Все мы сотканы из противоречий: не бывают абсолютно положительных и полностью отрицательных людей. Природа человеческой личности загадочна и непредсказуема: добро и зло, покой и гнев - миллионы других субстанций в каждом из нас ведут непрерывную борьбу, и никто никогда не знает, что победит в следующую минуту? Возможно ли научиться управлять своим внутренним миром, контролировать сознательное и бессознательное и всегда отвечать не только за свои поступки, но и за мысли и порывы души? Едва ли…
Интересом к тайным глубинам подсознания обусловлена всемирная известность мистического романа шотландского писателя Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
В 2005 году художественный руководитель театра им. Моссовета, режиссёр Павел Хомский, взяв за основу известный одноимённый мюзикл Ф. Уайлдхорна и Л. Брикусса, представил свою оригинальную версию незыблемого временем произведения.
Вот уже 14 лет музыкальная драма «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», идущая на сцене театра им. Моссовета, является одним из самых рейтинговых и знаковых спектаклей столицы.
Есть категории зрителей, для которых посещение этой постановки – добрая традиция, другая часть аудитории – впервые знакомится с легендарным спектаклем, но и у тех, и у других «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» вызывает в сердцах безграничный калейдоскоп эмоций.
Безусловно, мюзикл, как живой организм, с течением времени трансформируются – меняются какие-либо детали, варьируются составы актёров и ансамбля, но неизменно одно: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» с годами не утрачивает динамику и драйв, актуальность и оригинальность, и по- прежнему, как в день премьеры, будоражит кровь зрителей!
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - глубокая, многогранная история, где в непрерывном рандеву встречаются не только добро и зло, но и вся гамма чувств, присущих человеку, о существовании которых, может быть, даже он сам подчас не подозревает!
События погружают нас в Англию конца 19 века. Талантливый врач-психиатр Генри Джекил (Валерий Анохин) в надежде вылечить своего душевнобольного отца и миллионы людей с аналогичными диагнозами изобретает уникальную вакцину, которая, по задумке Доктора, сможет вычленить добро и зло в человеке, вследствие чего зло может быть окончательно нейтрализовано. В успех Доктора верит его невеста, очаровательная Эмма (Лилия Волкова/Анастасия Макеева), а также верный друг и поверенный Джон Аттерсон (Александр Бобровский/ Валерий Сторожик).
Для завершения эксперимента Доктор должен провести исследование на человеке, но высший свет категорически отвергает предложение и не даёт разрешение. Позиция «элиты» общества совсем неоднозначна: отнюдь не из-за риска провала или этических норм сильные мира сего против эксперимента - каждому из них есть, что скрывать, и они прекрасно понимают, что зло – основная их часть. Им удобно прятаться за его личиной, совершая действия, противоречащие морально-нравственным нормам.
Например, «благородная» дама (Нэлли Пшённая/ Лариса Наумкина) – владелица кабаре, постоянные клиенты которого – весь свет, от «праведного» Епископа (Вячеслав Бутенко) до храброго Генерала (Владимир Прокошин) и законопослушного члена Парламента (Александр Емельянов/ Роман Кириллов)…
При этом главная «артистка» кабаре, обворожительная Люси Харрис (Ирина Климова/Анастасия Макеева) – ранимая женщина, не лишённая способности любить и сострадать.
Натолкнувшись на бетонную стену осуждения и непонимания Джекил решается провести эксперимент на самом себе, в результате чего в нём пробуждается Эдвард Хайд, неуправляемый апогей жестокости, мести, злобы.
На плечах Валерия Анохина лежит очень непростая задача – без дополнительного грима, с небольшим изменением причёски, воплотить одновременно двух героев, достоверно сыграв раздвоение личности. А актёра и вокалиста это получается блестяще: Джекил и Хайд – абсолютные антиподы друг друга. Артист молниеносно меняет мимику, пластику, голос.
Нежная, верная, трогательная Эмма и эффектная, обольстительная Люси – главные женские образы спектакля, такие разные и в то же время имеющие много общего во внутреннем мире героини. Каждая из актрис вносит яркую индивидуальность в характер героини.
В спектакле настолько логична и целесообразна каждая сцена, вокальный номер или танец, что зрители на время просмотра полностью погружаются в мир, где всё так хрупко и эфемерно.
Создатели музыкального спектакля объединили легендарный сюжет с инновационными театральными тенденциями, мощной драматургией, грациозной хореографией, эффектными костюмами, масштабными декорациями, оригинальной сценографией и высокопрофессиональным актёрским ансамблем, способным воплощать на сцене как драматическую игру, так и вокал, хореографию и даже цирковые элементы.
Поэтичное либретто Лесли Брикусса в философском переводе Ярослава Кеслера насыщено олицетворениями и метафорами, которые каждый зритель интерпретирует сквозь призму своего сознания.
Например, отрывок одной из арий:
«Весь мир сошел с ума -
И властвует ментальная чума
Сегодня всё не так, как день назад,
И люди не хотят открыть глаза...»
Вращающаяся платформа позволила воплотить на сцене одновременно несколько ключевых локаций – от лаборатории Джекила, зала собраний, до храма и кабаре. По бокам сцены уютно расположились вековые Сфинксы, как безмолвные наблюдатели неискоренимых человеческих пороков. Кроме того, одним из ключевых элементов сценографии является решётка – фасад, который можно назвать одной из главных аллегорий постановки:
«Наш общественный быт –
Это бал-маскарад:
Все приличны на вид,
Всё пристойно – на взгляд,
А на деле – это только фасад!..»
«Фасад» жизни в спектакле показан без прикрас и нравоучений. То, что выставлено на поверхность, как правило, лишь маска, а внутренне содержание – загадка, порой даже для самого человека.
Всё в этом мире - бесконечная палитра граней, где нет аксиом и алгоритмов. Одержимый идеей испытать вакцину Джекил убеждён, что «единственное решение лабиринта – выход на свет». Но свет оборачивается затмением: Князь Тьмы выбирается на свободу и становится неуправляемым.
Тонкая драматургия, глубинная философия и психологизм являются основополагающими аспектами в спектакле. В этой «Странной истории» антиподов зашифровано огромное количество смыслов. Диссонанс внутреннего и внешнего мира личности, ощущение фатальной несправедливости и пороков всего общества и невозможность их искоренить не только в окружающих, но и в самом себе...
И ещё красная нить, искусно завуалированная в сюжете спектакля, губительность наркотиков, которым не может противостоять даже самая светлая и разумная личность. Да, Генри Джекилом двигали научные гуманные цели, но, подсев на иглу во благо цивилизации, справиться с пагубными свойствами сильнодействующих веществ оказалось гораздо сложнее, чем он предполагал.
Кто победит? Порядочный доктор или беспринципный злодей? Или они не могут существовать друг без друга? Это увидят зрители: «Фасад» спектакля откроет им потаенные дверцы в самые затейливые лабиринты подсознания. И каждый из нас, посмотрев спектакль, попытается ответить на вопрос, что ближе ему: месть и жестокость или милосердие и умение прощать?
Ближайшие даты погружения в «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» 27 августа и 28 сентября.
В мир сознательного и бессознательного "телепортировалась" корреспондент Бурулёва Юлия
Фото: Елена Лапина