27 и 28 апреля на Основной сцене Вахтанговского театра режиссёр, заслуженный деятель искусств России Владимир Иванов представил спектакль по вечно актуальной поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Постановка, которая несомненно станет театральным бестселлером на долгие годы, стала настоящим подарком Театра всем зрителям и участникам спектакля! Напомним, что Театр Вахтангова триумфально проводит свой 100-ый сезон, радуя публику многогранными премьерами.
Тонкая метафора символизирует хрупкость и призрачность несущейся в неопределённом направлении жизни, вектор движения которой непредсказуем и часто хаотичен не только в судьбах отдельных личностей, но и в жизни государств и всей планеты.
«Первоначально наш спектакль назывался «Галопад», но мы остановились на более традиционном – «Мёртвые души». Галопад (от французского galopade) – особая пляска, в которой кавалер с дамой, обняв друг друга, скачут оба вместе. В этой фразе, в этом определении смысл и квинтэссенция идеи нашего спектакля, который станет гимном актёрству, Театру. Это главное, так как Гоголь бездонен, это невероятный автор, и мы понимаем, что можем показать только одну его сторону. У нас собралась замечательная команда. Мой соавтор Андрей Тупиков, куплеты которого много лет звучат в «Мадемуазель Нитуш». Вместе с художником Максимом Обрезковым мы работаем уже много лет, выпустили не один спектакль. Нам помогает замечательный хореограф Сергей Землянский – пластика необходима для того решения, которое лежит в основе спектакля».
Безусловно, для обоих актёров эта постановка - настоящий подарок и бенефис, а ещё очень сложное испытание и проверка на прочность, как в физическом, так и в эмоциональном плане.
Владимир Владимирович Иванов на разных сценах Вахтанговского театра поставил 14 спектаклей, многие из них идут десятилетиями, неизменно собирают аншлаги, дарят актёрам потрясающие роли, а зрителям – незабываемые моменты.
«Мёртвые души» - шестая совместная работа Марии Ароновой и её педагога, Владимира Иванова, седьмая постановка Театра по произведениям Великого классика Российской и мировой литературы, Николая Васильевича Гоголя.
Мария Аронова:
«Когда Бог дарит тебе таких педагогов – это фантастический лотерейный билет! Я не устану говорить о том, что я в своём возрасте, при двух детях, будучи уже бабкой, встаю, когда он входит ко мне в гримёрку. Он продолжает оставаться для меня Учителем».
Творческий тандем гуру Театрального Олимпа, которые понимают друг друга с полуслова, в сотворчестве с виртуозной командой лучших из лучших придумали и воплотили на культовой сцене безусловный шедевр.
Калейдоскоп характеров и безграничная гамма чувств, яркая палитра эмоций и колоссальный простор для размышлений и аналогий.
Согласно инсценировке Владимира Иванова и Андрея Тупикова, герои Гоголя обретают реальные лица и оживают в блистательном воплощении потрясающих актёров, которые вместе и поочередно играют разных персонажей, а помогают им перевоплощаться - эффектные и эксцентричные маски, искусные и изящные костюмы Максима Обрезкова и, конечно, собственный профессионализм, невероятная органика и удивительный талант.
Весь первый акт спектакля - это 11-ая глава произведения, в которой повествуется о ранних годах Чичикова, с момента рождения до становления личности и продвижения по профессиональной иерархии.
Ох, до чего же ёмко, остро и хлёстко показана вся сущность персонажа, чья актуальность спустя 200 лет с момента того, как его придумал и описал Гоголь, пожалуй, стала не то, что не меньше, а выросла в геометрической прогрессии!
Чичиков имел непреодолимое желание выслужиться в гимназии, не имея особых талантов и способностей, но обладая хитростью и проницательностью, «приятностью в оборотах и поступках». Эти же черты, как и полное отсутствие всех нравственных принципов и моральных норм, помогли ему продвинуться в чиновничьем департаменте и получить «лакомое» хлебное местечко.
Проворовавшись и ловко избежав наказания в департаменте, Павел Иванович перемещается на не менее доходное место - Таможню, и там проявляет свою смекалку, хитрость, увы, терпит фиаско, но снова избегает заключения.
Согласно как всегда тонкой и виртуозной сценограции Максима Обрезкова, рукописный текст Гоголя сопровождает разные сцены действия.
Во втором действии во всём своём великолепии, гиперболе и гротеске предстают так знакомые каждому из нас не только из первоисточника, но и из реальной жизни герои: «сладкий» и «приторный» Манилов в очаровательных галифе, инкрустированных розочками, престарелая Коробочка, с меланхоличным темпераментом и повадками ипохондрика, грозный и меркантильный Собакевич, который способен «сделать деньги» из воздуха и может даже Чичикову дать фору в своих коммерческих навыках, похожий на Бабу Ягу, жадный, скупой, жёсткий и желчный Плюшкин, балагур, картёжник и пьяница Ноздрёв, две светские дамы и городские сплетницы, которые так напоминают своим гламурным видом, модными ныне губами и характерным «причмокиванием» светских львиц современности…
Фундамент этой достоверности - невероятный талант и трудолюбие артистов, Владимира Иванова и всех тех, кто причастен к созданию и воплощению этой уникальной театральной феерии.
Великолепные маски, роскошные, но при этом стильные и благородные костюмы, многогранная музыка, виртуозная хореография, другие визуальные эффекты и эмоциональный антураж, пронизывают и обрамляют действие, расставляют нужные акценты и привлекают внимание к тем или иным деталям.
Разумеется, помимо того, что искромётный карнавал событий и образов развлекает публику и дарит зрителям невероятную гамму эмоций и впечатлений, всё действие (как и литературный первоисточник) является острой сатирой и тонкой иронией на мир чиновников, неискоренимое взяточничество, непоколебимую коррупцию, неукротимую жажду наживы и непобедимый азарт. Обмануть всех и предать всё, но стать богатым? Или остаться верным нравственным ценностям и обречь себя быть «вечным бессеребренником?»
Но есть робкая и хрупкая надежда, что тот, кто узнает в персонажах себя, хоть немного трансформируется в лучшую сторону благодаря великой силе искусства!
Чичиков, который везде, где бы ни был, «пользовался от избытков, брал там, где всякий брал» и обладал «непреодолимой силой характера и неукротимой страстью к деятельности», вызывает очень полярные чувства - от восхищения находчивостью и хитростью, дипломатическими качествами и способностью выкрутиться из любой ситуации до осуждения за беспринципность и безнравственность.
И всё же обаяние, харизма, азарт Павла Ивановича Чичикова и его страсть к авантюрам склоняют скорее к чувству эмпатии к персонажу, ведь самых страшных грехов (как, например, убийство) ему удаётся избегать, а людские пороки, жажда «сладкой жизни» и «лёгких денег» неискоренимы и заложены в человеческой природе.
«Один умер- другой родится,
И всё в дело сгодится!»
«…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…»
Вместе с Русью и бессмертными героями Гоголя в «галопаде» мчалась корреспондент: Бурулева Юлия
Фотографии: (с) Валерий Мясников, пресс-служба Театр им. Евгения Вахтангова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.