Премьера спектакля Владимира Машкова «Наследники» в Театре Олега Табакова - спасение от личных катастроф

Новости

Премьера спектакля Владимира Машкова «Наследники» в Театре Олега Табакова - спасение от личных катастроф

Премьера спектакля Владимира Машкова «Наследники» в Театре Олега Табакова - спасение от личных катастроф

«Пока мы живы, можно всё исправить, всё осознать, раскаяться, простить!» - эту фразу можно назвать лейтмотивом мудрого глубокого спектакля «Наследники», премьера которого с аншлагами проходит на Основной сцене Театра Олега Табакова 1 и 2 июня. Режиссёр Владимир Машков в тандеме с разными поколениями артистов и высокопрофессиональной командой поставил восхитительный спектакль в лучших традициях русского психологического театра: зрители видят на сцене не вымышленных шаблонных персонажей, а живых людей, которые, словно зеркало, отражают черты характера и чувства многих из нас и особенности наших взаимоотношений с окружающим миром.

 «Наследники» — это инсценировка Олега Антонова по мотивам пьесы Сергея Найдёнова «Дети Ванюшина». Произведение было написано в самом начале двадцатого века, в 1901 году, но его актуальность и современность поражает: природа человеческой личности практически не трансформируются со сменой эпохой и развитием технологий. Сергей Найдёнов во многом создал автобиографичную пьесу, он досконально знал купеческий быт, большинство персонажей имели реальные прототипы. Примечательно,  что спустя 6 лет после первого издания пьесы автор представил альтернативный финал, трансформировав трагический конец истории и оставив для героев шанс на примирение. Создатели спектакля «Наследники» пошли ещё дальше: они сделали финал жизнеутверждающим, дарящим луч света и надежды, что самые близкие люди ещё смогут понять и простить друг друга.

«СБОРИЩЕ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ»

Герои «Наследников» - галерея самых разнообразных характеров и палитра всех сомнений, страстей, соблазнов и страданий, противоречий и пороков, присущих человеку.

«Наследники» - первый спектакль в современной истории Театра Олега Табакова, где заявлены два состава. Всего 17 персонажей и 27 артистов. Исполняющий главную роль режиссёр-постановщик Владимир Машков является тем связующим звеном, которое объединяет оба состава, и это замечательно, потому что спектакль - это живая субстанция. Ни один показ не похож на предыдущий. А режиссёр, который находится в гуще, является своего рода «дирижёром», благодаря которому этот «оркестр» разноплановых артистов звучит филигранно и в унисон, актёры живут в предлагаемых обстоятельствах и понимают друг друга не только с полуслова, но и с полувзгляда. Такой уровень партнёрского взаимодействия - высшая степень мастерства.

Сюжет очень узнаваем: успешный коммерсант Александр Егорович Ванюшин (Владимир Машков) всю жизнь трудился и преумножал богатство семьи. Он возлагал большие надежды на шестерых детей – своих наследников – и мечтал о том, чтобы семейное дело процветало и расширялось с новым поколением Ванюшиных.
Однако напряжённая работа ставит Александра Егоровича на грань жизни и смерти. Пришло время решить, кто из детей продолжит его дело.

В тяжёлый момент своей жизни герой понимает, что его представлениям об идеальной семье не суждено было реализоваться.

«Дети Ванюшина» - яркий пример того, как человек в погоне за призрачными материальными и амбициозными профессиональными ценностями потерял самое главное: утратил связь с родными и близкими, пустил на «самотёк» взросление детей, вечная занятость главы семьи и его увлечённость работой стали фундаментом для эгоизма и беспринципности его наследников. В иллюзии благополучной жизни и в достатке выросли настоящие монстры, которые превратились в «сборище чужих людей под одной крышей».

Подлый и беспринципный старший сын Константин (Артур Касимов, в другом составе - Евгений Миллер) не остановится ни перед чем в достижении своих целей, ради выгодного брака он готов бросить мать своего ребёнка (Софья Бейман и Диана Булавина), а родители для него не авторитеты, а лишь источник капитала.

Легкомысленный, ведомый, не умеющий нести ответственность за свои поступки младший сын Алексей (Севастьян Смышников, в другом составе - Владислав Миллер) - буйство юношеских противоречий и необузданных поступков, вседозволенность является причиной многих пороков и бед.

Обиженная на весь белый свет, с грузом комплексов и детских психотравм старшая дочь Клавдия (Яна Сексте, в другом составе - Арина Долгих), меркантильная и эгоистичная средняя дочь Людмила (Анастасия Богатырева, в другом составе - Наталья Попова).

Юные, порывистые младшие дочери Аня и Марфа, в образах которых предстают студентки Театральной школы Олега Табакова Нелли Хапёрская и Мария Шумилова. Театр Олега Табакова уделяет большое внимание преемственности поколений. Владимир Машков - сторонник того, что студенты как можно раньше должны выходить на профессиональную сцену, так как этот бесценный практический опыт по-настоящему не заменим.

Не менее колоритны и зятья главного героя, Павел Щёткин (Алексей Усольцев, в другом составе - Никита Уфимцев) и Степан Красавин (Сергей Угрюмов, в другом составе - Павел Чернышов)- корыстные и продажные «предприниматели», которые легко торгуют всем, даже родственными узами.

Очень многогранны и узнаваемы и другие герои - слуги, племянницы, доктор (Виталий Егоров).

В образе матери семейства Арины Ивановны в разных составах предстают Алёна Лаптева и Наталия Качалова.

Арина Ивановна - образец истинной женщины, внимательной и заботливой хранительницы домашнего очага. Только её материнскую любовь, мягкость и нежность многие дети воспринимают как слабость и ведомость, безжалостно манипулируя материнским милосердием.

Владимир Машков в образе Александра Ванюшина проживает на сцене весь спектр чувств и калейдоскоп эмоций в самой широкой амплитуде: от гнева и ужаса до смирения и прощения. На глазах зрителей этот волевой мужчина с сильным характером и твёрдыми нравственными принципами проходит мощный этап трансформации и переоценки ценностей, но хватит ли у него времени, чтобы исправить, казалось бы, навсегда упущенное?

КУПЕЧЕСКИЙ БЫТ ВО ВСЁМ МАСШТАБЕ

Активная работа над спектаклем началась в декабре прошлого года — тогда прошли первые читки, а репетировать труппа стала в начале 2024 года. Репетиции проходили в большом репетиционном зале, а за две недели до премьеры артисты вышли на сцену, чтобы освоить пространство.

Над созданием нового спектакля работали большие мастера. Художник по свету -  Дамир Исмагилов, изысканные костюмы в стилистике эпохи - Мария Боровская.

Художник Александр Рукавишников создал монументальное двухэтажное пространство, детально воссоздающее роскошные интерьеры усадьбы семьи Рукавишниковых, построенной в 1877 году в центре Нижнего Новгорода.

Достоверность быта очень состоятельной купеческой семьи поражает: подсвечники и огромная люстра, статусная деревянная мебель, атмосферные картины и портьеры… Только монтаж декораций занимает два дня! На сцене действительно построен двухэтажный дом, а не хрупкая конструкция.

Владимир Машков: «Ребята существуют на сцене, в этой декорации, прототип которой — усадьба Рукавишниковых в Нижнем Новгороде, куда я специально ездил. Для нас было принципиально важно создать живое и мощное пространство, в котором можно было существовать. Тут есть за что побиться наследникам».   

При этом в спектакле совсем нет архаики: постановка невероятна современна и актуальна, такие истории сплошь и рядом происходят и в наши дни. Семейное счастье и внутренняя гармония, как правило, не зависят от размеров капитала.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Олег Антонов: «Существуют два варианта концовки у Найдёнова, но мы выбрали что-то отличное и от первого, и от второго финала — пусть зритель сам это увидит. Мы несколько раз возвращались к этой пьесе, думали, какой ключик найти для нее. И когда нашли свой финал, тогда поняли, что это произведение может существовать в нашем театре. Постарались сделать действие в современном ритме, потому что сегодняшнее время диктует динамику, которую мы пытались соблюсти. Пожалуй, главная мысль для меня - подчеркнуть этим спектаклем, что семья необходима, что человек всеми силами должен пытаться ее сохранить. Счастье возможно даже в такой семье как у Ванюшина, главное захотеть эту ситуацию изменить».

Севастьян Смышников рассказал о характере своего героя, Алексея, и своей первой работе на сцене с Владимиром Машковым: «Мы видим взросление персонажа, у Алёши происходят кардинальные перемены в его жизни, мировоззрении. У него рушится мир, он пытается это понять и принять. Для меня это первый выход на сцену с Владимиром Львовичем Машковым как с партнером. Поэтому я ждал наши репетиции. Но сначала нужно было договориться о смыслах, которые нужно заложить».

Яна Сексте: «Слёзы возникают у зрителя, потому что то, что происходит в этой семье — страшно. Кажется, что эта боль достигла своего апофеоза, но в следующую секунду происходит что-то еще более страшное. А смех, к сожалению, идёт от узнавания того, что происходит в жизни зрителей, потому что это про каждого. Смех – это защитная реакция, я думаю»

Владимир Машков: «Здесь 17 персонажей и перед каждым артистом стоят большие задачи. Спектакль рождается на зрителя, и сверхзадача рождается в зрительном зале. И для меня было важно, чтобы труппа получила блистательные роли. Этот спектакль — совместная работа всего коллектива, каждый артист присутствует абсолютно на каждой репетиции, потом мы все вместе разбираем замечания, а далее — смотрим прогон по видео.

 Спектакль настолько современен, что удивляешься. Появились телевизоры, самолеты, компьютер, а человек остался таким же: иногда глупым, невидящим, злым, влюбленным, безумным.

Мне кажется, что тема наследников имеет огромное значение, особенно сейчас, в Год семьи. Я уверен, что каждый человек думает о том, кто же придет после него. Побывав на нашем спектакле, зритель должен сказать: «У меня, наверное, всё не так и плохо, пойду-ка я с детьми поговорю. Не упустить бы их, а то я за деньгами бегу и думаю, что дети проживут и сами по себе».

МОЩНЫЙ СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Спектакль «Наследники» рассказывает очень жизненную историю и несёт важный созидательный смысл: постановка Владимира Машкова мотивирует прислушаться к тем, кто рядом, поближе узнать то, чем живут близкие, о чём мечтают и к чему стремятся.

После просмотра возникает желание позвонить родителям и детям, братьям и сестрам, поговорить с ними по душам, доверительно пообщаться, увидеть и услышать их индивидуальность.

Постановка является мощным психологическим импульсом, помогающим не допустить, чтобы близкие люди стали чужими и чтобы противоречия и конфликты, которые есть в каждой семье, не превратились в непреодолимую пропасть и не сделали родных людей непримиримыми врагами.

До конца сезона погрузиться в затейливые перипетии родственных связей можно 14 и 22 июня.

Владимир Машков тонко и точно заметил: «В этом смысле это и спектакль-предупреждение, и спектакль - надежда, и спектакль - воля, воля, как сила, свобода и желание».

Без сомнения, на сцене Театра Олега Табакова в Год семьи родился спектакль-событие и, возможно, для многих «Наследники» станут спасением от личных катастроф, помогающим преодолеть моральную, ментальную и материальную пропасть, возникающую между близкими людьми.

«…Пока мы живы, можно оглянуться,
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли…» (стихи Эдуарда Асадова)

 

Потрясающий спектакль, поставленный и воплощённый в лучших традициях Русского психологического театра, посетила корреспондент  Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь