«Иван Васильевич меняет профессию» - увлекательная Булгаковская фантасмагория в великолепной комедии положений Сергея Газарова

Новости

«Иван Васильевич меняет профессию» - увлекательная Булгаковская фантасмагория в великолепной комедии положений Сергея Газарова

«Иван Васильевич меняет профессию» - увлекательная Булгаковская фантасмагория в великолепной комедии положений Сергея Газарова

Московский академический театр сатиры в начале этого сезона восстановил историческую справедливость - легендарный театр, расположенный на Триумфальной площади, открыл свой сотый сезон пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию», которая была написана в 30-ые годы прошлого века специально для театра сатиры, но никогда не ставилась на его сцене. Точнее - почти никогда, спектакль был закрыт цензурой после генерального прогона и больше при жизни писателя произведение не инсценировали и даже не издавали.

 Символично, что художественный руководитель театра, режиссёр Сергей Газаров поставил эту гениальную пьесу именно в юбилейный сезон: спектакль «Иван Васильевич меняет профессию» стал настоящим подарком и публике, и всей команде!

Режиссёр, бесспорно, шёл на риск - произведение Михаила Булгакова стало культовым благодаря гениальному фильму Леонида Гайдая, который, безусловно, является национальным достоянием. К слову, 2023-ий год  - юбилейный не только для театра сатиры, но и для Гайдая - культовому режиссёру тоже исполнилось бы 100 лет. Случайное неслучайное совпадение дат вполне можно интерпретировать как благословение выдающегося кинорежиссёра Гайдая  невероятно талантливому театральному деятелю - Газарову. Они даже родились в одном месяце: Леонид Иович - 30 января, Сергей Ишханович - 13 января.

Не стоит сравнивать спектакль Сергея Газарова с шедевром Леонида Гайдая: театр и кино - кардинально разные виды искусства. Конечно, абстрагироваться от параллелей с гениально созданными образами очень сложно, но возможно!

На театральной сцене обаятельные герои и знаменитые фразеологизмы, ставшие частью нашего культурного кода, смотрятся несколько по-другому, да и события происходят во времена НЭПа, а не в Советские 70-ые.

Булгаковская фантасмагория оживает в комедии положений Сергея Газарова во всей гамме чувств и палитре эмоций, снова и снова подтверждая, что человек трансформируется гораздо медленнее, чем меняются эпохи и технологии. И в эпохе Ивана Грозного, и во времена НЭПа, и в наше время, у людей гораздо больше общих черт, чем различий.

Действие спектакля невероятно динамично и увлекательно перемещается в пространстве и во времени, красота и масштаб визуальных эффектов поражают воображение, обаятельные гротесково-гиперболизированные герои вызывают полярную гамму чувств: от восторга и умиления до иронии и сарказма.

Сюжет пьесы разворачивается вокруг перемещения героев в пространстве с помощью машины времени, созданной инженером Тимофеевым. Однажды во время опыта изобретатель нечаянно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный обнаруживает себя в московской коммуналке по адресу Банный переулок, 10.

Инженер Тимофеев в воплощении Ильи Малакова (в другом составе в этой роли предстаёт Антон Булгак) - обаятельный молодой мужчина, невероятно увлечённый, а порой буквально одержимый своими разработками. Вполне современный программист, которого виртуальная реальность привлекает гораздо больше обыденности.

Его супруга Зина (в этом образе в разных составах предстают Александра Мареева и Майя Горбань) - актриса до мозга костей и кончиков пальцев, у этой героини всё с приставкой «гипер». Поскольку действие происходит в 30-ых годах прошлого века, Зинаида - актриса немого кино: её движения широки, а мимика подвижна - каждое мгновение она находится в образе своих героинь.

Ульяна Андреевна (актрисы -  Лиана Ермакова / Ксения Худоба) - соблазнительная и кокетливая искусительница, которая применяет все силы своих женских чар, чтобы привлечь внимание «брошенного» симпатичного соседа.

Импозантный вор по профессии и виртуозный артист, фокусник и иллюзионист по призванию Жорж Милославский (Артём Минин/ Фёдор Лавров) - брутальный плут, который найдёт выход из самой каверзной ситуации и откроет любые двери!

Режиссёр Якин в трактовке Фёдора Лаврова ( в другом составе - Андрей Зенин) - буквально вторая половинка Зиночки: манерный, напыщенный нарцисс.

Сам режиссёр предстаёт в образе ограбленного Шпака - намёк на профессию героя весьма призрачен, но зато его капиталы, заработанные явно не непосильным трудом, говорят сами за себя.

И, конечно, особое внимание привлекают управдом Бунша (который, оказывается, благородного происхождения, но старательно это скрывает) и его величество Царь, Иван Васильевич Грозный!

Народный артист России Юрий Васильев и его коллега (имя которого не указано, что ещё больше интригует) блистательно справляются с похожими внешне, но диаметрально противоположными по темпераменту, характеру и настроению образами!

…Стрельцы, стольники, бояре, стражи царя, свита царицы и свита посла, гусляры… От изобилия колоритных персонажей на сцене буквально захватывает дух!

Невероятный масштаб и потрясающие костюмы

Время растворяется в сценическом пространстве, но продолжает сохранять яркие черты, присущие определённой эпохе. Действие балансирует между Средневековьем и Советскими 30-ыми годами XX века.

Народный художник России Владимир Арефьев в тандеме с художником по свету Дамиром Исмагиловым создал в сценическом пространстве сразу несколько миров.

Квартира Шпака изобилует роскошью, атиквариатом и дефицитным раритетом. Комната Тимофеева - сама скромность и аскетичность: оклеенные газетами стены, спальное место и…огромная «Машина времени», напоминающая круглую зеркальную планету!

В мгновении ока из времён НЭПа публика вместе с героями перемещается в эпоху Ивана Грозного: стены квартир раздвигаются и перед нами оказываются роскошные интерьеры царских палат. В сцене, когда Царь соизволил отобедать, можно наблюдать пир на вес мир - каких только явств не увидят зрители, от молочного поросёнка и лебедя до разных сортов икры.

Костюмы Марии Боровской - произведения искусства, которые хоть сейчас можно выставлять в музее. В этих роскошных туалетах безупречна каждая деталь - от пуговиц и воротничков до золотого тиснения и многочисленных рюш. Изысканные царские наряды, кафтаны придворных, эпатажные образы звезды немого кино…

Сцена, в которой царь снимает свои великолепные наряды, инкрустированные камнями и мехом, и переодевается в советскую одежду, решена на контрасте сложного - многослойного и простого: увидев эту красоту, понимаешь, почему в последние годы так моден стиль а-ля -рус.

Знаменитый Хореограф Сергей Землянский, который широко известен своими пластическими спектаклями, придумал для каждого героя особую пластику, усиливающую яркую индивидуальность персонажа и придающую ему особый шарм.

Композитор Алексей Айги специально для спектакля написал оригинальную музыку. Также в музыкальной партитуре постановки использованы фрагменты народных песен «Дубинушка», «Ой ты, степь широкая» и сочинений И.-С. Баха, Л. ван Бетховена, А. Вивальди, И. О. Дунаевского, Ж. Массне, В.-А. Моцарта, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Сантеухини, Г. В. Свиридова, В. П. Соловьёва-Седого, О. Д. Строка, Ф. Шуберта, А. Н. Цфасмана, П.И. Чайковского и А. Яблокова.

13 января, в канун Старого Нового года Сергей Газаров отметил свой День рождения, выйдя на сцену в образе харизматичного Шпака.

У каждого хорошего режиссёра есть свой индивидуальный почерк и уникальный стиль. Спектакли Сергея Газарова, чаще всего, выделяют яркие краски, тонкий юмор и гиперболизированный гротеск, искромётная феерия чувств и зажигательный калейдоскоп эмоций! Одним словом, постановки Сергея Газарова - это спектакли, которые смело можно назвать праздничным салютом и триумфальным фейерверком: они помогают отвлечься от реальности, забыть о проблемах и заботах и погрузиться в увлекательный мир впечатлений и приключений!

 «Иван Васильевич меняет профессию» - бесспорный триумф театра, расположенного на Триумфальной площади! И это не тавтология, а констатация факта! И если Вас до сих пор «терзают смутные сомнения», идти или нет на постановку, ответьте сами себе на вопрос: просит ли сердце праздник? Если да, то Вы знаете, где его найти!

Ближайшие даты спектакля: 27 января, 10, 24 февраля, 8 марта!

 

На «Машине времени» путешествовала  корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - Московский академический театр сатиры

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь