«Герой нашего времени» на сцене Театра им. Моссовета: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

Новости

«Герой нашего времени» на сцене Театра им. Моссовета: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

«Герой нашего времени» на сцене Театра им. Моссовета: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

Все мы со школьной программы знакомы с потрясающим лирико-психологическим романом Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Отрывок из предисловия произведения: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения…» В «Герое нашего времени» нет назиданий и нравоучений, но есть живые люди и мысли, которые вполне могут стать  путеводным маршрутом по таинственным лабиринтам человеческой личности и помогут найти ответы на важные нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы, в той или иной степени волнующие каждого из нас.

В феврале 2019 года в репертуаре Московского Театра им. Моссовета появился «Герой нашего времени», спектакль по великому роману Лермонтова, который очень ждала неравнодушная к классическим постановкам русского психологического театра публика.

Опять же, к большой радости зрителей, режиссёром-постановщиком и сценографом нового спектакля выступил один из лучших интерпретаторов классики на российской сцене Юрий Ерёмин. Юрий Иванович - личность, которая не ставит эксперименты на классических произведениях, не утоляет на них свои эгоистичные амбиции и фантазии путём эпатажа, а напротив – раскрывает глубинные смыслы, задаёт вопросы и находит ответы, размышляет о всегда актуальных проблемах - глобальных нравственных ценностях и непостижимой природе человеческой личности.

Юрий Ерёмин умеет найти формы и интонации, чтобы герои с книжных страниц естественно и органично ожили на сцене со своими достоинствами и недостатками, сомнениями и стремлениями, надеждами и разочарованиям.

В двух действиях спектакля «Герой нашего времени» режиссёр уместил основные части одноимённого романа - «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист» и «Княжна Мери».

 Первое действие – «В горах» рассказывает трагическую историю черкешенки Бэлы глазами штабс-капитана Максим Максимыча. Также в эту часть спектакля органично вплетены главы «Фаталист» и «Максим Максимыч».

Второе действие – «На водах» повествует о событиях истории «Княжна Мери».

Связующим звеном всей постановки является рассказчик, писатель М.Л. –в блистательном воплощении актёра Антона Аносова, который портретно удивительно похож на Лермонтова. Этот герой - не просто попутчик Максим Максимыча, в руках которого случайно оказался дневник Печорина, но и определённый кодекс чести героев. На протяжении всего спектакля со стороны М.Л. чувствуется неподдельный интерес и симпатия к Печорину, поступки которого он, как и зрители, пытается не осудить, а понять и оправдать. Аносову удалось найти такие краски роли, что у зрителей возникает ощущение присутствия на сцене Михаила Лермонтова.

Образ Максим Максимыча (актёры Захар Комлев/ Роман Кириллов) – большая удача спектакля. Искренний, открытый, порядочный и простой штабс-капитан наделён и мужеством, и честью, и достоинством, ему чужды лицемерие и коварство. Такими сынами во все века была сильна Россия и про таких принято говорить: «Как за каменной стеной!»

Нил Кропалов в роли Григория Печорина статен, благороден, сдержан, интеллигентен и эрудирован. Природная красота, мужская харизма, обаяние: перед таким офицером едва ли устоит какая-либо барышня. При этом манеры, интонации и взгляд героя пронзает отчаяние, то самое, которое «не лечится по дулом пистолета»: «Холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Кажется, что апогей этой неизбывной тоски настал в сцене встречи Печорина в горах с Максим Максимычем, невольным свидетелем которой стал Лермонтов.

То, что штабс-капитан расценил как высокомерие, помпезность и заносчивость, на самом деле оказалось болью и разочарованием – в мире, в жизни, в самом себе. «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились…»

В спектакле чутко и тонко затронута тема напрасно потраченной человеческой жизни, «лишнего человека», ищущего свой путь. Вопрос поиска смысла жизни актуален во все времена и эпохи независимо от территориального положения, государственного устройства или социальных благ.

Также в другом составе роль Печорина играет Дмитрий Подадаев, который под чутким руководством режиссёра находит свои детали образа.  

Небольшая роль фаталиста Вулича в воплощении Дмитрия Щербины прекрасно демонстрирует уверенность определённой категории людей в предопределении судьбы и раскрывает важные черты характера Печорина– как, например, склонность к авантюрам.

Таинственный Кавказ, с самобытными традициями и особым укладом жизни, характерными деталями воплощён в других героях – Бэла (Кристина Исайкина/Анастасия Пронина), Азамат (Павел Усачёв), Казбич (Владимир Андриянов). Конь Казбича, незримо присутствующий на сцене,  также выполняет важную смысловую нагрузку.

      

Сценографию по реалистичности можно сравнить с кинематографическими декорациями. На заднем пространстве сцены величественно возвышаются громады Кавказских гор, с острыми пиками и резкими обрывами. Благодаря видеоинсталляциям пейзаж этих гор трансформируется – от зыбкого туманного рассвета, где «ночует тучка-золотая на груди утёса-великана», до грозного урагана и снежной пурги.

Горная стилистика продолжена и в других пространства сцены – по бокам расположились огромные мрачные зеркала, которые, словно горы, монументально поднимаются, демонстрируя в отражении героев борьбу добра и зла, непрерывно бушующую в их душах, то складываются, превращаясь в ступенчатое продолжение сцены.

Во второй части спектакля действие переносится на курорты Пятигорска, где проходят лечение и реабилитацию офицеры с Кавказа и укрепляет здоровье столичная светская публика, которую Печорин в своих дневниках иронично называет «водяным обществом».

Во втором действии спектакля гораздо больше персонажей, чем в первом, однако, согласно задумке режиссёра, значительная часть «водяного общества» безмолвна – толпа молчалива и предсказуема, весь акцент строится на центральных персонажах.

Княжна Мери в воплощении хрупкой Анастасии Прониной изящна, кокетлива, но не надменна. В юной ранимой девушке чувствуется и интеллект, и внутренний стержень, и способность любить.

Пожалуй, единственная любовь в жизни Печорина Вера (Галина Боб/Лилия Волкова) также вызывает сочувствие и сострадание – мечты Веры разбились о суровые айсберги реальности, молодая женщина, словно птичка в золотой клетке, ради благополучия сына вынуждена жить с престарелым нелюбимым мужем.

Слом человека обществом хорошо показан на примере Грушницкого (Алексей Трофимов). Молодой парень, излучающий настоящую искренность и неуёмную энергию юности в начале действия, сменив солдатскую шинель на офицерский мундир, словно трансформирует душу: боится отличаться от других и становится игрушкой в коварных интригах Драгунского капитана (Сергей Зотов), что в конечном итоге приведёт его жизнь к трагедии. Однако в финале своей жизни Грушницкий всё же поступает как настоящий мужчина, позволяя перезарядить оружие. Его смерть нелепа и трагична, но Печорин в этой дуэли не выглядит злодеем и  убийцей - он до последнего давал противнику шанс извиниться за клевету и прекратить поединок.

Сцена дуэли Печорина и Грушницкого решена режиссёрам в форме театра теней на обрыве ущелья на фоне небесно-голубого неба и живописных гор.

Это одна из финальных сцен спектакля, которая атмосферно напоминает зрителю, что от вершины до пропасти – всего один шаг или роковая ошибка.

О световой партитуре спектакля следует сказать отдельно – на протяжении всего действия на кромешную тьму сцены прицельно направлены белые  прожектора, которые снова и снова символизирует борьбу света и тьмы в каждом  человеке.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление...»

Одна из многочисленных цитат романа, отражающих его суть.

После просмотра спектакля хочется сказать спасибо его создателям за классическую трактовку, не обременённую опостылевшими трендами эпохи. «Герой нашего времени» невероятно пронзителен, честен и актуален и сейчас, в 21 веке. Возможность взглянуть на него в лучах Мельпомены – шанс не только вновь соприкоснуться с многоликими героями, прекрасным, не замусоренным современным лексиконом русским языком, но и уникальная возможность исследовать глубинные лабиринты своей собственной души и найти в ней что-то чистое и светлое, то, до чего пока не добрался налёт цинизма и снобизма.

Ближайшие даты путешествий «В горы» и «На воды»: 8, 22 августа и 14 сентября.

 

На Кавказ и в Пятигорск «путешествовала» корреспондент  Бурулёва Юлия

Фото: Елена Лапина

Читать также

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь