Творчество великого русского драматурга Александра Николаевича Островского является незыблемым фундаментом театрального искусства: постановки по произведениям писателя из года в год украшают репертуар театров разных городов, не теряют своей актуальности, остроты, являясь отражением глубинной природы человеческой личности, достоинств и пороков, соблазнов и стремлений. Но далеко не все произведения великого классика востребованы у режиссёров обеих столиц и провинциальных театров должным образом.
Пьеса «Дикарка», написанная в соавторстве Александром Островским и Николаем Соловьёвым, ставится на театральных подмостках гораздо реже многих других произведений гениального автора, что, на наш взгляд, является досадным упущением, которое блестяще исправил талантливый режиссёр Юрий Иоффе.
Уютная, камерная атмосфера Сцены на Сретенке, в которой нет границ между сценой и зрительным залом, позволяет зрителям чувствовать себя полностью вовлечёнными в происходящее действие, словно не просто свидетель, а участник событий.
Эти ощущения складываются не потому, что зритель сидит близко и буквально чувствует дыхание артистов, а благодаря прекрасно выстроенным мизансценам, потрясающим диалогам Островского и невероятной экспрессии артистов, увлекающих зрителей в ироничную, весёлую и захватывающую игру, которая тонко коррелируется с жизнью!
Сценография художника-постановщика Анастасии Глебовой погружает в атмосферу старинной дворянской усадьбы второй половины XIX века: раритетная, но довольно обветшавшая мебель и интерьеры, изящный парадный вход, старинный рояль, который не всегда используется по прямому назначению, деревянные стены, в которых хорошо протоплено и уютно зимой и свежо даже в самую жаркую погоду летом…
В это провинциальное имение после долгого путешествия по Европе приезжает поиздержавшийся от разгульной жизни немолодой хозяин дома Александр Ашметьев. Его цель - не навестить престарелую маму и жену, к которой он давно охладел, а пополнить финансовые запасы, чтобы продолжить проживать их в горячо любимом Париже. Чтобы подольше задержать мужа в имении, его экспрессивная супруга придумывает хитрый план - влюбить Александра в молодую свободолюбивую красавицу-соседку - в «дикарку» Вареньку. Эта сомнительная интрига принимает серьезный оборот, предсказать исход которого невозможно.
Кульминационная мысль авторов - развенчание переживших своё время идеалов, утрата лидирующих дворянских позиций, начало эпохи перемен и реформ, которой многие консерваторы активно противились. В пьесе Островского и Соловьева, написанной на четверть века ранее «Вишневого сада», как бы предвосхищаются те процессы российской действительности, которые описаны А.П. Чеховым в начале 20-го века. Всё это, безусловно, прослеживается в сценической версии Юрия Иоффе, но также на первый план выходят семейные ценности, полярные взгляды на жизнь разных поколений и вечное противостояние и притяжение мужчин и женщин.
Помещик Александр Ашметьев в виртуозном воплощении Заслуженного артиста России Евгения Парамонова является главным персонажем этой истории. Стареющий ловелас, маменькин сынок, который никогда не работал, а на протяжении долгих лет кутил, прожигая жизнь, упиваясь разными удовольствиями и бессмысленно тратя деньги. Поэт и дамский угодник, герой привык к комфорту и безделью, к куражу светских раутов и романов без обязательств. В деревне ему скучно, уныло и тоскливо, забота и опека матери, равнодушие эксцентричной жены не добавляют радости деревенской жизни.
Но и отъявленным негодяем Ашметьева назвать язык не повернётся: в трактовке Юрий Иоффе и многогранном воплощении Евгения Парамонова персонаж стал склонен к философии и рефлексии, к анализу своих поступков и их последствий. «В молодости нам даны страсти, чтобы наделать глупости на всю жизнь. В зрелости даётся ум, чтобы раскаяться на всю жизнь», - размышляет герой. Импозантный ловелас не только вскружил голову девушке, но и сам всерьез увлекся ею, даже на какое-то время вспомнил о муках совести и морально-нравственных принципах, только вот надолго ли хватит порядочности «скучающему идеалисту и грешнику»?
«Дикарка» в прекрасном воплощении Анастасии Дьячук - это прелестная молодая девушка, свободная от условностей и не тронутая пороками окружающего мира: искренняя, наивная и непосредственная, открытая всему новому и неизведанному, стремящаяся постигать мир, мечтающая познать настоящую любовь и не приемлющая ложь, подлость, лицемерие и расчёт.
Да, очаровательная Варенька не обучена нормам этикета, действительно немного дика и неотесанна, но, может быть, именно благодаря этому она свободна в своих чувствах, мыслях и поступках?! Не раздумывая, она отказывает в предложении руки и сердца расчётливому бездушному цинику Вершинскому (Игорь Евтушенко), который не умеет любить и мыслит только с точки зрения прагматизма.
Жёстко и одновременно нежно и кокетливо спорит с отцом, управляющим имением Ашметьевых, Кириллом Максимычем Зубаревым, которого ярко и характерно воплощает на сцене Заслуженный артист России Сергей Рубеко (в другом составе - Дмитрий Прокофьев). Кирилл Максимыч очень любит свою дочь и желает ей только добра, но, как это часто бывает, у отцов и детей диаметрально противоположные представления о счастье и гармонии.
Вареньку можно сравнить с Элизой Дулиттл из «Пигмалиона», неслучайно на программке спектакля изображена Галатея. Кстати, в репертуаре Театра Маяковского есть замечательный спектакль «Пигмалион», который также рекомендуем к просмотру: https://worldpodium.ru/news/premera-spektaklya-pigmalion-v-teatre-imeni-mayakovskogo. А ещё Варенька - это немного «Дурочка» из пьесы Лопе де Вега, которая сумела сохранить чистоту души и светлых помыслов, лишена корысти и подлости.
Представитель патриархальных устоев спектакля - мать главного героя, помещица Анна Степановна Ашметьева (её воплощают Людмила Иванилова и Надежда Бутырцева). Эта героиня - символ безраздельной материнской любви и заботы и незыблемость традиций, она против нового во всём, искренне недоумевает - зачем учить крестьян грамоте и открывать школы, сожалеет об отмене Крепостного права и жаждет, чтобы всё оставалось так, как было раньше. Своего единственного сына Анна Степановна оправдывает всегда и во всём. Для неё он по-прежнему маленький мальчик, любой каприз которого сиюминутно удовлетворяется.
Антипод Анны Степановны - жена Ашметьева, Марья Петровна (в этом образе в разных составах предстают актрисы Зоя Кайдановская и Наталья Коренная). Женщина уже не надеется вернуть любовь мужа и не сказать, чтобы она была ей нужна: Марья Петровна, как родоначальница современных феминисток, увлечена делом - собственной фермой и математическими расчётами. Она сама толкает мужа к девушке-дикарке, не задумываясь о последствиях и ни капли не сочувствуя юной и доброй Варе. Сцена с демонстративной молитвой, в которой совсем нет веры и смирения, является последней каплей, уничтожающей даже малейшую эмпатию к этой героине.
Гораздо больше симпатии вызывает молодой элегантный помещик Дмитрий Андреевич Мальков, которого обаятельно и мужественно воплощают Всеволод Макаров и Макар Запорожский. Мальков - человек нового времени и совершенно другой формации, чем помещики старшего дореформенного поколения, он активный и деятельный предприниматель, который не разбазаривает капиталы предков, а трудится, инвестирует и увеличивает доходы. Это предшественник будущего Лопахина, которого так подробно описал Антон Павлович Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». И Мальков, и Лопахин в погоне за приумножением капиталов не утратили способность чувствовать и любить: Мальков искренне влюблён в Варю, а Лопахин, как мы помним, безответно влюблён в Раневскую. Даже немного удивительно: почему Варя воспылала любовью к стареющему «папику» Ашметьеву, а не к молодому энергичному кавалеру. Но всё же надежда, что именно с Мальковым девушка обретёт то счастье, которого она достойна, у зрителей останется.
Особый колорит, кураж и задор всему происходящему действию придаёт сосед Ашметьевых, помещик Михаил Тарасыч Боев, которого великолепно воплощает Заслуженный артист России Виктор Запорожский, а в другом составе - Виктор Довженко. Человек-оркестр и душа компании, который «пьёт и не пьянеет» и всегда выходит «сухим» из воды, находит выгоду в любом деле, умудряется не ввязаться в самый откровенный конфликт интересов и взглядов, оставшись на нейтральной территории. Его жизненное кредо: «Никого не судить и не осуждать!» Тарас Михалыч, без сомнения, знает «Что лучше: шутить и отдыхать или новое сеять?»
Второстепенные персонажи молодого камердинера (Андрей Гусев и Максим Разумец), старого слуги Ашметьевых Сысоя с бравой казацкой выправкой (Юрий Соколов и Андрей Гусев) и очаровательной и проницательной няньки Вари (Елена Мольченко) обрамляют и дополняют всё захватывающее действие спектакля.
Разумеется, важными составляющими спектакля, который смело можно назвать усладой для театралов, являются костюмы Ольги Рябушинской, пластика балетмейстера Натальи Шургановой и музыка композитора Виолетты Негруца. В постановку искусно интегрированы несколько вдохновенных музыкальных номеров - артисты прекрасно поют, а Иван Вихарев играет на балалайке! Редко когда любовные мизансцены выстроены настолько изящно, без намёка на пошлость и без тени «нафталина».
Ироничные шутки про лес, который бездумно продают «направо» и «налево» и про волатильный курс рубля, как будто списаны с нашего времени, проблемы которого, в сущности, ничем не отличаются от современности, как и человеческие пороки и достоинства почти не изменились: мы снова и снова говорим о том, что государственные и политические устройства трансформируются с течением лет гораздо активнее, чем меняется природа человеческой личности, которая во все времена ищет счастье.
Молодые девушки хотят Жить и Любить, жаль, что «папики» в которых порой безрассудно влюбляются восторженные юные создания не всегда оправдывают их надежды.
Юрий Иоффе сделал развязку более оптимистичной, чем у Александра Островского и Николая Соловьёва. А мы искренне надеемся, что необузданная и неукротимая «Дикарка» Варенька непременно найдёт своё счастье и обретёт гармонию, ведь никто и ничто не может «срезать» крылья у таких свободолюбивых бабочек, летящих прямо на огонь!
В загородной усадьбе Помещиков Ашметьевых гостила корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - Сергей Петров, пресс-служба Театр им. В. Маяковского
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.