Музыкально-драматический спектакль «Моя прекрасная леди» в Театре Олега Табакова является гармоничным синтезом лёгкого искромётного мюзикла и мощной театральной драматургии. Постановка Аллы Сигаловой, премьера которой состоялась в июне 2019 года, изобилует блистательными актёрскими перевоплощениями, оригинальными находками сценографии, невероятными по красоте костюмами, виртуозной хореографией, запоминающейся музыкой и пронзительной глубиной содержания, в которой изящно завуалировано бесконечное множество важных морально-нравственных смыслов.
В 1912 году Бернард Шоу написал пьесу «Пигмалион», которой было суждено стать не только одним из самых известных произведений 20 века, но и шагнуть далеко в будущее, сохранив свою актуальность и остроту.
Премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» состоялась в 1956 году, в 1964 г. вышел одноимённый фильм с Одри Хепбёрн и Рексом Харрисоном, который был удостоён премии Оскар и полюбился миллионам зрителей во всём мире.
Увлекательный сюжет «Моей прекрасной леди» повествует о бедной цветочнице Элизе Дулиттл и выдающемся лингвисте и педагоге по фонетике, сэре Генри Хиггинсе. Согласно условиям заключенного с полковником Пикерингом пари, профессор Хиггинс должен за несколько месяцев обучить необразованную цветочницу грамотному произношению и манерам, принятым в высшем обществе, и на светском приёме суметь представить дикарку-простолюдинку как истинную леди. Результат этого спора оказался совершенно непредсказуем…
Спектакль - это живой организм, который не замирает статично на киноплёнке, а живёт, развивается и дышит, трансформируясь и изменяясь от показа к показу. На рубеже Нового, 2022 года, на сцене Театра Олега Табакова, без сомнения, зажглась новая звезда - в декабре роль Элизы Дулиттл впервые исполнила студентка Театральной школы Табакова Эвелина Мазурина.
Даже для мастистых, именитых актёров ввод в существующий спектакль - серьёзное испытание, а, если эта роль настолько масштабная и многогранная, как девушка, трансформирующаяся на глазах публики из простолюдинки в великосветскую даму, то это настоящий подвиг!
Эвелине приходится не только органично проживать судьбу Элизы на сцене, но и одновременно петь, танцевать, успевать переодеваться, кардинально меняя образы, манеры, стиль поведения и настроение!
Более того, партнёры молодой актрисы - её педагоги в Театральной школе, признанные мэтры профессии, Заслуженные артисты России Сергей Угрюмов (Хиггинс) и Виталий Егоров (Пикеринг). Играть со своими педагогами и учиться у них на сцене - это, безусловно, очень важный опыт, но и огромная ответственность!
Сказать, что Эвелина Мазурина восхитительно справляется со всеми непростыми задачами, не сказать ничего: на глазах публики зажигается настоящая творческая звезда и рождается потрясающая актриса, способная воплотить на сцене весь спектр эмоций в самой широкой амплитуде.
Непростая наука фонетика и правила этикета дадутся Элизе Дулиттл не сразу. Она хочет петь и танцевать, кататься на такси и с аппетитом поглощать шоколадные конфеты, но как непросто произносить эти коварные гласные и капризные согласные. Увлечённость и воодушевлённость импульсивного педагога девушки, который искренне верит в успех сомнительной авантюры, по-настоящему окрыляет героиню и, сама того не замечая, она проникается к профессору большим и светлым чувством, но ответит ли он ей взаимностью? Или Элиза для закоренелого холостяка Хиггинса лишь очередной профессиональный эксперимент?
Спорить на живого человека, опрометчиво не задумываясь о его дальнейшей судьбе, конечно, жестоко и безрассудно, но у Хиггинса и Пикеринга есть неоспоримый аргумент в своё оправдание - кроме профессионального азарта, они искренне желают девушке добра.
Под виртуозным руководством Хиггинса и под пристальным вниманием изумлённой публики Элиза трансформируется из обаятельной нелепой простушки в изысканную великосветскую даму, которая смогла сохранить красоту и чистоту души и осталась верной своим жизненным принципам, она трепетна и ранима, но чётко знает, чего хочет и о чём мечтает.
Сергей Угрюмов воплощает грубоватого профессора во всей гамме чувств: его Хиггинс - невероятно обаятельный, харизматичный, темпераментный и брутальный мужчина. В начале действия он склонен к равнодушию и чёрствости и относится к окружающим людям как к инструменту для научных открытий. Его музыкальная ария «Но только женщину впусти» является жизненным кредо многих холостяков, ценящих размеренные устои одинокой жизни.
В финале под влиянием чуткой и трепетной Элизы профессор сильно изменится - оказывается, под маской эгоиста скрывался очень мягкий и ранимый человек. В одной из финальных сцен Сергей Угрюмов настолько пронзительно воплощает метания и страдания покинутого профессора, что зрителям в зале очень сложно сдержать слёзы сострадания и сопереживания герою.
Антиподом бесцеремонного Хиггинса является элегантный аристократ Полковник Пикеринг, которого статно и благородно воплощает Виталий Егоров. Несмотря на филигранное владение нормами этикета, в нём совсем нет снобизма. Пикеринг всегда обращается к Элизе не иначе как «Мисс Дулиттл», это очень мотивирует девушку к развитию.
«Разница между леди и цветочницей не только в умении говорить, одеваться и вести себя, а в том, как к ним относятся окружающие», - мудро сформулирует девушка после прохождения своего непростого обучения.
Невероятно колоритен и отец Элизы, мусорщик Альфред Дулиттл, в виртуозном воплощении Александа Фисенко. «Если повезёт!»: так называется музыкально-хореографическая ария этого персонажа, которая проецирует его жизненный девиз: «Авось, пронесёт!» Не обременённый высокими нравственными принципами он готов продать родную дочь первому встречному, однако, нормы буржуазной морали с лёгкой (или тяжёлой?) руки Хиггинса сыграют с ним очень каверзную игру, повернув лабиринты судьбы Альфреда в диаметрально противоположное русло. Как и почему падкий на алкоголь мусорщик превратиться в уважаемого лектора в потрясающем ирландском костюме? Это увидят зрители.
Важную роль в развитие действия вносят экономка Профессора Хиггинса, предусмотрительная и проницательная Миссис Пирс (Яна Сексте) и его мудрая мать Миссис Хиггинс (Алёна Лаптева). В этих благовоспитанных женщинах органично сочетаются внешняя культура и внутренняя доброта.
Конечно, невозможно в рамках одной рецензии в деталях рассказать о каждом персонаже многоликого спектакля, но очень хотелось бы! Образ каждого героя, будь то помпезные аристократы или неотёсанные простолюдины, продуман невероятно детально и объёмно. До чего же приятно наблюдать не только корифеев сцены, но и молодых актёров Театра Олега Табакова, узнавая, где и в каких ролях мы видели их ранее.
Например, Севастьян Смышников в роли наивного, порывистого и влюблённого Фредди. Он же - запутавшийся между «Белыми и Красными» и яростно жаждущий мира Бумбараш в легендарном спектакле «Страсти по Бумбарашу», циничный Кудимов в «Старшем сыне» и находчивый Ковьель в спектакле «МОЛЬЕР, avec amour».
А вот Наталья Попова, она же - самостоятельная Нина в «Старшем сыне» и беззаветно страдающая от безответной любви белошвейка Мария в «Кинастоне»…
Подобные параллели и восторги можно и нужно выражать в адрес каждого актёра, которые блестяще воплощают в «Моей прекрасной леди» жителей Лондона, торговцев, цветочниц, помпезных гостей бала и скачек…
На их плечах во многом лежит атмосфера действия, которую многогранные актёры Театра Олега Табакова воссоздают с ювелирной точностью и мастерством! В них столько задора, куража, неиссякаемой энергии юности и искреннего блеска глаз, что вольно или невольно заряжаешься этим драйвом эмоций!
«Нет маленьких ролей!»: любил повторять Великий Константин Сергеевич Станиславский, и это аксиома, которая, как известно, не требует доказательств.
Грациозная хореография Аллы Сигаловой невероятно гармонично интегрирована в концептуальный рисунок спектакля. Отметим и прекрасную вокальную подготовку артистов, которые великолепно справляются в том числе и с музыкальной составляющей спектакля.
Художник-сценограф Георгий Алексии-Месхишвили в стильных чёрно-белых тонах сконструировал на вращающейся платформе лондонский мир, полный контрастов и противоречий. Площадь перед Ковен-Гарденом, оживлённый рынок, апартаменты Хиггинса и его влиятельной матери, знаменитые королевские скачки в Аскоте, торжественный приём… Локации действия меняются стремительно и полностью соответствуют динамичному сюжету постановки.
Костюмы музыкально-драматического спектакля являются настоящим произведением искусства. Специально для постановки выдающийся художник Валентин Юдашкин создал огромное количество роскошных костюмов и аксессуаров, которые прекрасны и восхитительны как в целостных образах, так и в детальном рассмотрении - можно бесконечно изучать затейливые шляпки, изумительные цветы, изящные броши и многие другие детали изысканных туалетов. Произведения маэстро моды, созданные специально для «Моей прекрасной леди», смело можно демонстрировать в музеях и на крупнейших мировых fashion week.
Выразим слова признательности не только прославленному кутюрье Валентину Юдашкину и его искусным мастерам, воплотившим в жизнь фантазии художника, но и всем тем, кто помогает героям мгновенно менять образы - костюмерам, гримёрам и другим ассистентам, чей труд обычно остаётся за кулисами, но имеет колоссальное значение.
Разумеется, отдельного внимания заслуживают образы Элизы - колоритные лохмотья цветочницы органично меняются сначала на строгое стильное платье прилежной ученицы, вдохновлённой увлечённым профессором, а потом превращаются в роскошные наряды светской барышни.
Платье для бала во дворце, который символизирует кульминацию пари Хиггинса и Пикеринга, является аллюзией на образ Золушки - судьба Элизы во многом напоминает историю сказочного персонажа, с той лишь разницей, что её прекрасный Принц гораздо менее трепетен и романтичен, чем в сказочных мечтах юных барышень.
«Элиза! Ещё пять минут назад Вы были гирей на моей шее, а теперь Вы - моя крепость, моя опора! Вот такая Вы мне нравитесь!» В этой фразе Хиггинса, возможно, содержатся мысли многих мужчин, которые не хотят видеть рядом с собой «бесплатное приложение», а которым важна и нужна в качестве спутницы жизни сильная, самодостаточная личность.
Многие представительницы прекрасной половины человечества узнают в Элизе себя, а некоторые мужчины, словно в зеркале, отразятся в образе Профессора Хиггинса и, может быть, станут чуть более мягкими и внимательными к своим избранницам.
В этом спектакле тонко зашифрован ответ на вопрос: «Что же нужно женщине?» Внимание, немного ласки и вера в неё! Это то, что окрыляет, вдохновляет и мотивирует!
Ещё один вектор, который восхитительно прослеживается в потрясающем спектакле, - это взаимоотношения учителя и ученика, искреннее желание передавать знания и неукротимая жажда постигать их. Именно эта тема особенно близка Алле Сигаловой.
Алла Сигалова: «Сотворить чудо может только талантливый человек, влюбленный в то, что он создает. Я это очень хорошо понимаю. Это моя тема. Ты влюбляешься в того, кому отдал все свои силы, все свои знания и всю свою веру. Это понятная каждому, абсолютно бессмертная история».
Мы полностью солидарны с режиссёром, хореографом, педагогом и восхитительной женщиной: только люди, искренне влюблённые в то, что они делают, способны создавать и созидать, открывать галактики и планеты, раздвигать границы и расширять горизонты! Это актуально для всех профессий и отнюдь не только творческих!
Вспомним знаменитое стихотворение Заболоцкого: «Что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
Как бы ни сияли богемные бренды и роскошный блеск гламурной жизни, приоритетна и первостепенна не внешность, а красота человеческой души, умение любить и мечтать, способность сохранять верность и преданность, милосердие и сострадание!
«Моя прекрасная леди» с юмором, иронией и гротеском отражает общественные устои и обнажает проблемы социального расслоения общества, диссонанс нравственных ориентиров и норм. В постановке иронично «продёрнуты» банальные светские беседы, фальшивые улыбки и неискренние рукопожатия. Человек неблагородного происхождений, далёкий от норм этикета, может быть гораздо более глубокой, целостной и порядочной личностью, чем те, кого природа наделила титулом и капиталом.
В отличие от литературного первоисточника создатели мюзикла и, соответственно, спектакля видоизменили открытый философский финал Бернарда Шоу, превратив его в романтичный хэппи-энд. На наш взгляд, это абсолютно оправдано: «Моя прекрасная леди» - жизнеутверждающий праздник, где нет места минору и меланхолии, но в котором целая галактика смыслов!
Алле Михайловне Сигаловой в творческом тандеме с виртуозными постановщиками и талантливыми актёрами разных поколений удалось синхронизировать лёгкий бродвейский водевиль и незыблемые традиции психологического театра, в основе которого глубокая драматургия и самое пристальное внимание к постижению природы человеческой личности, исследование мотивации поступков, чувств, мыслей, сомнений, стремлений, соблазнов и страстей.
«Моей прекрасной леди» вдохновлялась корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.