«Евгений Онегин» в постановке Егора Перегудова на Основной сцене Театра Маяковского: «Лёд и пламень!»

Новости

«Евгений Онегин» в постановке Егора Перегудова на Основной сцене Театра Маяковского: «Лёд и пламень!»

«Евгений Онегин» в постановке Егора Перегудова на Основной сцене Театра Маяковского: «Лёд и пламень!»

Все мы со школьной скамьи привыкли к тому, что великий роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни», и большинство воспринимают эту формулировку знаменитого литературного критика как аксиому, которая, как известно, не требует доказательств. Но всё далеко не так однозначно, как кажется на первый взгляд…

31 января и 1 февраля на Основной сцене Театра Маяковского состоялась главная премьера зимы не только в репертуаре легендарной «Маяковки», но и одно из ярчайших событий театрального сезона – художественный руководитель театра Егор Перегудов представил премьеру масштабного и многогранного «Евгения Онегина».

И хотя столичная публика знает и любит немало интерпретаций одного из главных шедевров непревзойдённого гения русской словесности, смело можно сказать, что такого «Евгения Онегина» зрители ещё не видели! Постановка Егора Перегудова разрушает банальные стереотипы, шаблоны и клише, но делает это настолько изящно, виртуозно и феерично, что спектакль, изначально рассчитанный на молодую прогрессивную аудиторию, рекомендовано смотреть всем поколениям театралов и тех, кто только начинает своё знакомство с искусством Мельпомены.

Без сомнения, «Евгений Онегин» в Театре Маяковского  - спектакль-событие, о котором будут долго и много говорить и увлечённо обсуждать, к которому на протяжении долгих лет «не зарастёт народная тропа» тех, кто жаждет лично увидеть этот шедевр и прочувствовать его сквозь призму своего восприятия.

«ЛЁД И ПЛАМЕНЬ» - КОНТРАСТЫ И ПАРАДОКСЫ НЕПОСТИЖИМОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

На афише публику приветствует Александр Сергеевич Пушкин, читающий газету, в которой опубликованы первые главы романа «Евгений Онегин». Содержательная и креативная программка-книжка, выполненная в уникальном стиле Театра,  не только знакомит публику с актёрами и командой спектакля, но и погружает в атмосферу и эстетику постановки, представляет исторические факты, неожиданные ассоциации и малоизвестные детали…

Хронология спектакля представляет собой компиляцию из разных глав романа – в постановке далеко не всегда они идут друг за другом, но Егор Перегудов в тандеме с великолепной командой и разными поколениями артистов выстроил эту концептуальную ткань настолько филигранно, бережно и многослойно, что с каждой новой сценой смысловая панорама и визуальная перспектива раскрываются всё шире и объёмнее.

Например, в завязке действия на сцене появляется «Дядя самых честных правил» (в этом образе в разных составах предстают два корифея, Евгений Парамонов и Анатолий Лобоцкий). И хотя герой вроде бы ушёл в мир иной и сошёл с портрета, этот персонаж живее всех живых – в нем столько неподдельного любопытства, что, кажется, рефлексирующий племянник, всем своим видом показывающий, как он устал от жизни, мог бы позавидовать своему пожилому дяде, в котором кипит и бурлит энергия.

Образ Евгения Онегина (главного героя замечательно воплощает талантливый молодой актёр Мамука Патарава) едва ли вызовет симпатию у романтичных барышень, которые пытаются понять и оправдать этого противоречивого героя.

Егор Перегудов не оставил в Онегине ни лирики, ни трепета: это циник, который несмотря на молодой возраст всё видел и испытал и которого уже ничто не радует и не прельщает.  Внешне актёр, играющий Онегина, чем-то похож на Пушкина, и режиссёр искусно это подчёркивает. Является ли это параллелью с личностью автора или тонкой аллюзией, каждый зритель решит сам. Нервный, замкнутый, дерзкий Онегин – вне времени, в нашу стремительную эпоху, пожалуй, пресыщенных жизнью героев даже больше, чем во времена Пушкина. К слову, фрагмент письма Татьяны, которое многие знают наизусть, звучит на сцене в финале спектакля и читает его Онегин, что только добавляет иронии его образу и всей постановке.

На контрасте с Онегиным Владимир Ленский в восхитительном воплощении Никиты Языкова – эталон неиссякаемой энергии юности, задора и куража, искренних чувств и души прекрасных порывов. А уж когда герой берёт гитару и поёт романс (конечно же, на стихи Пушкина), сердца прекрасной половины человечества точно начинают биться чаще. И тем больше гнева публики вызывает Онегин, который лишил жизни этого возвышенного романтика и поэта! Как он посмел? Нет ему прощения и оправдания! Даже сцена смерти Ленского поставлена невероятно аллегорично и метафорично – словно игра с беспечной бабочкой, которая навсегда погубила порывистого «мотылька»…

К слову, Мамука Патарава и Никита Языков блестяще играют в тандеме в гениальной "Другой сказке" в постановке Сергея Урсуляка, которую можно посмотреть на Сцене на Стетенке. Репортаж об этом спектакле по ссылке: «Другая сказка» Сергея Урсуляка в Театре Маяковского - искромётная феерия философии, романтики, доброго юмора и гротеска! - https://worldpodium.ru/news/drugaya-skazka-sergeya-ursulyaka-v-teatre-mayakovskogo-iskromyotnaya-feeriya-filosofii.

Образы Онегина и Ленского действительно можно назвать «льдом» и «пламенем». Кстати, зима является неотъемлемой частью спектакля, но к ней мы ещё вернёмся, а пока говорим о той, что «звалась Татьяной». Именно история любви юной порывистой девочки является главной центробежной силой этого невероятного спектакля.

Роль Татьяны Лариной режиссер также доверил молодой актрисе и не прогадал. Варвара Бочкова, у которой за плечами не только театральное, но и хореографическое образование, проживает роль лирической героини во всём спектре эмоций, в синтезе драматического театра и балета, в синергии чувств и смыслов, искренних порывов души и мощных морально-нравственных принципов. Слова честь и достоинство для этой героини не пустой звук, а жизненное кредо. За время действия Татьяна превращается из юной девушки во взрослую женщину, которая знает, что такое разочарование и боль. В момент знакомства с Онегиным в провинциальной барышне бурлит наивность и непосредственность, трепетное любовное томление и искренняя надежда на призрачное счастье, «которое так возможно…» Познав боль разочарований от безответной любви, Татьяна превращается в не по годам мудрую женщину, которая смирилась со своей судьбой.

 Очаровательная Ольга в воплощении Алёны Васиной - не столько легкомысленная, сколько наивная и непосредственная барышня, словно бабочка, беспечно порхающая по жизни: как Чеховская «Попрыгунья», эта героиня живёт легко и играюче, поэтому ей не составляет большого труда забыть Ленского и выйти замуж за другого.

Конечно же, не можем не отметить блистательную Няню в воплощении неподражаемой Татьяны Орловой! Ох, сколько же огня, дерзости и самоиронии в этой, казалось бы, простой и понятной героине. Такой обаятельной няни точно не видела театральная сцена!

Запоминается и непосредственная мама Татьяны и Ольги (Татьяна Аугшкап). Яркая индивидуальность актрисы придаёт этой героини особый шарм и трогательную нежность.

«Три девицы под окном» (Мария Фортунатова, Алина Вакаева и Кира Насонова) обрамляют своей созидательной энергией невероятно красивое и притягательное действие, которое сцена за сценой всё дальше и дальше увлекает в пучину событий и страстей, сомнений и смыслов…

«ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА…»

Визуальная составляющая спектакля Егора Перегудова – услада для взора и воображения: в каждом мгновении «Евгения Онегина» изящно зашифровано и тонко завуалировано столько метафор, олицетворений и ассоциаций, что буквально захватывает дух.

Эту красоту хочется вкушать, никуда не торопясь, словно самое дорогое и изысканное красное вино. Кстати, в содержательной программке есть информация и об этом: красное вино во времена Пушкина было очень дорогим, его  смаковали по чуть-чуть, наслаждаясь вкусовой палитрой.

Русская зима – не просто фон для развития событий, а полноправный герой действия, как и вода во всех её состояниях.

В декорациях народного художника Владимира Арефьева разные состояния воды проявляют летучесть авторского слога и переменчивость главного героя. Снег то укутывает сцену перинами, то трещит морозами, то превращается в капель. Флешбэки, сны, размышления о прошлом меняют линейный ход истории и заставляют заново знакомиться с хрестоматийными героями. 

Диву даёшься, насколько технические возможности театра позволяют реализовать на сцене буквально безграничные фантазии постановщиков! Когда героини отправляют бумажные кораблики вниз по набирающим силу ручейкам, которые вот-вот станут стремительными реками, и когда сцену заволакивает пушистая метель, слово волшебный «Морозко» трясёт свою перину, от восторга буквально захватывает дух!

Гадания с народными песнями, именины, зимняя дорога, танцы на балу – всё это возникает не как приметы старины, а оживает в современном прочтении. 

Хореограф Игорь Шаройко, как уже упомянули, выстроил пластический рисунок спектакля в синергии с искусством балета, а художник по свету Дамир Исмагилов добавил в световую партитуру пленительной русской зимы  чарующую магию…

«Я ПОМНЮ ЧУДНОЙ МГНОВЕНЬЕ…»

Этот знаменитый романс Пушкина, как и легендарное «Зимнее утро» восхитительно интегрирован в спектакль Егора Перегудова, который «как мимолетное виденье», можно назвать и «гением чистой красоты», и «пробуждением души», и «упоением для сердца…»

Представленный в разгар зимы спектакль и в другие времена года, без сомнения, не отпустит тех, кому посчастливилось его посмотреть – этот спектакль заставляет размышлять над судьбами героев и сопереживать им, а после просмотра вызывает непреодолимое желание вновь погрузиться в притягательную атмосферу русской зимы и встретиться с невероятно обаятельными персонажами…

Поздравляем Егора Перегудова и всех причастных к ироничному и искромётному «Евгению Онегину» с безоговорочным творческим триумфом! Такие спектакли, словно «нерукотворный памятник», остаются как истории театрального искусства, так и в зрительских сердцах!

Ближайшие даты "телепортации" в гармоничный и органичный синтез поэзии, музыки, хореографии и визуально-драматических эффектов 8 и 27 февраля, 17 и 30 марта.

 

В увлекательный мир гениального романа погружалась корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Театра Маяковского

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь