В День России, 12 июня, в Санкт-Петербургском ДК им.Ленсовета пройдёт спектакль режиссёра Льва Рахлина «Триумфальная арка», по роману великого немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Человек не может выбрать эпоху, в которой ему рождаться и жить, но в его силах быть верным своему достоинству и личному кодексу чести.
Этим определением можно обобщить всё творчество Ремарка, которое вступает в противодействие с жестокостью и насилием, войнами и разрушениями, уничтожениями и раздорами, подлостью, предательством и меркантильностью. Его произведения содержат глобальный смысл о том, что именно Человеческая личность, с её сомнениями и противоречиями, чувствами, принципами, эмоциями является основополагающей в любом времени во всех точках планеты.
Лев Рахлин – режиссёр-сценарист, театральный деятель, автор бесчисленных театральных хитов, как на отечественной сцене, так и за рубежом. Один из его авторских продюсерских проектов – фантасмагория «Кыся» недавно отпраздновал своё пятнадцатилетие.
В спектакле «Триумфальная арка» режиссёр демонстрирует зрителям историю любви, профессионального героизма и самопожертвования через призму своегооригинального авторского видения.
Масштабные, глубокие, философские произведения Ремарка, непросто адаптировать в сценическую интерпретацию. Но, как известно, театр никогда не искал и не ищет лёгких путей.
На примере судеб нескольких людей перед зрителями разворачивается картина всего человеческого общества, фундаментальные ценности которого, в большинстве своём, неизменны с течением времени – честь, благородство, добро, любовь, стремление к миру и гармонии.
Имена актёров Игоря Петренко и Марины Александровой, исполняющих в спектакле главные роли, в геометрической прогрессии увеличивают и так высокий интерес к постановке.
Творчество Игоря и Марины восхищает многогранностью и разнообразием сыгранных ролей в кино, этих блистательных драматических актёров любят миллионы зрителей.
Петренко и Александрова— актёры, наделённые уникальной харизмой и яркой индивидуальностью, способные достоверно, до мельчайших деталей воплощать многоликие образы и передавать безграничную гамму чувств.
Из-за огромной занятости в кинематографе этих актёров не так часто можно увидеть на театральной сцене. Для Марины Александровой после ухода из театра «Современник» в 2011г., «Триумфальная арка» - первая театральная работа.
Для Игоря Петренко, в августе 2017г. отметившего 40-летний юбилей, «Триумфальная арка» -яркое возвращение в лучи Мельпомены после 5-летнего перерыва. До этого Петренко на протяжении нескольких лет играл главную роль в потрясающем, очень любимом публикой спектакле «Ленинградский романс» режиссёра Петера Штайна, поставленного по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат».
"Триумфальную арку" можно назвать актёрским бенефисом Игоря Петренко, ведь именно его герой находится в центре всего действия. Спектакль поставлен таким образом, что Равик (персонаж Петренко) почти всё время находится на сцене и через призму его героя строится вся смысловая нагрузка.
Спектакль «Триумфальная арка», как и произведение Ремарка, насквозь пропитан цитатами, афоризмами, метафорами и аллегориями, но актёрам удаётся, казалось бы, в данном случае почти невозможное – они не декламируют с пафосом и помпезностью речи классика, а устами своих героев органично и гармонично доносят до зрителей глубинный смысл.
Любовь и жизнь, мужчина и женщина, Равик и Жоан…Две потерянные души, пытающиеся наладить личное счастье наперекор судьбе.
Постановка о том, как в ритме безумного века суметь остаться Человеком, не изменить самому себе под гнётом обстоятельств и беспрерывными ударами судьбы, остаться верным своей совести и чести, призванию, сохранить способность любить, помогать, сострадать.
Большая удача для публики, что именно Петренко играет роль Равика - он блистательно раскрывает своего героя, от мимики до жестов, проживает весь спектр эмоций в самой широкой амплитуде. Равик не изменяет себе даже в безвыходных ситуациях, не предаёт свои принципы и профессию - врача.
Марина Александрова, со свойственной ей искренностью, неуёмной энергией и буйством чувств восхитительно воплощает на сцене актрису Жоан, потерянную и сомневающуюся, страдающую и счастливую, страстную и ранимую одновременно.
Другие актёры, участвующие в «Триумфальной арке» также ёмко воплощают разные судьбы и характеры.
Характерен и масштабен собирательный персонаж русского эмигранта, в прекрасном воплощении Николая Чиндяйкина.
Неординарна и по-своему трагичная распорядительница публичного дома Роланда, в эффектной интерпретации Екатерины Волковой. Циничен доктор в прочтении Николая Денисова и меркантильна медсестра Эжени - Евдокия Германова. Жесток и по-фашистски фанатичен немецкий гестаповец Хааке - актёры Николай Козак и Георигий Токолага. Обрамляют центральных персонажей второстепенные, но не менее колоритные - Зита Бадалян, Виктория Ярёменко, Роман Брянский, предстающие сразу в нескольких образах в разных частях постановки.
События происходят в Париже, атмосфера этого города воссоздана на сцене. Рестораны и кабаре, отели и публичные дома, больница и тюрьма – локации меняются молниеносно.
Инсценировка спектакля – Константин Фёдоров, художник – София Матвеева, хореограф – Альберт Альбертс, музыкальный стилист – Ричардас Норвила.
Актёрам под чутким дирижированием режиссёра удаётся на сцене гораздо больше, чем сыграть спектакль. Сыграть можно лёгкую комедию или слезливую мелодраму, повеселив и растрогав зрителей.
В «Триумфальной арке» надо жить, и у актёров это получается! За 2,5 часа перед зрителями рушатся надежды и иллюзии, и, как из пепла, возрождается любовь и вера.
Актуальность и мудрость, пронзительность и острота «Триумфальной арки» поражает!
Хочется надеяться и верить, что как можно больше людей посмотрят и поймут чуткий и тонкий спектакль «Триумфальная арка», затрагивающий темы, о которых надо не просто говорить, а кричать и сейчас, в 21 веке, который хоть и считается эрой прогресса инноваций, всё чаще погружается в варварскую эружестокости и насилия.
Важность и нужность этого спектакля по всемирно известному произведению, ставшему классикой не только европейской, но и мировой литературы, невозможно переоценить.
Спектакль настолько глубокий, что его хочется смотреть снова и снова, открывая тонко завуалированные детали и смыслы.
«Мы живем в век консервов. Нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжевано и даже пережито. Консервы! Остается только открывать банки. Доставка на дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски… », - одна из многочисленных цитат из романа «Триумфальная арка», которая, разумеется, тонко вплетена в контекст спектакля.
Но все же в любой век, в том числе и эру «консервов» Человек – самая бесконечная и безграничная Вселенная, понять которую до конца не может даже он сам.
И человека нельзя запереть в тиски, как, цитируя всё того же Ремарка «нельзя запереть ветер». И это факт. Как и то, что: «Ничего нельзя вернуть. Ничто не возвращается. Так же, как не возвращается прожитое мгновение…»
Спектакль периодически гастролирует по разным городам, в каждом собирая аншлаги.
Символично, что в День России его покажут в Северной столице!
Завершаем репортаж диалогом главных героев:
«Жоан, любовь – не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины... Но жемчужины – те лежат совсем глубоко.
- Об этом я ничего не знаю. Любовь – это когда люди принадлежат друг другу. Навсегда.
Навсегда, подумал он. Старая детская сказка. Ведь даже минуту и ту не удержишь!»
Прошедшие мгновения нельзя вернуть, время неумолимо, но можно и нужно здесь и сейчас, в любых обстоятельствах оставаться Человеком!
Спектакль «Триумфальная арка» по праву можно назвать триумфом важнейших ценностей Человечества!
Корреспондент: Юлия Бурулёва
Фотограф: Вера Парамонова