«Тонкая душевная организация!» - премьера спектакля «Старший сын» в постановке Кирилла Пирогова в Театре Гоголя

Новости

«Тонкая душевная организация!» - премьера спектакля «Старший сын» в постановке Кирилла Пирогова в Театре Гоголя

«Тонкая душевная организация!» - премьера спектакля «Старший сын» в постановке Кирилла Пирогова в Театре Гоголя

Произведения драматурга Александра Вампилова неслучайно называют классикой двадцатого века: драматургу суждено было прожить всего 34 года, но он стал одним из тех, кто навсегда «расписался в списке присутствующих на Земле». «Старший сын» - одна из четырёх гениальных пьес, написанных Вампиловым. Мудрая добрая комедия размышляет о духовности и нравственности, о тонкой душевной организации, которая "многим выходит боком", о порядочности и милосердии.

23 января на Основной сцене Театра Гоголя состоялась премьера спектакля «Старший сын»,  режиссер-постановщик – Кирилл Пирогов.

Великолепный режиссёр, блистательный актёр и педагог тонко прочувствовал глубокий психологизм выдающейся пьесы Александра Вампилова и в тандеме с талантливыми актёрами и постановочной командой смог воплотить его на сцене очень органично и пронзительно.

Премьера приурочена к 30-летию фонда «Семья вместе», часть продюсерских отчислений от каждого показа спектакля направляется на благотворительность, и это символично – «Старший сын» можно назвать гимном семейным ценностям и незыблемым узам, которые далеко не всегда определяются кровными родственными связами.

Казалось бы, простой сюжет произведения затрагивает множество глубоких тем:

Холодным весенним вечером двое молодых «нахалов», провожая случайных знакомых девушек, опоздали на последнюю электричку и застряли в глухом предместье. Обстоятельства заставляют их стучаться в двери теплых квартир, одна из которых оказывается, наконец, открытой. Пользуясь случаем, молодые люди решили пошутить, а заодно и согреться. Зашли на пять минут, не предполагая, что один из них, возможно, останется «на всю жизнь». Так авантюрная выходка, анекдот, начавшийся с обмана, становится историей об отцах и детях, сердечности, любви и доброте.

Эпиграфом спектакля, который запечатлён на программке стала цитата Александра Вампилова: «Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, надежда, мираж — все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии, — он еще человек и его существование имеет смысл».

«Не дай бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову!»

В главных ролях – Александр Самойленко (он также является сопродюсером спектакля) и Илья Антоненко.

Александр Самойленко очень трогателен в роли Андрея Григорьевича Сарафанова, артист прекрасно передаёт доброту, наивность, неподдельную искренность, доверчивость и порядочность этого удивительного человека, который сумел сохранить в себе детскую непосредственность и сострадание. Герой живёт со стойким убеждением, что все люди братья, а человек человеку друг! Именно этому посвящена оратория, которую он скрупулёзно пишет…

Александр Самойленко, актер, продюсер, исполнитель роли Сарафанова в спектакле «Старший сын»: «Про Вампилова можно говорить часами. Я очень люблю этого автора. «Старший сын» — это комедия, напоминающая пьесы Антона Павловича Чехова. Текст и ситуации, которые происходят в ней, очень чеховские. И в то же время она звучит актуально и современно, как и проблемы, о которых пишет Вампилов - они касаются взаимоотношений между детьми и родителями. Но самое важное – вся пьеса пронизана любовью. Любовь скрепляет взаимоотношениях всех героев. Это и возникшее чувство между Бусыгиным и Ниной, и трепетная, отцовская любовь Сарафанова к своим детям. А когда в спектакле есть любовь, то зрителю становится интересна история на сцене». 

Илья Антоненко в роли Бусыгина проходит путь от дерзкого парня, выросшего без отца, до настоящего мужчины, который отвечает за свои поступки. Сначала Владимир уверен, что моральный облик Сарафанова, заглядывающего ночью в гости к Макарской, отнюдь не благопристоен: в нём просыпаются детские обиды, поэтому Бусыгин подыгрывает Сильве в обмане, невольно желая отомстить в лице Андрея Григорьевича своему отцу, которого Бусыгин  никогда не видел. Но в ходе развития событий, когда парень близко знакомится с Сарафановым и его семьёй, ему становится по-настоящему стыдно, что он вынужден их обманывать.

Пытаясь найти ночлег в чужом дворе и согреться, Бусыгин обретает по-настоящему родных людей, духовно и душевно, и во многом находит самого себя. Порядочный, справедливый, честный парень проявляет искреннее участие и сочувствие к, казалось бы, посторонним людям, они становятся ему близкими и родными. Да, по крови они не родственники, но между людьми существуют узы, которые гораздо более прочнее кровных.

А ещё герой влюбляется в дочку Сарафанова Нину (Юлия Максютина) и она, сама того не желая, отвечает ему взаимностью.  Нина - серьёзная молодая девушка, которая думала, что знает, чего хочет от жизни, спланировала брак с перспективным и во всех аспектах вроде бы положительным человеком, выпускником лётного училища Кудимовым (Александр Хотенков/ Александр Хохлов). Встретив Бусыгина, девушка постепенно понимает, что такое настоящая любовь и что сердцу не прикажешь.

Не может приказать сердцу и обуздать свою первую страсть и Васенька (Александр Денисов и Павел Комаров): в герое бурлит неиссякаемая энергия юности.  Столкнувшись с безответной первой любовью, импульсивный парень готов наделать глупости. Он непременно повзрослеет и, конечно, и на его улице будет ещё праздник!

Случайный приятель Бусыгина Сильва (Анон Лызо и Егор Попов) сильно отличается от персонажей, живущих сердцем. Понятий порядочности и чести для Сильвы не существуют: если ему выгодно, он переступит через всё и через всех. «С женщинами главное не забывать, что на свете существует много других женщин», - в этой фразе заключён весь герой. И не только применительно к женскому полу, а в эгоистичном и потребительском отношении ко всем и ко всему.

«Свет раскололся на женихов и нахалов: с женихами скучно, с нахалами слёзы!»: восклицает Макарская (Мария Лисовая и Алёна Гончарова). Работающая секретарём в суде героиня, насмотрелась на бракоразводные процессы и уже не верит в чистую, трепетную любовь, но ещё продолжает мечтать о тихом семейном счастье. И кто знает, может быть, искренняя порывистая любовь Васеньки растопит её сердце, а разница в возрасте в определённый момент перестанет быть существенной преградой?

«Карусель судьбы»

Сценографию спектакля создал Максим Обрезков, один из самых востребованных художников, который всегда очень тонко и точно чувствует постановку и все режиссёрские замыслы.

Декорации спектакля довольно просты, но очень понятны – простой провинциальный дворик, скромные интерьеры дома Сарафановых, балкон Макарской.

Во втором действии центральная часть сценографии – детская карусель, но которой проходят многие кульминационные моменты.  Это очень тонкая метафора: вся наша жизнь карусель, которая крутится в стремительном ритме дней, и никогда не знаешь, когда она полетит со стремительным ускорением, а когда – остановится…

Художник по костюмам Мария Данилова облачила героев в костюмы, соответствующие эпохе и подчеркивающие индивидуальность каждого героя: одетый с «иголочки» Сарафанов контрастирует с Бусыгиным, свитер которого словно изъеден молью. Родственные души не в одежде, а в чём-то большем. Под стареньким свитером Володи бьётся чуткое отзывчивое сердце, в отличие от равнодушного эгоиста и франта Сильвы, для которого чужды понятия порядочности и чести.

Стильные наряды Макарской характеризуют её как деловую леди. Очень удачная находка спектакля – музыкальная композиция «Когда разлюбишь ты» в восхитительном воплощении Майи Кристалинской. Пронзительный шлягер конца 70-ых очень гармонично дополнил и обрамил тёплую атмосферу глубокого спектакля.

Можно смело сказать, что на сцене Театра Гоголя родился очень светлый, добрый и душевный спектакль, который пробуждает в публике то, что по тем или причинам уснуло в динамике меркантильного мира.

 «Старший сын» в постановке Кирилла Пирогова и в воплощении замечательных актёров разных поколений  пробуждает в зрителях «внутреннего ребёнка», мотивирует вспомнить, что  искренность, наивность, доверчивость, доброта, милосердие и бескорыстие - это неотъемлемые качества человеческой души. И пусть тех, кто убеждён, что «все люди - братья», будет больше в нашем мире,  а «тонкая душевная организация» вновь станет признаком достоинства.

В ближайшие дни «опоздать на электричку» вместе с Бусыгиным и Сильвой и отправиться в гости к Сарафанову можно 21 февраля, 7 и 28 марта.

 

Прекрасный спектакль смотрела корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра Гоголя

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь