Народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Театра «У Никитских ворот» Марк Розовский представил гимн гуманизму и здравому смыслу – 17 и 18 апреля на Новой сцене театра состоялась премьера спектакля «По ком звонит колокол», поставленного по одноимённому роману Эрнеста Хемингуэя.
Произведение вышло в свет 1940 году, гениальный литературный шедевр регулярно включают в списки самых главных книг ХХ века. Как бы это страшно ни звучало, его актуальность сейчас, в разгар инновационного двадцать первого столетия, поражает: к сожалению, человечество в своём развитии не учится на ошибках истории, поэтому локальные и глобальные военные конфликты продолжают полыхать в разных точках Земного шара. А любая война и революция – беспощадная гибель попавших в адское пекло событий невинных людей, которым суждено жить на перекрёстках эпох.
Марку Розовскому в тандеме с постановочной командой и замечательными актёрами удалось вместить огромный роман в насыщенный трёхчасовой спектакль, сохранив все главные сюжетные линии и мощные морально-нравственные лейтмотивы, которыми принизано произведение.
«По ком звонит колокол» - очень сильный, предельно честный, пронзительный и проникновенный спектакль, который без прикрас рассказывает о трагизме военных действий, снова и снова напоминая, что нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь!

.jpg)
- Вы коммунист? - Я антифашист!
Убеждённый антифашист и профессиональный подрывник Роберт Джордан ( в разных составах - Игорь Скрипко и Иван Арнгольд), приехавший в Испанию из Америки, получает задание взорвать мост. Приказ отдаёт генерал Гольц (Станислав Федорчук) – стратегически очень важно, чтобы мост был взорван именно тогда, когда начнётся наступление: тогда у противника не будет шансов оперативно его восстановить. Для выполнения задания главному герою необходимо соединиться с партизанским отрядом, руководитель которого принимает Джордана «в штыки».
.jpg)
Главарь партизанского отряда Пабло (Владимир Давиденко, в другом составе – Денис Юченков) – яростный смелый воин, который неистово боролся за свои идеи и уничтожил огромное количество фашистов. Этот герой - олицетворение морального слома человека, разочаровавшегося в бездумных приказах и неоправданных целях, которые неминуемо влекут за собой большие жертвы. Убивая сам и теряя боевых товарищей, Пабло приходит к осознанию, что сохранить жизни людей порой гораздо важнее, чем выполнить сомнительную задачу. Пабло не хочет взрывать мост не из трусости, а потому, что он понимает, что это станет фатальным для его отряда.
Жена Пабло (эту самобытную героиню в разных составах воплощают Ольга Лебедева и Яна Прыжанкова) – верная спутница жизни и волевая соратница, она поднимает боевой дух, словно волчица, чувствует опасность и даже умеет видеть будущее, которое, увы, не сулит ничего радостного.


Роман Хемингуэя и спектакль Марка Розовского - не только мощное пацифистское высказывание о бесчеловечности войны, но и исповедальная история о мужестве, чести, достоинстве, созидательной и спасительной силе любви.
Нежданно негаданно именно в партизанском отряде Роберт Джордан встречает свою любовь – мимолётное знакомство с Марией (Ирина Уханова и Алиса Тарасенко) пробуждает в герое по-настоящему нежные и трепетные чувства. Мария – юная девушка, в чью жизнь вероломно и беспощадно вторглась война: её родителей расстреляли у неё на глазах, а молодую красавицу фашисты оставили в живых для удовлетворения своих плотских утех. Но пройдя через ад и ужас, Мария не ожесточилась и не озлобилась – её сердце сохранило способность любить и сострадать. Встретив обаятельного американца, она понимает, что такое настоящая любовь. Именно это мощнейшее чувство помогает героям выжить в этом аду.
.jpg)
В образе русского журналиста Каркова в разных составах предстают Валерий Шейман и Александр Масалов. Судьба этого героя, у которого был реальный прототип, как и судьба генерала Гольца, собирательные образы тех, кто попал не только в адское пекло войны, но и в «жернова» не менее жестоких государственных репрессивных механизмов, доносов и наветов.

«Мадрид воюет и гуляет, гуляет и воюет…»
Марк Розовский выступил не только режиссёром-постановщиком и автором пьесы, но и вместе с Сергеем Старовойтовым создал сценографию спектакля, в которой символично преобладают чёрно-бело-красные тона.
На поворотном круге сцены с помощью монументальные блоков выстроены военные руины – блиндажи, землянки, укрытия в горах, которые ловко трансформируются в кабинеты начальства, а в одной из ключевых сцен с помощью провокационных статуй, символизирующих пошлость, превращаются в номера фешенебельного отеля в Мадриде…
На контрасте со страшными кровавыми боями и военным бытом показана разгульная жизнь столичной богемы, которая подчёркивает агональную пропасть между войной и миром.
Реалистичности событиями добавляют винтовки и маскировочная сетка. Гибель и ранения людей аллегорично символизируют алые шифоновые платки.
Музыкальное оформление – синтез национальных стилей и вечных мотивов танго Шнитке и Пьяццоллы, обрамляет накал эмоций и световая партитура художника Евгения Братякова.


Мы смотрели состав с ведущим актёром театра, невероятно органичным и многогранным Игорем Скрипко в роли Джордана и талантливой молодой актрисой Ириной Ухановой в образе Марии.
Игорю Скрипко Марк Розовский доверяет самые знаковые роли в репертуаре, блестящий актёр великолепно справляется с самыми сложными задачами, во всей палитре эмоций проживая на сцене непростые судьбы своих героев.
Дуэт Скрипко и Ухановой в безграничной гамме чувств передаёт хрупкую нежность и трагизм любви, которая обречена, и от этого невыносимо горько и больно.
Кульминационный взрыв моста не показан на сцене, и это только усиливает магнетизм, так как финальный монолог главного героя, в котором он детально рассказывает, как это произойдёт, поднимает незыблемые вопросы о войне и мире, жизни и смерти, долге и совести…
.jpg)
«Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе»: эта фраза является лейтмотивом спектакля Марка Розовского, который можно назвать триумфом фундаментальных ценностей гуманизма.
Очень хочется, чтобы эту по-настоящему эпохальную постановку увидело как можно больше людей, ведь искусство во все века было, есть и, надеемся, будет, тем созидательным «мостом», который «в грохоте и ритме самого безумного века» помогает человеку оставаться Человеком: не изменить самому себе под гнётом обстоятельств и беспрерывными ударами судьбы, остаться верным своей совести и чести, сохранить способность любить, помогать и сострадать.
Такие спектакли вселяют уверенность, что не всё ещё потеряно в человеческой цивилизации и что ещё не поздно «бить в набат!» Увидеть, услышать и почувствовать «По ком звонить колокол» можно 14, 28 мая, 14 июня и 6 июля.
Премьеру спектакля посетила корреспондент Бурулева Юлия
Фото – пресс-служба Театра «У Никитских ворот» (фотограф - Анастасия Ентякова)
.jpg)


