Премьера спектакля «Наташа» на малой сцене Театра Наций: атрофия воли, её причины и последствия

Новости

Премьера спектакля «Наташа» на малой сцене Театра Наций: атрофия воли, её причины и последствия

Премьера спектакля «Наташа» на малой сцене Театра Наций: атрофия воли, её причины и последствия

25-27 октября на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля Светланы Земляковой «Наташа» по пьесе московского драматурга Марины Крапивиной. Реалистический театр - это возможность для зрителей увидеть на сцене события и ситуации, свидетелями, а, может быть, и участниками которых они так или иначе являются в жизни. В этом жанре очень непросто исследовать психологию и мотивацию персонажей, не уходить в пошлость и не опускаться до примитива. У всех причастных к спектаклю «Наташа» получилось виртуозно, небанально и интеллектуально, с яркими акцентами и контрастами погрузить публику в мир реалистического театра - более двух часов постановка держит в напряжении, эмоциональный градус нарастает с каждой новой сценой, а персонажи, воплощённые во всей палитре эмоций, становятся всё более и более узнаваемы.

Премьерный спектакль - история о том, как в жизнь интеллигентной столичной семьи Кирилловых — высокомерной, пассивной и непрактичной — врывается Наташа, витальная молодая провинциалка с тяжёлым прошлым.

Специально для Театра Наций Крапивина сделала новую редакцию пьесы и дала ей название «Абулия».

Этот медицинский термин означает синдром отсутствия воли и описывает всё, что происходит с семьёй Кирилловых под натиском Наташи, про которую мы до конца не понимаем, говорит она о себе правду или сочиняет свою биографию.

Маша в трактовке харизматичной Илоны Гайшун - столичная красавица, но совсем не высокомерная «богема», именно она из чувства благодарности и сострадания приводит Наташу в свою квартиру на Тверской, в которой проживают её брат Андрей и мать Ольга Сергеевна. Маша уверена, что четыре года назад Наташа, на тот момент работавшая сиделкой в больнице, помогала их с Андреем тяжело больному отцу.

Андрей в воплощении талантливого и многогранного Стаса Беляева - рефлексирующий интеллигент, избалованный «маменькин сынок», имеющий проблемы с алкоголем и самосознанием, страдающий серьёзным недугом, который стал следствием азартной юности. При этом Андрей добрый, искренний, мягкий, деликатный, таким легко управлять и манипулировать. Даже мать говорит в адрес сына: «Андрей из тех, кого выбирают…»

Мать Ольга Сергеевна в воплощении Натальи Павленковой чем-то напоминает Раневскую из «Вишневого сада». Ностальгирует по навсегда ушедшим годам, сожалеет, что ничего нельзя изменить, волнуется за неопределённую судьбу и непростую личную жизнь детей. Как это часто бывает, мать излишне строга и бескомпромиссна к дочери, и слишком лояльна к сыну.

Марк  (Александр Девятьяров) - друг детства Андрея и возлюбленный его сестры Маши. В какой-то степени Марк - антипод Андрея: хлёсткий, острый на язык, проницательный, умный, но истеричный и неуравновешенный, жёсткий, а порой жестокий. Разность характеров и темпераментов не мешает героям дружить. Марк подавляет и подчиняет влюблённую в него Машу, а сам ведёт с ней себя, как потребитель и абьюзер.

«Нутро» Наташи художник-анималист видит сразу и пытается предупредить семью, но Кирилловы его не слушают - для их отрешённой реальности Наташа на определённый момент станет спасительной соломинкой, но, увы, это окажется лишь иллюзией.

Наташа в воплощении Алёны Разживиной - очаровательный, но страшный «хищник», который не привык ждать милостей от природы и прошёл «огонь, воду и медные трубы».

В отличие от неприспособленных к жизни инфантильного Андрея, Маши, возвышенной Ольги Сергеевны, истеричного Марка, Наташа - человек, который чётко знает, чего хочет, и не остановится ни перед чем в достижении своих целей.

Но и назвать Наташу в воплощении Алёны Разживиной «волком в овечьей шкуре» тоже очень сложно - мы регулярно видим в новостях немало примеров гораздо более коварных и жестоких «Наташ», которые втираются в доверие к обладателям привлекательной жилплощади и капитала, в том числе к известным и даже легендарным людям…

Очень показательна сцена, когда устроившаяся воспитателем в детский сад Наташа, обращается к детям на прогулке - в её металлическом тоне нет и капли любви, нежности и тепла. Героиню терзают призраки прошлого и когда-то разрушенное страшным пожаром детство, душевные ожоги в её сердце по-прежнему ноют и болят, собственно, во многом поэтому в её душе просто неоткуда прорастать милосердию, состраданию и сочувствию. Она, как затравленный зверёк, ловко, можно даже сказать искусно, приспосабливается к разным обстоятельствам и извлекает из них свою выгоду. Мы до конца так и не узнаем, что из жизни Наташи - правда, а что она придумала, чтобы разжалобить семейство Кирилловых и втереться к ним в доверие - каждый зритель домыслит биографию главной героини через призму его восприятия: одни попытаются понять и оправдать, другие - осудят.

"Наташа" - потрясающий спектакль, который задаёт очень много вопросов и каждого из героев которого по-своему искренне жаль.

И хотя вроде бы в постановке есть хищница и есть жертвы, но и эта хищница с изломанной психикой и судьбой во многих моментах вызывает сострадание... И уж тем более Наташа не виновата, что другие герои мучительно терзаются "абулией", а, может быть, просто «бесятся с жиру?» Когда человек рождён в роскошной квартире в сердце страны, воспитывается и живёт, как «сыр в масле», у него порой нет мотивации развиваться и совершенствоваться, постигать новое, доводить начатое дело до конца, к чему-то стремиться.

Разве Наташа виновата в том, что эта «золотая молодёжь» страдает атрофией воли и не знает, чего она хочет, а если и знает, то почему-то думает, что ей должны принести желаемое на блюдечке с золотой каёмочкой? Мы видим на сцене ещё меньшее из зол: и Андрей, и Маша, и Марк - люди начитанные, образованные, интеллигентные и интеллектуальные, а это, увы, всё реже встречаются. У многих из нас есть знакомые с Тверской, Кутузовской, Таганской или Павелецкой, которые едва ли читали Чехова и Толстого, уже не говоря о Достоевском и Тургеневе…

Иммерсивность

Художник-сценограф Екатерина Злая, которая также является художником по костюмам, невероятно объёмно использует камерное пространство Малой сцены Театра Наций: каждый зритель чувствует себя не наблюдателем, а участником этой истории.

Публика будто бы зашла в гости в квартиру  Кирилловых и ненадолго, словно в замочную скважину, заглянула  к соседке. Вот мы уже перемещаемся из майской Москвы в жаркое подмосковное лето и «телепортируемся» на веранду загородной дачи благородного семейства, которая символично и аллегорично расположена по соседству с селом «Лопахино». Зрители вместе с героями посещают супермаркет, больницу, детский сад…

Пространство то расширяется, то сужается, словно камера: жизнь героев с появлением Наташи постепенно наполняется множеством запретов и табу.

У кого-то может сложиться впечатление, что Наташа на сцене одна против всех, но это совсем не так. У неё есть «родственная душа»: Константин (Николай Мачульский) - муж соседки Кирилловых и любовницы Андрея Ани (Анна Воркуева), которой, как и им, роскошная квартира досталась от деда - НКВД-шника. Зрителям остаётся только догадываться, почему и как Анна скоропостижно умирает…

Книги являются не просто важным элементом сценографии и неотъемлемой частью многих диалогов, но и тонкой метафорой. В спектакле немало параллелей с  лесковской «Леди Макбет Мценского уезда» и чеховскими «Тремя сестрами», в «Наташе» много юмора и элементов абсурда, что продиктовало режиссеру Светлане Земляковой балаганную эстетику постановки. Можно смело сказать, что «Наташа» - это современная Наташа Прозорова из чеховских «Трёх сестёр», этому персонажу в спектакле посвящено немало рефренов и аллюзий.

К премьере «Наташи» в фойе малой сцены развёрнута экспозиция, погружающая в смысловое пространство постановки и рассказывающая, какой женский тип открывают писатели и драматурги, называя своих героинь Наташами уже больше двухсот лет. В экспозиции представлены арт-объекты художника спектакля Екатерины Злой и маска Наташи художника Дмитрия Шабалина, специализирующегося на изучении феномена масок в мировой культуре.

Светлана Землякова: «В этой пьесе часто возникают моменты, когда персонажи, как в пьесах Ионеско, намереваются поговорить друг с другом, но зацепившись за какое-то слово, уходят от него так далеко, что забывают первопричину разговора и устраивают ссору, которая вовсе не предполагалась. Мне очень нравится, что в финале Наташа не пребывает в ощущении победителя. В ней, как в леди Макбет, поселяется колоссальная тревога — она же ждёт ребенка! Поэтому пожар, который когда-то случился в жизни Наташи, настигает её в финале. Несколько раз она произносит фразу: «Окурки, пахнет дымом». Это предвосхищение беды, которая все равно где-то притаилась. Я готова про себя сказать, что и моя жизнь куда-то утекает, и я не могу её собрать и направить туда, куда мне хотелось её направить. Мне кажется, это очень серьёзный вопрос для меня без какого-то конкретного ответа».

Метафоричный финал даёт простор для размышлений.

Почему образованные, неглупые люди оказываются совершенно не приспособлены к жизни? В чём причины абулии и возможно ли подобрать для неё действующую терапию? Общество, в котором прогресс и регресс - две стороны одной медали, а от эволюции до деградации всего один шаг, едва ли когда-нибудь ответит на эти риторические вопросы.

Нет никаких сомнений, что вечно актуальная «Наташа» на Малой сцене Театра наций станет театральным бестселлером, и, возможно, именно этот спектакль кого-то убережёт от фатальных решений в своей судьбе или, напротив, станет триггером и катализатором, который поможет что-то изменить в жизни.

 

В невероятно достоверный мир спектакля погружалась корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии пресс-служба Театра Наций/Ира Полярная

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь