«Отчего мы живём не так, как могли бы?..» Кто из нас не задавался этим риторическим вопросом? Почему очень часто в человеке неиссякаемая энергия юности, таланты, желания и стремления разбиваются об айсберги реальности, бытовые трудности, лабиринты судьбы, что в конечном итоге приводит к крушению всех иллюзии и надежд, превращая одарённые и многогранные личности в инертных, плывущих по течению, разочарованных в жизни и в себе людей?
Эти глобальные темы в той или иной степени касаются каждого из нас и именно о них размышлял совсем юный Антон Павлович Чехов в пьесе «Безотцовщина» («Платонов»).
Произведение, написанное автором в возрасте 18-ти лет, было обнаружено и опубликовано через 19 лет после смерти автора. Сам классик считал эту пьесу несовершенной «пробой пера» и не возвращался к ней – она действительно нехарактерно длинна для Чехова, но при этом глубока и человечна, и также, как и другие произведения гениального литератора, «Платонов» - вне времени: он по-прежнему актуален и современен.
19 апреля 2019 на сцене Московского Театра Сатиры режиссёр Павел Сафонов представил премьеру спектакля «Платонов», в основе которой первая пьеса Чехова, противоречивая, масштабная и многогранная.
Главную роль в спектакле играет Заслуженный артист России Максим Аверин, недавно вошедший в труппу Театра Сатиры.
Аверин – очень популярный артист, который с лёгкостью может, как некоторые его коллеги, уютно почивать на лаврах своего же успеха, эксплуатируя любимые публикой образы.
Но Максим Аверин – не из тех, кто будет пребывать в стагнации, этот артист находится в постоянном творческом поиске, развитии: он не боится экспериментов и импровизаций, не просто не опасается, а стремится к выходу из зоны комфорта, и у него это получается.
«Платонов» в исполнении Аверина – противоречивый, неудобный, запутавшийся между иллюзиями и реальностью, разочарованный впустую потраченной жизнью и нелепо погубленному таланту и амбициям. Этот герой наделён обострённым чувством справедливости, он не приемлет фальшь и лицемерие, приспособленчество в каких бы то ни было проявлениях.
Несколько цитат Платонова:
«Обо всех – или ничего, или правду, а мёртвые в уступках не нуждаются»; «Чуточку бы искренности, фальшивые люди режут уши».
В Платонове мы видим такой актуальный во все времена — конфликт личности и среды, диссонанс внутреннего мира героя, потерявшего ориентиры в пространстве, разочаровавшемся в окружающем мире, в людях, в себе.
Другие герои также так же актуальны и остры, только, пожалуй, менее глубоки, чем Платонов – ему тесно в масштабе своей личности, а другим вполне комфортно – вероятно, именно поэтому в некоторых мизансценах концептуального рисунка спектакля все герои сидят, а Платонов стоит или лежит.
В персонаже Венгеровича–старшего (Олег Вавилов) вполне узнаваем какой-нибудь современный авторитет, с двойным дном – это может быть как коррумпированный элемент властей или просто влиятельный авантюрист, а Венгерович-младший (Сергей Волповский) – типичный представитель «золотой молодёжи», который благодаря родительской влиятельности избалован и уверен в своей исключительности.
Узнаваем и прожигатель жизни Николай Трилецкий (Андрей Барило/ Семён Лопатин), который топит безделье в пьянках и загулах.
Женские образы не менее объёмны и колоритны, чем мужские.
В роли генеральши Анны Петровны Войницевой на сцене Театра Сатиры дебютировала популярная актриса театра и кино Ольга Ломоносова. Стильная, эффектная генеральша является объектом страстей многих героев пьесы, но она беззаветно и безответно влюблена в Платонова, не отвечающего ей взаимностью, что становится болью и трагедией этой женщины. "Не верь в смех женщины, которая никогда не плачет: когда она хохочет, ей плакать хочется".
Более счастливая соперница, в которую с юности влюблён Платонов, Софья Егоровна (Елена Ташаева) – ранима и порывиста, она искренне верит в реализацию призрачных надежд, но совершенно не приспособлена к жизни. Случайный брак с Сергеем Войницевым (Михаил Владимиров) из симпатии, но без любви, разрушает встреча с первой любовью и неумолимое осознание, что Платонов и есть единственная любовь в её жизни.
Непохожая на этих двух ярких женщин, недалёкая, а в чём-то и примитивная, но при этом искренне любящая Платонова его жена и мать его сына Саша (Светлана Малюкова) – типичный представитель общества, демонстрирующий, что не наделённым высоким интеллектом людям подчас живётся проще, потому что их сознание не одолевают бесконечные эфемерные размышления о жизни.
Лаконичная сценография Мариюса Яцовскиса и оригинальная музыка Фаустаса Латенаса, в тандеме с которыми режиссёр Павел Сафонов работает довольно часто, погружают зрителей в атмосферу аскетичного быта героев.
Художник по костюмам Тамара Эшба создала для каждого из персонажей свой стиль, подчёркивающий и отражающий их внутренний мир.
Словно «Дамоклов меч», готовый вот-вот обрушиться, во втором отделении нависает над героями огромное дерево, расположенное горизонтально над сценой и способное одновременно «накрыть» и уничтожить почти всех героев. Эта аллегория воспринимается зрителями как олицетворение того, что каждый наш шаг может фатально отразиться не только на нашей жизни, но и на судьбах окружающих.
Платонова Чехова периодически сравнивают с Шекспировским Гамлетом, на наш взгляд, можно провести корреляционную параллель этого героя с Лермонтовским Печориным, разочаровавшемся в людях, ожесточившемся, забывшим о понятиях веры и надежды, или с Чеховским Зиновьевым- Камышевым из ещё одного раннего произведения классика – «Драма на охоте».
Беззащитный к себе и к окружающим, бескомпромиссный Платонов неудобен для многих, да и для себя тоже. Встретив свою первую любовь, в нём пробуждаются былые чувства и просыпается надежда на то, что ещё можно изменить жизнь и стать счастливым. Но он довольно быстро понимает, что на чужом несчастье счастья не построишь и что, причиняя боль и страдание другим, едва ли самому можно достичь гармонии.
В спектакле чутко и тонко затронута тема напрасно потраченной человеческой жизни, «лишнего человека», ищущего свой путь, но заблудившегося в пороках общества и соблазнах пошлой и примитивной жизни.
Вопрос поиска смысла жизни актуален во все времена и эпохи независимо от территориального положения, государственного устройства или социальных благ.
Почему одни одарённые люди развивают и приумножают свой природный талант, направляя его в гуманное русло, а другие утрачивают свои уникальные способности, так и не сумев их реализовать?
Существует ли универсальная формула, позволяющая сохранить самого себя в океане страстей, амбиций и пороков? Едва ли общество, в котором прогресс и регресс – две стороны одной медали, когда-нибудь найдёт решение этого уравнения с множеством неизвестных.
В ближайшие месяцы увидеть проекцию человеческого общества в героях «Платонова» на сцене Театра Сатиры можно 5, 25 декабря, 8,12, 28 января.
С многочисленными героями «Платонова» знакомилась
Корреспондент: Бурулёва Юлия
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Сатиры, фотограф - Елена Мартынюк.