Пронзительный и проникновенный «Дневник Анны Франк» на Симоновской сцене Вахтанговского театра: «Язык и Память - вот что важно сохранить!»

Новости

Пронзительный и проникновенный «Дневник Анны Франк» на Симоновской сцене Вахтанговского театра: «Язык и Память - вот что важно сохранить!»

Пронзительный и проникновенный «Дневник Анны Франк» на Симоновской сцене Вахтанговского театра: «Язык и Память - вот что важно сохранить!»

Сегодня День памяти и скорби, 80 лет назад, 22 июня 1941 года, для Советского народа началась Великая Отечественная война, самая страшная и кровопролитная в истории человечества. За 8 лет до этого, с приходом к власти нацистов в 1933 г., в Европе началась другая страшная война -  Холокост. Мы ни на мгновение не должны предавать и забывать память об этих ужасах в истории, об этом нужно не просто говорить, а кричать и сейчас, в 21 веке, который хоть и считается эрой прогресса и инноваций, всё чаще погружается в варварскую эру жестокости и насилия.

Вот уже два года в репертуаре Симоновской сцены Театра Вахтангова живёт и «дышит» спектакль «Дневник Анны Франк», постановка - лауреат Премии МК (2018-2019) в категории “Начинающие”, номинация “Лучший спектакль. Малая сцена”.

«Дневник Анны Франк» – исторический документ. Это подлинная история одной еврейской семьи, скрывавшейся от нацистов в оккупированном Амстердаме в годы Второй мировой войны. Вход в тайное убежище был спрятан за книжным шкафом в конторе, которая до войны принадлежала Отто Франку, отцу Анны.

Исторические факты:

Анна Мари Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте в еврейской семье. В 1933 году в Германии начались массовые гонения и притеснения евреев, и семья Анны была вынуждена переехать в Амстердам. 15 мая 1940 года была подписана капитуляция вооружённых сил Нидерландов. К 1942 году обстановка в Амстердаме накалилась настолько, что Анна Франк с сестрой, их родители и несколько друзей семьи были вынуждены спрятаться в мансарде дома. Снаружи казалось, что верхние этажи необитаемы.

Дневник Анна получила в подарок ко дню рождения 12 июня 1942 года. Семья скрывалась в течение двух лет. В начале 1944 года Анна сама начала литературно обрабатывать записи, надеясь опубликовать их после окончания войны. Последняя запись в дневнике сделана 1 августа 1944 года. Вскоре всех обитателей убежища нашли и арестовали.

В 1947 году Отто Франк опубликовал дневник дочери в сокращённой версии. С тех пор книга была много раз переиздана и дополнена, «Дневник Анны Франк» переведён более чем на 60 языков мира.

Екатерина Симонова, режиссёр:

Когда говорят об огромном количестве погибших, о миллионах замученных, — это только цифры. Но когда появляется конкретный человек, с определённым цветом глаз, волос, со своими переживаниями, тогда его гибель воспринимается как своя личная трагедия. Мне хотелось, чтобы зрители прониклись этой историей, полюбили людей, которые появятся на сцене.

Автор сценической версии и режиссёр Екатерина Симонова совместно с потрясающими Вахтанговскими актёрами и всей командой спектакля смогла найти такие интонации и полутона, которые откликаются в каждом из нас, резонируя в самую глубину души.

 «Дневник Анны Франк» в Театре Вахтангова - это послание нам и нашим потомкам, возможность понять, что можно и нужно в грохоте и ритме безумного века суметь остаться Человеком, не изменить самому себе под гнётом обстоятельств и беспрерывными ударами судьбы, остаться верным своей совести и чести, сохранить способность любить, помогать, сострадать.

Действие происходит на мансарде одной конторы в Амстердаме, где скрываются от нацистов две Еврейские семьи. Франки и Ван Дааны пытаются не просто выжить, а жить в этом аду и страхе.

У каждого - свой характер, привычки, приоритеты и индивидуальность, но, чтобы не быть обнаруженными и рассекреченными, им важно стать одним целым  - не шуметь, не говорить в голос, не пользоваться водопроводом, когда в конторе рабочее время, не выглядывать в одно единственное окно…

Екатерине Симоновой удалось соединить и сплотить в единое целое потрясающих актёров, каждый из которых не просто играет свою роль, а предельно искренно и честно, без шаблонов и штампов проживает на сцене судьбу своего персонажа. Художественный руководитель постановки Римас Туминас привнёс в спектакль свой взгляд и частичку души.

Все актёры невероятно органично отражают эпоху действия - ни на мгновение не возникает ощущения, что перед нами наши современники, облачённые в одежду 40-ых: зрители вместе с артистами «телепортируются» на этот чердак и становятся не просто свидетелями, а участниками событий, транспонируя характеры героев на себя и задавая себе вопрос: «А как бы я проявил себя в таких обстоятельствах?»

 «Нет на Земле таких замков, таких дверей, таких стен, которые могли бы остановить твою мысль», - говорит Анне (Мария Риваль) отец, Господин Франк (Олег Форостенко).

Он вместе с супругой (Вера Новикова) старается сделать всё, чтобы их дочки Анна и Марго (Ася Домская) не теряли самих себя в этих страшных обстоятельствах, а продолжали верить, что всё будет хорошо.

Нежность и любовь Анны к отцу, их трогательные беседы и глубокие диалоги противопоставляются с конфликтами взрывной, дерзкой, активной девочки с матерью, которая хочет привить ей правила хорошего тона и немного «обуздать» свободный нрав и подростковую задиристость Анны. «В кого ты такая своевольная?»: недоумевает Госпожа Франк на очередную шалость дочери, но строгость эта скорее напускная, ведь её дети и семья - самое родное и дорогое, что есть у этой хрупкой женщины.

Семья Ван Даанов сильно отличается от Франков.

Между Господином и Госпожой Ван Даан (Рубен Симонов и Мария Шастина) много разногласий, большая разница в возрасте и настоящая пропасть в менталитете.

Госпожа Ван Даан очень ценит роскошь и красоту - даже  в укрытие она приходит в роскошной норковой шубе, которая для неё и память об отце, подарившем ей наряд, и атрибут мирной жизни, гармонии и достатка.

Господин Ван Даан ценит другие удовольствия: он любит табак, вкусную еду и совершенно равнодушен к помпезности. Из диалога героев мы узнаём, что Господин Ван Даан предлагал супруге эмигрировать в Америку или Швейцарию, когда было возможно, и тем самым спастись от нацистов, но Госпожа не могла расстаться с коллекционными стульями и эксклюзивным роялем, уютом родного дома.

Их сын Питер (Константин Белошапка) - замкнутый подросток- интроверт, который большую часть времени проводит со своей кошкой и не желает общаться с людьми. Но проходит время, за два года жизни в укрытии дети взрослеют, Анна своим жизнелюбием и активностью растапливает сердце Питера, пробуждает в парне интерес, между ними возникает робкое, хрупкое чувство первой любви, которой, увы, не суждено продолжиться...

Как утопающие хватаются за соломинку, так и две семьи пытаются сохранить в сердце и в памяти атрибуты мирной жизни.

В определённый момент заточения «устоявшийся» быт двух семей нарушает Господин Дуссел (Владислав Демченко) - если Франки и Ван Дааны не успели своими глазами увидеть весь тот ужас, который происходит в мире, то Дуссел насмотрелся как его знакомых, соседей, коллег целыми семьями увозят в неизвестном направлении в один конец. В нём гораздо меньше надежды и оптимизма, чем в других героях, но всё же Доктор пытается верить в то, что им удастся выжить в этом аду.

Голландка Мип Гиз (Наталья Масич) - единственный связной семей с внешним миром, рискуя своей жизнью, она помогла им укрыться в 42-ом году и продолжает приносить еду и другие продукты первой необходимости. Мип убеждена, что, помогая этим людям, она помогает миру.

Музыка Фаустаса Латенаса, словно оголённый нерв, пронзает и обрамляет каждую мизансцену постановки, в которой нет и не может быть мелочей.

Отметим пристальное внимание режиссёра и всех артистов к деталям. С каким аппетитом восемь человек едят из одной чашки паёк, рассчитанный на троих…также каждый из них жаждет жить и верит, что свобода и мир ещё возможны в их судьбе! Серёжки и аккуратно уложенные локоны женщин - атрибуты красоты и гармонии, ярко-красная помада и роскошная шуба Госпожи Ван Даан - торжество благополучной жизни, а празднование Хануки - неугасающая Свеча Надежды на лучшее.

Одной из кульминационных сцен спектакля является фантазия героев о мирной жизни - что бы они сделали, если бы сейчас оказались на свободе?

Во время этой сцены Питер с Анной беспечно нарезает круги по сцене на велосипеде, как символе движения и полёта души. Питер хочет гулять по городу, есть мороженое и отправиться в кино. Господин Дуссел мечтает вернуться в свой кабинет и приступить к врачебной практике, Госпожа Франк мысленно телепортируется  в любимое кафе и заказывает чашечку кофе, Марго в мечтах релаксирует в горячей ванной и наслаждается чистой новой одежды, Госпожа Ван Даан радуется, что вновь дома, в окружении любимых предметов интерьера и атрибутов роскоши, а господин Ван Даан отправляется в табачную лавку, а затем - в дорогой ресторан.

Резюмирует этот «Крылатый Пегас» Мечты Господин Франко, сказав, что хотел бы, чтобы всё было как прежде…

Хореографическая сцена, в которой Марго примеряет свадебное платье и фату, а потом они с Анной играют с этой фатой в «мать и дитя», обнажает всю глубину и масштаб этой истории, а ещё в полной мере раскрывает характер спокойной и уравновешенной Марго,  в которой не меньше жажды жизни и любви, чем в Анне. Младшей сестре судьба подарила Питера, а старшую лишила и этого.

Актёров, которые играют детей, отметим особенно: Марии Риваль, Асе Домской и Константину Белошапка удаётся воплотить детский задор, блеск глаз, наивность и непосредственность.

Анна, Марго, Питер, как и миллионы других детей, были полны  жизни, свободы, любви, нежности и красоты, но их жизнь оборвалась так рано. Когда мы знаем о миллионах таких детей и взрослых, это страшно, но когда мы видим их лица и осознаём, что они такие же, как мы и наши близкие, это невыносимо!

Диалог Анны с Питером - о вере и надежде, о цветах, чайках, о мире и страдании аккумулирует огромное количество смыслов, главный из которых формулирует Анна: «Язык и Память - вот что важно сохранить!»

Они сохранили в себе и язык, и память, и способность чувствовать и сострадать - эти 8 человек остались людьми несмотря ни на что, но жестокость других людей лишила их будущего.

В финале мы узнаём, когда и как в концентрационном лагере оборвались жизни героев, уцелел в этом адском пекле только Господин Франк, он и издал Дневник своей дочери, который стал одним из символов того времени.

Премьера спектакля «Дневник Анны Франк» на Вахтанговской сцене состоялась в тот год, когда Анне могло бы исполниться 90 лет, но, она навсегда осталась ребёнком. Её мечта стать известной писательницей сбылась, только Анна об этом уже не узнала.

 «Дневник Анны Франк» идёт на сцене зала «Амфитеатр», камерность и атмосферность пространства, полутона и полушёпот усиливают магнетизм и драматизм этой истории, которая, несмотря на всю свою трагичность, получилась доброй, светлой и вдохновляющей.

Каждому из героев удалось сохранить человеческое достоинство и не потерять самого себя в самых страшных и фатальных обстоятельствах. Их стойкость, мужество и сила духа для нас является примером и эталоном.

С момента начала пандемии коронавируса и прошлогодней весенней изоляции этот спектакль приобрёл другие краски - взглянув на героев «Дневника Анны Франк» и проецируя даже отдельные моменты этой истории на себя, как-то уже совестно пенять на судьбу и другие обстоятельства, ограничивающие нашу свободу.

Этот спектакль важно и нужно посмотреть всем чувствующим и думающим людям, а ещё очень хорошо бы включить его в школьную программу - настолько честно, тонко, трепетно и пронзительно, искренно и глубоко рассказана история двух семей, описанная в дневнике талантливой и озорной 13-летней девочкой.

Все поколения должны чётко понимать истину: «Предав память об одной войне, надо готовиться к следующей».

Каждый зритель воспримет «Дневник Анны Франк» очень лично, потому что каждого чувствующего человека, волнуют подлинные истории человеческих судеб, уничтоженных жестокостью беспощадного века, но не сломленных, сумевших сохранить в себе Человека!

«Посмотри на небо! Разве оно не прекрасно?»

 

 

Вместе с героями "Дневника Анны Франк" человеческое достоинство сохраняла корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театр им. Евгения Вахтангова

 

Читать также

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь