Премьера трогательного и трепетного спектакля «Десять посещений моей возлюбленной» в Театре Наций: «Небо в реке – как в зеркале, без изъяна…»

Новости

Премьера трогательного и трепетного спектакля «Десять посещений моей возлюбленной» в Театре Наций: «Небо в реке – как в зеркале, без изъяна…»

Премьера трогательного и трепетного спектакля «Десять посещений моей возлюбленной» в Театре Наций: «Небо в реке – как в зеркале, без изъяна…»

Каждый человек, взрослея и постигая этот мир, впервые сталкивается с первыми чувствами, порывами, победами и поражениями и проживает их по-разному в зависимости от своего характера, темперамента и от обстоятельств - кто-то более эмоционально и надрывно, кто-то менее. Неслучайно говорят: «Сколько нас - столько разных судеб, лёгким путь никогда не будет…» Неизменно лишь то, что воспоминания о неиссякаемой энергии юности, её страстных порывах, задоре и кураже, полёте влюблённой души тёплым угольком ностальгии согревают человека на протяжении всей его жизни, а боль от первых разочарований, предательств и обид в какой-то степени является «защитной бронёй», помогающей преодолевать испытания, которые преподносит судьба.

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному роману  Василия Аксенова, одного из видных представителей «деревенской прозы».

Потрясающая постановка приглашает зрителей не просто познакомиться с героями атмосферного и душевного произведения, но и прогуляться в затейливые лабиринты собственного подсознания, вспомнив значимые и знаковые моменты своей жизни.

«Первый поцелуй, первая печаль, первое прости, первое прощай…»

Драматургия выстроена от первого лица: главный герой, старшеклассник деревенской школы Олег Истомин (Владислав Медведев) рассказывает о себе, о тех чувствах и эмоциях, которые он испытывает здесь и сейчас, стоя на «пороге» взрослой жизни.

Олег знакомится с девушкой Таней из соседней деревни (Глафира Лебедева), между героями вспыхивает искра симпатии - робкие взгляды и прикосновения, прогулки под луной. Узнавая друг друга, парень и девушка продолжают знакомиться с самими собой, своими чувствами, сомнениями, страхами и соблазнами: герои учатся слушать, слышать и понимать не только окружающих, но и самих себя.

Кроме Тани Олегу нравится его одноклассница Галя (Элизабет Дамскер), к этой девушке герой испытывает смешанные, сумбурные чувства: они вместе выросли, Галя всегда была Олегу, как сестра, но за лето девушка так изменилась, что теперь его влечёт к ней совсем не дружеская симпатия…

Актёры, словно оголённые электропровода, не играют на сцене: они во всём калейдоскопе эмоций в самой широкой амплитуде проживают безграничную гамму чувств.

В концептуальную ткань спектакля, словно в изящное кружево, вплетены судьбы других героев - один из одноклассников Олега из-за глупого конфликта с родителями сводит счёты с жизнью, родственник, которого возлюбленная не дождалась из армии, поддаётся непоправимому импульсу мести…  

Инфантильный друг Олега Вовка «Рыжий» (Константин Бобков), слова которого мало кто воспринимает всерьёз, собирательный образ людей, которые живут легко и «играюче», не сильно задумываясь о душевном и духовном.

Олег же, напротив, размышляет о глобальных субстанциях, вечных, незыблемых, а порой непонятных и непостижимых. Как и многие в его возрасте он задаёт вопросы и пытается найти ответы, размышляет над тем, где же в человеке живёт то, что называется словом «душа» и есть ли эта эфемерная душа, в принципе?..

Особый колорит, обаяние и жизненную мудрость придают спектаклю родители Олега, которых в разных составах воплощают Сергей Шнырёв и Андрей Кузичев, Ольга Белинская и Алена Хованская. Порядочные работящие деревенские жители со своей непростой судьбой точно знают, что «жизнь прожить - не поле перейти». Убеждённый атеист отец и мудрая мать, несмотря на запреты продолжающая верить в высшие силы и точно знающая, что они существуют. В воспоминаниях матери Олега зрители погружаются в пласт суровой жизни раскулаченных семей. Героиню вместе с сёстрами и братьями вырастил один отец, мать умерла рано, но от непростой жизни девушка не озлобилась и не ожесточилась ни на людей, ни на Советскую власть, допустившую безумное раскулачивание, под «гребёнку» которого попало много семей, которые честно жили и трудились.

На выпускном Олег с друзьями искренне сожалеет о том, что школу в их деревне закрывают и, в целом, деревни в округе пустеют - люди разъезжаются в поисках лучшей жизни и более лёгкой доли. Эти фрагменты спектакля далеко не единственные «мостики» в конец 60-ых и начало 70-ых годов: в постановке множество атмосферных и трогательных ассоциаций с эпохой…

Спектакль пронизан метафорами, аллегориями и аллюзиями. Режиссёр определяет жанр постановки как «сцены из вчерашней юности.

Мурат Абулкатинов: «Я постарался сохранить в спектакле присущее прозе Василия Аксенова ощущение ностальгии по юности, оголенному восприятию мира, абсолютной искренности. Мне, как и Аксенову, интересно рассматривать чувства в их крайней степени. Поэтому для меня роман «Десять посещений моей возлюбленной» — это история об утраченном рае, ошибках юности, ослеплении любовью».

«Небо в реке – как в зеркале, без изъяна»

Постановка Мурата Абулкатинова, как и роман Василия Аксёнова, изобилует живописными и очень ассоциативными образами бескрайней Сибирской природы. Ялань, в которой происходят события,  является полноценным действующим лицом спектакля: неслучайно за неё даже поднимают тост. Малая родина навсегда остаётся с человеком, где бы он ни жил, эта связь неразрывна.

Чтобы глубже понять поэтические образы Василия Аксенова, актеры и режиссер спектакля посетили его родную деревню Ялань Красноярского края, где и начинается действие романа. Сам Аксенов говорит, что начал писать «Десять посещений моей возлюбленной» от тоски по родным местам, изолированным от остального мира тысячами километров тайги.

Такие творческие командировки стали традицией для Театра Наций. Первая прошла в селе Сростки при подготовке к спектаклю «Рассказы Шукшина», далее творческая команда спектакля «Иванов» посещала музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово», создатели постановки «Живой Т.» — музей-усадьбу «Ясная поляна» и мемориальный музей памяти Л. Н. Толстого «Астапово», а создатели «Последнего лета» — село Репино.

«Оказавшись в Ялани, мы поняли, что на сцене необходимо воссоздать эту абсолютную поэзию места», — говорит режиссер. Вернувшись в Москву, он попросил художника изменить сценографию, исходя из строчки романа: «Небо в реке – как в зеркале, без изъяна».

Художнику Софье Шныревой в тандеме с художником по свету Евгением Ганзбургом удалось воплотить на небольшом пространстве Малой сцены всю образность этой метафоры. Зеркальный пол - словно глубокая река, в которой купаются главные герои и на берегу которой происходят самые кульминационные сцены. Словно в зеркале, в воде отражаются небо, лес, серебристые лучи, исходящие от луны, подёрнутой дымчатой пеленой, и блеск закатного солнца, озаряющего все чувства, которые словно в парадигме, усиливаются в геометрической прогрессии.

На живописных берегах раскинулся густой лес - и хотя публика видит лишь несколько поваленных хвойных деревьев, благодаря великой силе воображения зрители вместе с главным героем на мотоцикле и пешком преодолевают дорогу в 12 километров от его родной Ялани до деревни Тани, наблюдают за тем, не разваливаются ли аккуратно сложенные копны и стога? Для уроженцев сельской местности диалоги про сенокос или "окучивание" картошки не вызовут никакого диссонанса, а для городских жителей станут познавательным экскурсом в самобытный деревенский быт.

В спектакле «Десять посещений моей возлюбленной» помимо музыки, написанной композитором Симоной Маркевич, много песен популярных в 1970-х годах исполнителей: Аиды Ведищевой, Валерия Ободзинского, Ларисы Мондрус, Сальваторе Адамо, групп Rolling Stones, The Animals, «Поющие гитары» и других. Герои активно обсуждают сюжет «Фантомаса», увлечённо смотрят «Анжелику и король» и восхищаются «Кавказской пленницей» Леонида Гайдая.

Атмосфера спектакля настолько проникновенна, что, кажется, даже чувствуешь пряный запах тайги и терпкий аромат свежего сена, слышишь треск уголька в костре и чувствуешь не только дыхание актёров, но и биение сердец, звучащих в унисон…

В поэтике и эстетике «Десяти посещений моей возлюбленной» Василия Аксёнова можно провести параллель с духом рассказов и фильмов Василия Шукшина. Один писатель воспевал родную Ялань, другой - любимый Алтай, а каждый человек вспоминает своё «место силы» и старта, свои «Алые паруса» надежд, иллюзий и разочарований.

Нежно, лирично и романтично, без пошлости и примитива решена сцена первой близости героев: в спектакле нет ни одной откровенной или провокационной сцены, но при этом каждое мгновение предельно честно, искренне и исповедально.

Молодой режиссёр, выпускник Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе, нашёл максимально деликатные, но при этом абсолютно искренние и глубокие акценты. «Десять посещений моей возлюбленной» - русский психологический театр в самом тонком и точном его воплощении, в лучших традициях таких патриархов, как Леонид Хейфец.

Каждый актёр «метко» попадает в образ своего героя - задействованные в спектакле актёры немногим старше своих персонажей и чувства, проживаемые на сцене, им, конечно же, знакомы и близки.

Три часа действия пролетают на одном восторженном дыхании: словно чарующая и пленительная река, русло которой переплетается со спокойными плёсами и буйными перекатами, спектакль удерживает внимание публики, ни на мгновение не теряя динамики увлекательного сюжета.

Драматичная развязка только усиливает эмоциональный накал.

«Десять посещений моей возлюбленной»  - спектакль, затрагивающий потаённые струнки души и резонирующий в самое сердце, такие постановки, безусловно, делают нас более чуткими и внимательными не только к окружающим, но и к самим себе.

Без сомнения, на Малой сцене Театра Наций появился шедевр. На ближайшие показы, 16 и 17 июня, билетов уже нет, рекомендуем следить за афишами в следующем сезоне и не упустить уникальную возможность совершить трепетный экскурс в юность.

 

Потрясающим до глубины души спектаклем восхищалась корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра Наций

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь