В Театре Маяковского в разгаре юбилейный сезон! 100-летняя история легендарного Храма Мельпомены изобилует огромным количеством знаковых и значимых достижений, которые по праву входят в Золотой фонд российской культуры.
В Театре им. Маяковского самую экспериментальную форму сочинения современного театра — лабораторию — решили соединить с самым классическим материалом, комедиями Шекспира и Мольера. Важным отличием Лаборатории стал более длительный репетиционный период: некоторые эскизы репетировались на протяжении трёх месяцев, некоторые - меньше.
«Обычно на создание эскизов дают семь-десять дней, и участники берут энергию из скорости. Но собранный таким образом спектакль, как мне кажется, быстро «засыхает». Здорово, когда в репетициях артисты находят много разных вариантов решения роли, которые потом прорастают в них уже без участия режиссёра. Такая работа и через три года жива, там артистам есть куда думать. Поэтому в лаборатории важно не сочинить историю целиком, а вырабатывать ход. Тогда и спектакль можно поставить легко и быстро».
Публике представили эскизы следующих спектаклей: «Мизантроп» в постановке Антона Морозова, «Скупой» режиссёра Нади Кубайлат», «Мера за меру» Саши Золотовицкого и «Виндзорские насмешницы» Владимира Данай. После каждого показа состоялось увлекательное обсуждение со зрителями и критиками.
Формулировка эскиз в контексте показанных спектаклей очень относительна - на суд зрителей представили не зарисовки, а целостные постановки. Успешные показы оригинальных динамичных спектаклей ярко продемонстрировали сегодняшнее звучание классических пьес Шекспира и Мольера, которые не теряют актуальность и остроту.
Сюжетная интрига лихо закручивается ещё до третьего звонка: во время входа зрителей в зал два героя спектакля уже находятся на сцене - Альцест меланхолично сидит на стуле, устремив взгляд в одну точку, а подвижная Элианта парит по сцене, очищая её от блестящих конфетти, которыми щедро, словно снегом, засыпано пространство. Эта праздничная мишура - тонкая метафора, которая изящно намекает зрителю, что не всегда всё обстоит так, как нам кажется, и что не всё то золото, что блестит.
Спектакль сопровождает живая музыка и вокал. Режиссёр задействует всё пространство, включая «воздух»: в некоторых сценах актёры выполняют буквально акробатические трюки. Камерная атмосфера Малой сцены Театра Маяковского позволяет зрителям чувствовать себя не только свидетелями, но и участниками эмоциональных дискуссий героев.
Действие начинается с оригинальной пантомимы, чувственно и динамично раскрывающей некоторые черты характеров героев ещё до знакомства с ними.
Главный герой произведения - молодой мужчина Альцест, которого во всём спектре полярных чувств и эмоций воплощает Макар Запорожский. Герой не приемлет человеческие недостатки и пороки, он осуждает фальшь, лицемерие и даже элементарную дипломатию, презирает общество за то, что все его представители так или иначе лгут ради собственной выгоды или просто в угоду общественным стереотипам. Альцест убеждён, что всегда нужно говорить то, что ты думаешь, даже если это может обидеть или ранить человека. Но ведь любое мнение - понятие субъективное и относительное, это совсем не есть истина в последней инстанции.
При этом сам Альцест страдает от любовного томления к светской интриганке и кокетке Селимене (Анастасия Дьячук), острой на язык и беспощадной к окружающим, готовой всегда «помыть за спиной косточки» другим, но не упускающей возможность использовать выгодные знакомства и природное обаяние в корыстных целях.
Так ли безупречен Альцест, каким он сам себе кажется? Или желания и призрачные убеждения «борца за правду» стали для него самоцелью, которая нивелирует все другое? Как тогда он может любить стервозную Селимену, в которой аккумулируются все те качества, которые Альцест так презирает в людях?
Макар Запорожский о своем герое: «Альцест - человек-лузер по жизни, но у него такой иммунитет к всеобщим признанным понятиям о поражении, что он всегда победитель. Человек, который не мирится ни с чем: он изгой или пророк? Он может умереть за идею и быть забытым, а может совершить какой-то прорыв. Альцест не изменит и не изменил ничего, но по-другому он не может. Получается, что он удовлетворяет какие-то свои неконтролируемые потребности: всем рассказывать, как надо жить, «вампирить» всех вокруг».
Анастасия Дьячук отметила, что её героиня обладает злым характером и совсем не является эталоном добродетели, но в то же время таких людей вокруг нас немало - ведь не могут все быть добрыми, как Элианта: психика людей очень мобильна, подвижна и подвержена влиянию разных факторов.
Два другие героя, деликатный, романтичный Филинт (актёр Иван Выборнов) и трогательная, трепетная, рассудительная Элианта (Юлия Марычева) являются в какой-то степени антиподами Альцеста и Селимены. Мудрые, вдохновенные и вдохновляющие персонажи словно говорят о том, что можно гармонично жить без постоянного конфликта с обществом, не изменяя самому себе, не предавая свои ценности, принципы и идеалы.
Другие гротесково-гиперболизированные герои динамичного спектакля Антона Морозова также очень узнаваемы, в них бурлит жизнь, задор, кураж, энергия.
Представитель «золотой молодёжи», уверенный в своей неотразимости Оронт (Семён Алёшин), светская сплетница Арсинья (Анастасия Цветанович), убеждённый в том, что у кого сила, тот и прав, Клитандр (Максим Разумец).
Острый, ёмкий и хлёсткий поэтический слог, насыщенный аллегориями и метафорами, совсем не вызывает диссонанса для восприятия: красивая литературная речь дарит яркую палитру эмоций.
Костюмы эклектичны: они не привязаны к конкретной эпохе, но при этом очень театральны и дополняют характеры персонажей.
Строгий к себе и к окружающим Альцест; возвышенный «Пьеро» Филинт, парящий в облаках фантазий; экстравагантная и экспрессивная Селимента, образ которой напоминает современных гламурных див; элегантная и благородная Элианта; соблазнительная Арсиноя; напыщенный нарцисс Оронт и упрямый «солдафон» Клитандр.
Примечательно, что на лица всех героев, кроме Альцеста, нанесены цирковые белила и румянец - вероятно, это отсыл к тому, что все так или иначе носят маски.
Комедия «Мизантроп» была написана Мольером в 1666 году. Определение комедия в данном случае весьма условно: это скорее ироничная драма. Между нами и героями произведения больше 350 лет, но ментально они совсем не так далеко от современного человека, как может показаться. Природа человеческой личности трансформируется гораздо медленнее, чем сменяются эпохи и социальные нормы: спустя века нас, в сущности, волнуют те же вопросы, что будоражили героев Мольера.
Мы по-прежнему продолжаем искать «уголок, где честный человек свободно жить бы мог».
Возможно ли, живя в обществе, быть свободным от его непримиримых законов? Вопрос риторический, но искать ответ на него можно и нужно.
Антон Морозов коротко, ясно и точно сказал, что спектакль «Мизантроп» о Любви! А любовь, как известно, непредсказуемая субстанция, которую можно постигать бесконечно, открывая всё новые и новые проявления на контрастах и парадоксах человеческих чувств.
Выражаем надежду, что «Мизантроп» и другие спектакле Лаборатории выйдут за рамки эскизов и войдут в репертуар Театра Маяковского.
Параллели между героями Мольера и современными людьми искала и находила
корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - Сергей Петров/ пресс-служба Театра Маяковского
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.