Инфернальная комедия Антона Яковлева «Игроки. Иллюзия» в Театре им. Гоголя: «Враг научит - недруг проучит!»

Новости

Инфернальная комедия Антона Яковлева «Игроки. Иллюзия» в Театре им. Гоголя: «Враг научит - недруг проучит!»

Инфернальная комедия Антона Яковлева «Игроки. Иллюзия» в Театре им. Гоголя: «Враг научит - недруг проучит!»

Комедия «Игроки» гениального классика Николая Васильевича Гоголя является одной из бессмертных пьес русской литературы, чья актуальность поражает, удивляет и восхищает. Невозможно подсчитать - скольких «Игроков» за 180 лет видели театральные сцены всего мира: гиперболизированные персонажи, так изящно и искусно описанные Николаем Васильевичем Гоголем, пожалуй, никогда не утратят своей современности, ведь страсть к хитрости, лукавству, плутовству и интригам в людях неискоренимы, как и жажда лёгких денег и стремление нажиться.

1 апреля 2024 года исполнилось 215 лет со Дня рождения самого мистического классика, а в декабре 2023 года, в канун юбилейного для гениального писателя года, на сцене Театра им. Гоголя художественный руководитель Антон Яковлев представил премьеру спектакля по мотивам самого азартного произведения Николая Васильевича Гоголя.

Режиссёр назвал спектакль «Игроки. Иллюзия», а жанр определил, как инфернальная комедия.  Все мы знаем, что жизнь - игра, но порой забываем, что она же - иллюзия: всё то, что мы видим, слышим, чувствуем и делаем, мы интерпретируем сквозь призму своих (а порой чужих) иллюзий. Всё относительно и условно.

Антон Юрьевич Яковлев виртуозно и восхитительно воплощает классические произведения - допуская некоторые вольности в интерпретации, он никогда не отклоняется от смысла, не пытается эпатировать публику «новыми» идеями, которые авторам, вероятнее всего, даже не снились. Спектакли Яковлева по классике - синтез современных форм и вечных смыслов.

В центре сюжета – картежник высшего класса, честолюбивый авантюрист, считающий себя непобедимым. Волею судьбы он оказывается вовлеченным в азартную игру с колоссальными ставками, цена участия в которой невероятно высока.

Режиссер-постановщик Антон Яковлев о спектакле:

«Главный герой, Ихарев, – закрытый человек, типичный одиночка, социопат, гениальный шулер, - придумывает себе двух подруг, которые заменяют ему любое общество. В их честь он называет свое новое изобретение, крапленую колоду карт, человеческим именем - Аделаида Ивановна. Ему кажется, что с помощью этой идеальной колоды и своих вымышленных женщин он может все и равных ему нет. Ихарев ищет достойных соперников, таких же шулеров, как он, которым может бросить вызов. И вот он находит таких… Только кто они на самом деле и в каком месте он оказывается, чтобы сразиться с ними, он даже не догадывается…

В определённой степени, многое вокруг нас – большая иллюзия, матрица, в которую иногда так хочется верить. Любому из нас свойственно создавать себе иллюзии. Так легче жить, так проще оправдывать себя, свои искушения, свои слабости. Но однажды твоя жизнь может превратиться в сплошную иллюзию, и ты начнешь путать реальность с вымыслом. Особенно когда азарт и желание одержать верх любой ценой становятся главными, а мораль и принципы уходят на второй план.

Гоголь идеально вписывается в мое понимание жанра фантастического реализма: мне более интересен мир мистический, масочный, условный, не бытовой. Трактир, в котором происходит действие пьесы, для меня скорее пространство некоего чистилища, в которое попадает главный герой. Здесь свой необычный мир, свои правила. В моем спектакле это подчеркивается и способом существования всех персонажей – необычным пластическим рисунком, через который выстраивается и структура самой игры, и вообще весь эмоциональный, чувственный и загадочный мир пьесы».

«ДРУГ НАУЧИТ - НЕДРУГ ПРОУЧИТ»

Потрясающие актёры увлекают публику в свою игру, интригующую и захватывающую, в которой от победы до поражения и наоборот всего один шаг (или взгляд?) Но так ли безусловен триумф и фатален проигрыш?

Ихарев в трактовке Марка Бурлая - сдержанный интеллигентный интроверт. Его постоянно сопровождают две очаровательные леди, воплощающие светлую и тёмную сторону пленительной Аделаиды, которую он создал, словно Пигмалион, Галатею. Игра, как известно, Женщина, и как истинная леди, она очень капризна, противоречива и непостоянна. В произведении Гоголя нет женских персонажей, в спектакле Антона Яковлева они присутствуют в виде фантазий воображения: женщины воплощают колоду карт, чарующую и пленительную Аделаиду. Светлая Аделаида (Екатерина Сахно / Виктория Кизко) и Тёмная Аделаида (Анастасия Епифанова / Софья Ковалёва)  кокетливо и коварно увлекают героя в пучину соблазнов и амбиций, обладая над ним властью, главное оружие которой - азарт. Соблазнительная грация и пластика этих героинь отражает светлые и тёмные стороны, которые в разных пропорциях сконцентрированы в каждом человеке: никто никогда не знает, когда проявит себя свет, а когда поглотит тьма.

Коварный, хитрый, изворотливый «змей-искуситель», который, словно в капкан, заманивает главного героя в свои сети, опытный шулер Утешительный. В этом образе предстаёт Ирина Гринёва! Парадоксально, что одна из самых красивых и женственных актрис не пытается принят мужской облик с помощью грима: главное оружие Утешительного - острый ум, красноречие, кошачья органика и умение мыслить на перспективу. Актриса великолепно воплощает своего персонажа, который снова и снова подтверждая, что любые ассоциации, интерпретации и стереотипы - всего лишь чья-то точка зрения.

Каждый герой спектакля - калейдоскоп парадоксальных и противоречивых характеров, гротесково-гиперболизированных, но таких узнаваемых: «клубок целующихся змей», которыми великолепно и по-настоящему виртуозно «дирижирует» коварный, лживый и изворотливый Утешительный.

Харизматичный Петр Петрович Швохнев - Василий Неверов / Кирилл Ковбас; педантичный Полковник Кругель - Андрей Кондратьев / Александр Хотенов; консервативный Глов-старший - заслуженный артист России Александр Семчев / Андрей Ребенков; легкомысленный Глов-младший - Александр Груздев/ Денис Лукин.

Каждый актёр придаёт своему герою особую индивидуальность и колорит и для каждого персонажа Антон Яковлев нашёл яркие приметы и отличительные черты темперамента.

В спектакль великолепно интегрированы отдельные фразы из других произведений Гоголя, например, фрагмент знаменитого монолога из «Мёртвых душ»: «Русь, куда ж несешься ты?» А в одной из мизансцен прослеживается изящная и искусная корреляция с Пушкинской «Пиковой дамой».

«Употребляй тонкость ума! Изощряй, изыскивай средства!.. Черт побери, не стоит просто ни благородного рвенья, ни трудов! Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует!»

Сценография метафорична и аллегорична - главной частью декораций является свет и видеоинсталляции. Антон Яковлев в тандеме с создателями спектакля и замечательными актёрами создали на сцене виртуальные миры - в этой матрице отсутствует трактир, где происходят события: герои мгновенно оказываются в разных пространствах и плоскостях, а в одной из мизансцен перед зрителями разворачивается настоящий пластический спектакль, в котором персонажи жадно, страстно, увлечённо  и неистово ловят крупную рыбу (или она сама плывёт к ним в руки?). Хореограф - Александра Рудик.

Художники-постановщики и художники по костюмам — Полина Фадеева и Анна Алямова, художники по свету — Илья Султанов, Антон Яковлев, видеорежиссёр — Анастасия Журавлёва, видеохудожник - Валентин Кутонов, музыкальное оформление - Антон Яковлев. Динамичная и драйвовая электронная музыка и световые эффекты усиливают магнетическую энергию захватывающего действия.

Карт в стандартном понимании на сцене нет - они присутствуют лишь в фантазии воображения, и этот режиссёрский ход придаёт постановке особую интригу.  В спектакле много иммерсивности и интерактива с публикой, которая чувствует себя не свидетелем, а частью этой матрицы, где сбрасываются маски и обличаются пороки.

В постановке тонко завуалированы аллюзии на взяточничество и коррупцию, насмешка над излишней самоуверенностью и глубинное размышление о природе лжи и совести. Многие из нас по природе склонны к авантюрам и жаждут лёгких денег - этот порок, увы, крайне сложно поддаётся коррекции и универсального лекарства от него не существует.

 «Поверьте, вся штука в том, чтобы быть хладнокровну тогда, когда другой горячится», - но как же сохранить рассудительность и холодность, когда ставки всё выше и выше?

Ихарев убеждён, что «игра - это не плутовство, а ремесло!» Он знает, что весьма преуспел в виртуозном шулерском ремесле, только вот окрылённый успехами герой утратил бдительность и забыл, что самый опытный игрок тоже может потерпеть фиаско: даже крупная и изворотливая «рыба» не застрахована от попадания в сети.

В своём стремлении стать кукловодом, а не марионеткой, даже опытный шулер может попасть на крючок хитрого манипулятора, так стоит ли пытаться плутовать? Может быть, просто жить честно, не пытаясь кого-то обманывать и что-то выгадывать? В спектакле «Игроки» изящно и искусно синхронизируются многочисленные параллели и аллегории с обществом, а, может быть, и с каждым из нас. 

До конца сезона «исследовать глубину познаний», пройтись по зыбким лабиринтам иллюзий и сыграть в партию в тандеме с импозантными и брутальными «Игроками» можно 20 апреля, 12 и 28 мая.

 

За рандеву жизни и игры наблюдала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра им. Гоголя

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь