Из века в век её величество Поэзия является для человека неиссякаемым источником мудрых мыслей, бесценных знаний, сокровищем безграничной гаммы чувств, в котором хранятся ответы на миллион вопросов, сомнений, соблазнов и верные маршруты таинственных, непредсказуемых лабиринтов судьбы…
13 февраля в Московском Губернском театре состоялась премьера поэтического кабаре «Серебряное зеркало». Создатели постановки искусно и изящно синхронизировали в спектакле произведения известных и неизвестных поэтесс начала 20 века, филигранно воссоздав хрупкую атмосферу эпохи, этику и эстетику времени, которое невероятно тонко коррелируется с сегодняшним днём.
Пространством для поэтического кабаре является фойе большого зала Губернского театра, в котором стираются границы между сценой и публикой и нивелируется вековая пропасть между поколениями.
Хотя ментально и стилистически героини спектакля отличаются от женщин сегодняшнего дня, природа человеческой личности с годами трансформируется гораздо меньше, чем модные тренды и взгляды.
В отражении «Серебряного зеркала» визуализируются судьбы, чувства, размышления, взлёты и падения, иллюзии и надежды…. Одним из них было суждено воплотиться в жизнь, другие – расселились в пространстве и во времени.
В постановке участвуют актрисы Московского Губернского театра: Марина Бояринова, Полина Галкина, Людмила Менчинская, Валерия Минина, Юлия Пилипович, Дарья Рябцева, Анастасия Теплинская, Елена Петрова, Александрина Питиримова, Елена Цагина, Анна Цанг, Валентина Поломошнова, Наталья Смирнова.
Непохожие друг на друга актрисы разных возрастов и темпераментов невероятно органично и гармонично погружаются в «Серебряное зеркало», не просто примерив на себя многогранные образы, а прочувствовав и прожив их каждой клеточкой организма, став неразрывной частью судеб героинь, которых они воплощают на сцене.
Автор идеи и режиссёр спектакля-кабаре Ольга Матвеева на протяжении нескольких лет жила с мечтой воплотить на сцене эту постановку, собирала материал, изучала архивы, по крупицам искала стихотворения и авторов, многие из которых оказались незаслуженно забыты и станут для, нас, жителей 21 века, настоящим открытием.
Ольга Матвеева: «Жанр кабаре предполагает синтез, в спектакле сочетаются определённые темы, сюжет и временные рамки – от начала 20-ого века и заканчивая началом 20-ых годов. Если говорить исторически, то первые кабаре в России возникли именно как литературные: знаменитый «Привал комедиантов», «Бродячая собака». Это были многожанровые кабаре, где люди читали стихи, танцевали, ставили спектакли. Кабаре, как синтез разных жанров искусства, требует близкого контакта с публикой. Это сложно для артистов и, наверное, непросто для публики. В названии «Серебряное зеркало» сочетается женское начало и эпоха Серебряного века - отражение в зеркале, общение с зеркалом… Множество метафор.
Поставить этот спектакль было моей мечтой, о которой я размышляла на протяжении многих лет. Прошло около семи лет с момента возникновения идеи и накопления материала. С октября мы приступили к репетициям, которые проходили в несколько этапов - мы разбирали стихи, индивидуально с каждой из актрис работали над произведениями, изучали судьбы этих женщин.
В процессе работы было много открытий. Например, в том времени жила и творила замечательная поэтесса Наталья Поплавская, выпустившая один поэтический сборник. Сейчас её имя мало кто знает, при этом некоторые её произведения стали народными. Стихотворение Поплавской «Ты едешь пьяная» стало достоянием городского фольклора и со временем забылось, что у него есть автор. Второе стихотворение «Попугай Флобер» взял в свой репертуар Александр Вертинский и долгое время многие думали, что он и есть автор этих строк.
Конечно, без Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус не обойтись, но главная задача «Серебряного зеркала» – открыть публике новых поэтесс, которые достойны того, чтобы их помнили, читали и слушали в театре-кабаре».
Вместе со стихами авторов, которые являются символами женской поэзии Серебряного века, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Зинаиды Гиппиус, в многоликом калейдоскопе «Серебряного зеркала» звучат произведения Лидии Лесной, Нины Берберовой, Аделаиды Герцык, Надежды Тэффи, Веры Инбер, Варвары Малахиевой-Мирович, Елены Гуро, Мариэтты Шагинян и других поэтесс начала 20-ого столетия.
Эти женщины, судьбы которых были наполнены множеством преград и испытаний, писали стихи в разных жанрах и стилях, размышляли в поэтических строках как о глобальных субстанциях, так и о локальных чувствах, но все их мысли в той или иной степени очень созвучны с внутренним миром каждого из нас, кто «живёт в век электроники и скоростей».
Поэтическую составляющую обрамляют легендарные романсы Александра Вертинского, в потрясающем исполнении Алины Ивах, и музыкальные композиции начала ХХ века, в блистательном воплощении великолепно поющих актрис Московского Губернского театра – Юлии Пилипович, Валентины Поломошновой и других.
В спектакле звучит музыка А. Вертинского, П. Марселя, Т. Росси, И. Альбениса, А. де Басси, Х. Велича и В. Греко, А. Эгена и Ф. Грофе, П. Мано и П. Дрюкбера, Л. Бекмана, В. Хагривза и С. Дэймерелла.
Разумеется, сопровождают композиции музыканты: аккордеон – Евгений Гейзлер/Андрей Ковалев, скрипка – Алексей Розов/Андрей Чистяков, клавиши – Соколовский Евгений/Марков Максим, контрабас – Яковчук Геннадий.
Как затейливое кружево, хрупкое и призрачное, создателям «Серебряного зеркала» в концептуальном рисунке спектакля удалось воплотить на сцене не разрозненные поэтические строки и музыкальные композиции, а целостные, самостоятельные истории, у каждой из которых своя драматургия, кульминация и героини, блуждающие по дорогам судьбы, ищущие вектора и ориентиры своей жизни.
Словно фигуральную занавеску в иллюзорный мир «Серебряного зеркала», гостеприимно открывает двери «Наша зала», - именно это произведение Марины Цветаевой становится вступлением спектакля, в котором участвуют все задействованные в постановке актрисы.
Далее действие подразделяется на самостоятельные блоки, в которых метафорично и аллегорично соединены стихотворения и музыкальные композиции разных авторов:
- «Любовь одна», повествующая о таком зыбком, хрупком и разном для каждой из нас чувстве любви, влюблённости, шлейфе встреч и печали расставаний.
- «Женщины- танго» - эффектный, экспрессивный и элегантный перформанс, погружающий в атмосферу пылкой страсти и безудержных чувств.
- «Детский альбом» - трепетная и трогательная ностальгия по детству, наивности и непосредственности, восторженности и вдохновлённости, о мимолётности времени и быстротечности жизни…
- «Танец жены Султана» - чарующий и манящий мир Востока, наполненной невероятным колоритом, мощной энергией и уникальной харизмой, чувственностью и желанием.
- «Монастырское» - размышления о вере и смирении, милосердии и прощении.
- «Революция» - переломный момент в истории государств и в жизни каждого человека, столкновение полярных взглядов, противостояние, боль потерь, горечь разлук, беспощадное крушение иллюзий об айсберги реальности.
В каждом мгновении спектакля в невероятном рандеву встречаются не только поэзия и музыка, но и хореография.
Отдельно отметим работу хореографа спектакля Анны Гилуновой. Изысканные пластические номера, невероятные хореографические этюды спектакля будоражат и восхищают. В блоке танго Юлия Пилипович, Полина Галкина и другие актрисы, задействованные в мизансцене, представляют невероятное по сложности и накалу эмоций танго, танец соблазна и страсти, апогей энергии и эмоций. В «Танце жены Султана» Анастасия Теплинская, которая является также профессиональной балериной, грациозно и вдохновенно исполняет сложнейший танец живота, который заставляет сердца публики буквально замереть от восторга. А блок «Революция» начинается оригинальным и загадочным перформансом в блистательном исполнении Анны Цанг, чья героиня в этот момент ассоциативно является беспощадным и бескомпромиссным лицом перемен.
Камерная атмосфера, в которой зрители чувствуют дыхание артистов, настраивает на изысканный лад и располагает к полному погружению в происходящее на сцене, растворению в поэзии, музыке и хореографии. Образы актрис продуманы до мельчайших нюансов, они роскошны, эпохальны и обворожительны.
После премьерного показа мы поговорили с актрисами Анной Цанг, Анастасией Теплинской, Полиной Галкиной и вокалисткой Алиной Ивах о погружении на столетие назад и об их впечатлениях от участия в постановке.
Мы видим в спектакле невероятные по красоте и эстетике костюмы, как Вы в них чувствуете себя на сцене?
Анна Цанг: «Художник Андрей Климов сделал потрясающие костюмы, в которых можно просто выходить и стоять. Это, безусловно, эпоха, которая даёт совершенно другое ощущение пространства, обязывает вести себя по-особому - держать осанку, руки».
Алина Ивах: «И это не условные костюмы: художник Андрей Климов даже лекала использовал того времени, он это очень любит. Мастерская, которая сшила эти костюмы, сама была в восторге – в них можно выходить на подиум и устраивать дефиле».
Анастасия Теплинская: «Я удивлена, как можно было отказаться от такой красоты и перейти на кроссовки и толстовки?! Всё постигается в сравнении – костюмы, как обязывают, так и помогают. «Серебряное зеркало» - история «на вырост» для нашего времени: это нужно уметь носить, правильно подавать, но и знать, чувствовать в этом себя. При этом костюмы не ограничивают и не сковывают движения. Художник продумал всё настолько точно и чутко, что в этом костюме максимально красиво и удобно танцевать. Я по первому образованию балерина, в этом спектакле сбылась моя детская мечта – станцевать восточный танец».
Спектакль поставлен в синтетическом жанре кабаре, где нужно и танцевать, и петь на сцене. Как долго работали над этим?
Алина Ивах: «На мой взгляд, хореографические номера Анны Цанг в блоке «Революция» и Насти Теплинской в блоке «Танец жены Султана» - маленькие шедевры, как и «Танго», которое можно назвать «Цирком дю Солей». Что касается вокальной части, у нас большинство актрис замечательно поёт. Я очень люблю Вертинского, это моя стилистика, я давно пою его песни. И хотя моя главная функция в Московском Губернском театре – заведующая труппой, от предложения сыграть в этом спектакле я не могла отказаться. В спектакле блестяще поют Юлия Пилипович, Полина Галкина, Валентина Поломошнова. Я горжусь нашей труппой, потому что она синтетическая – у нас начинают петь и танцевать даже те актёры, кто изначально этого не делал. Мне кажется, в этом сейчас сила нашего театра, и я понимаю, что мы становимся уникальным коллективом. Как зав.труппой Театра, я могу сказать, что в этом большая заслуга художественного руководителя МГТ, Сергея Витальевича Безрукова".
Несмотря на то, что в спектакле играют только женщины, присутствие мужчин, в спектакле визуализировано в виде двух актрис в строгих (особенно для того времени) мужских костюмах
Анна Цанг: «Рядом с женщиной всегда есть мужчина, даже если физически на сцене он не присутствует».
Алина Ивах: «Это время, когда только началось движение феминизации. То, что девушки "учудили" в начале прошлого века, мы пожинаем сейчас. В то время страсти в богеме кипели, и они были разные - все мы знаем историю Марины Цветаевой, Зинаиды Гиппиус… Тогда только очень смелые женщины разрешали себе надевать брюки, что тоже стало своего рода революцией».
Поделитесь впечатлениями от участия в «Серебряном зеркале».
Алина Ивах: «Поэзия – искренние чувства каждой женщины. Режиссёр Ольга Матвеева нашла стихи, 80% из которых никогда не звучало в театре. «Серебряное зеркало» - возможность понять, насколько они нам близки. Я очень люблю поэзию, но при работе над этим спектаклем я открыла для себя много поэтесс, которые меня просто потрясли. Например, Лидия Лесная – что-то невероятное. Когда я слышу стихотворение про 1917-ый год, которое читает Елена Петрова, я вдруг понимаю, что это про нас, и хотя эпоха, время совсем другое. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, которые будут приходить на этот спектакль, прочувствовали ощущение незыблемой связи времён.
Полина Галкина: «Это правда - история на «вырост», но мы стараемся дотянуться до того времени, до внутреннего ощущения своих героинь. Есть исторические спектакли, их немало, но в «Серебряном зеркале» царит совсем другая, поэтическая, атмосфера, к которой нам очень приятно прикоснуться, открыть и понять их мироощущение.
Анна Цанг: «Огромное счастье - принимать участие в поэтической работе, потому что чтение стихов - совершенно иная сторона нашей профессии. Великая поэзия – некая грань совершенства, стремиться подняться, дорасти до этой поэзии душевно и духовно! Большая радость, что есть возможность к этому прикоснуться!»
Несмотря на то, что на сцене одни женщины, спектакль будет одинаково интересен как женской, так и мужской аудитории, и каждый зритель в этом «Зеркале» увидит своё, особое, отражение.
Мы поздравляем всех причастных к постановке с премьерой замечательного поэтического кабаре и благодарим Московский Губернский театр, что никогда не стоит на месте, а постоянно расширяет жанры и формы своего репертуара.
Окунуться в «Серебряное зазеркалье» можно 26 февраля, 19 марта, 10 и 29 апреля.
В отражение «Серебряного зеркала» погружалась:
Корреспондент: Бурулёва Юлия
Фото: Герман Жигунов, Галина Фесенко - пресс-служа МГТ
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.