Дядя Ваня» в Театре «У Никитских ворот», мы снова и снова убеждаемся, что «нормальное состояние человека — это быть чудаком», и становимся более лояльны как к своим причудам и миражам, так и к индивидуальностям окружающих нас людей.

Следите за афишами спектакля и не упустите возможность подарить себе и своим близким дивный театральный вечер в компании вечно актуальных литературных героев, которые так близки нам, жителям двадцать первого столетия. И пусть «все страдания и зло земное когда-нибудь потонут в милосердии!»

 

 

В мир Чеховских героев погружалась корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии: Анастасия Ентякова/Пресс-служба Театра

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь