«А счастье было так возможно…» Легендарный спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин» на сцене Театра им. Вахтангова

Новости

«А счастье было так возможно…» Легендарный спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин» на сцене Театра им. Вахтангова

«А счастье было так возможно…» Легендарный спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин» на сцене Театра им. Вахтангова

6 июня мы отметим 220-летие Александра Сергеевича Пушкина. Отпразднуем громко, торжественно и помпезно, словно юбилей кого-то родного и близкого, того, кто сейчас живёт рядом с нами. И это не метафора и аллегория: Пушкин настолько близок каждому чувствующему человеку, что мы воспринимаем его как доброго друга и мудрого педагога, который может наставить на путь истинный или  поругать, конструктивно аргументируя за что. Александр Сергеевич живёт в сердце каждого из нас: любовь к его творчеству так же свойственна русской душе, как смена времён года или этапы взросления и становления личностей.

Безусловно, одним из самых знаковых и эпохальных произведений классика является бессмертный роман в стихах «Евгений Онегин». Произведение по праву называют «энциклопедией русской жизни». Прошло почти два века с момента его написания, но эта энциклопедия по-прежнему актуальна и остра, она может стать очень хорошим учебником жизни, разгадывающим затейливые лабиринты человеческой души.

13 февраля 2013 года на сцене Театра им. Евгения Вахтангова  состоялась премьера спектакля Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Постановка мгновенно стала театральным шлягером, о котором говорят и дискутируют, которым восторгаются, с каждым следующим просмотром поражаясь масштабом и глубиной.

За шесть лет спектакль объездил с гастролями почти весь мир: постановке Туминаса рукоплескали жители разных регионов России – от Москвы до Дальнего Востока. «Евгения Онегина» бурными овациями встречали в США, Англии, Италии, Германии, Франции, Венгрии, Латвии, Израиля, Китая. Из очередных гастролей в Китай творческая группа спектакля вернулась совсем недавно.

 «Евгений Онегин» - лауреат первой театральной премии "Хрустальная Турандот" (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013), лауреат Театральной премии "МК" (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013), лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", 2014г., обладатель специального приза фестиваля в Сполето (Италия), 2016 и многих-многих других наград…

Но главная награда легендарной постановки, безусловно, любовь тысяч зрителей – «народная тропа»  ценителей  искусства Мельпомены и профессионалов театрального жанра, жаждущих увидеть Туминасовскую трактовку «Онегина», не уменьшается с течением времени – каждый показ спектакля проходит с неизменными аншлагами, а, чтобы на него попасть, надо заблаговременно заботиться о билетах.

Феноменальный успех этой сложной, многогранной и нестандартной трактовки классика говорит нам о том, что режиссёрский взгляд Римаса Туминаса облачил любимых с детства героев в форму, очень близкую жителям разных городов и континентов.

В спектакле «Евгений Онегин» действие происходят как в настоящем, так и в прошедшем времени – реальность и воображение, действительность и иллюзорные фантазии героев переплетаются настолько изящно и  искусно, что у зрителей не возникает диссонанса, а, напротив, вырисовывается в сознании полная концептуальная картина потрясающего романа.

В спектакле два Онегина – старший, который с позиции опыта прожитых лет вспоминает и переосмысливает былое, в этом образе предстают Сергей Маковецкий и Алексей Гуськов, и молодой Онегин, с которым и происходят все события, его воплощают Виктор Добронравов и Леонид Бичевин.

И Ленского в спектакле два – порывистый молодой мечтатель (Василий Симонов/ Николай Романовский) и харизматичный мужчина средних лет (Олег Макаров), такой, каким поэт мог быт стать, если б его в расцвете лет не сразила нелепая пуля от псевдоприятеля.

Трактовку Туминаса нельзя назвать классической, но и к вольному осовремениванию эпохальных произведений спектакль тоже не стоит причислять. Ловко балансируя между временами, искусно проживая Пушкинский текст, Туминас совместно с талантливой постановочной командой и блистательным актёрским ансамблем выстроил на сцене целый мир, где прошлое встречается с настоящим, а мёртвые говорят с живыми.

 

Единственный персонаж спектакля, которого нет в романе Пушкина, это Гусар в отставке (Владимир Симонов/Артур Иванов). Этот герой –в какой-то степени образ эпохи, а может быть, и многострадальной России – умный, благородный, образованный, но разочарованный в сущности бытия. Тело бравого Гусара изранено войной, а душа, словно выжженная пустыня, полна боли и сурового реализма: искалеченный телом, но не сломленный духом.

Значительная часть слов автора из романа по замыслу Туминаса вложена в спектакле именно в уста Гусара – с одной стороны, он наблюдатель, с другой - участник событий, душой переживающий за судьбы героев и Отечества.

Сценография Адомаса Яцковиса отражает глубину и масштаб спектакля, но в тоже время не отвлекает внимание от действующих лиц.

На всём заднем пространстве сцены под небольшим наклоном раскинулось огромное зеркало, в мутной и мрачной плоскости которого отражаются герои. Эта конструкция создаёт буквально магнетический эффект, словно проецирует тёмные и светлые стороны персонажей.

Отдельную часть сценического пространства занимает балетный станок. Балет тонко интегрирован во всё действие спектакля – этим видом искусства занимаются деревенские девушки, которые после переезда в Москву станут городскими барышнями, балет преподаёт героиня Людмилы Максаковой, воплощающая сразу две роли – заботливой няни Тани Лариной и властного танцмейстера.

Деревенские девушки являются полноправными героинями спектакля, каждая отражает свой характер и судьбу. К слову, спектакль поставлен таким образом, что каждый второстепенный герой, независимо от времени пребывания на сцене, несёт определённую смысловую нагрузку.

Как, например, очаровательный зайчик, встречающийся кортежу Лариных на изнурительном пути из деревни в Москву.

Хореография Анжелики Холиной является концептуальной частью всего спектакля – пластика героев усиливает эмоциональную составляющую каждой сцены.

Например, сцена флирта Онегина с Ольгой на Дне рождении Татьяны воплощена в рапидной стилистике, словно замедленная кинохроника, обнажающая всю нелепость происходящего в этот миг и трагичный исход последующей дуэли.

Также очень характерна сцена «посвящения» деревенских барышень в городских красавиц – прощание с косой.

Спустя несколько мгновений действия юные невесты превратятся в замужних дам, которые возвышенно и обречённо воспарят на качелях ввысь. С одной стороны, эта невероятно красивая и атмосферная сцена символизирует умиротворение и обретение семейного благополучия, но с другой – она пронизана драматизмом и тоской по навсегда ушедшей юности, разбившимся иллюзиям и по утраченной вере в абсолютное счастье.

И, конечно, Татьяна! Мы целенаправленно подробнее говорим о Татьяне ближе к финалу этой статьи, потому что именно Таня Ларина – кульминация всего происходящего на сцене, то робкая и скромная, то порывистая и решительная, но неизменно – искренняя, живая, настоящая, мудрая и зрелая, несмотря на юные годы. «Итакона звалась Татьяной»

Ей чужды интриги, зависть и корысть, кредо Татьяны – достоинство и милосердие. Эта провинциальная девочка, с тонкой, нежной и очень сильной душой и огромным сердцем, стойким характером и несгибаемой волей, безукоризненной честью и порядочностью является не только главной героиней этой истории, но и эталоном любви и верности, честности и добродетели. В постановке Туминаса эту роль воплощают прекрасные Ольга Лерман и Евгения Крегдже. 

«А счастье было так возможно…», - спокойно, уверенно и достойно говорит Татьяна в финальном монологе, и в этой сцене заключена вся боль несбывшихся надежд, как и в глазах Онегина, который не смог уберечь главную и единственную любовь своей жизни.

Римасу Туминасу удалось столько зашифровать в этом удивительном спектакле, что по нему смело можно писать диссертацию или роман.

Мы рекомендуем в новом сезоне обязательно посетить эту удивительную постановку, посмотрев которую каждый вновь откроет для себя Великого Пушкина.

Напомним, что эпиграфом к роману «Евгений Онегин» является строчка Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит!», ставшая крылатым фразеологизмом.

Считается, что именно так Александр Сергеевич Пушкин охарактеризовал своего героя, который торопится жить, но упускает в этой призрачной погоне что-то важное и ценное, которого мучает хандра от нереализованных надежд и разбившихся иллюзий…

Знакомы ли эти чувства нам, жителям стремительного инновационного 21 века? Более чем! И этим ВСЁ сказано!

С юбилеем, Александр Сергеевич Пушкин, спасибо, что спустя два столетия продолжаете «чувства добрые лирой пробуждать» и восславлять свободу!

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь