«У каждого дерева своя кора, как у человека лицо», - Михаил и Николай Ефремовы в спектакле «Посадить дерево»

Новости

«У каждого дерева своя кора, как у человека лицо», - Михаил и Николай Ефремовы в спектакле «Посадить дерево»

«У каждого дерева своя кора, как у человека лицо», - Михаил и Николай Ефремовы в спектакле «Посадить дерево»

Древний постулат гласит, что настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Последовательность действий сего алгоритма является вариабельной, а вот сам постулат для многих истинных «мужиков» становится жизненным кредо и приобретает самые неожиданные формы.  

Театральные корифеи решили поразмышлять на эту тему сквозь призму тонкого юмора, острого гротеска и доброй иронии, через вечный  конфликт отцов и детей, полярных взглядов на жизнь разных поколений. 

13 и 15 января на сцене театра «Практика», 14  января - на сцене Театра имени Пушкина продюсер, генеральный директор международного театрального агентства «Арт-Партнёр XXI» Леонид  Роберман и Театр «Практика» представили спектакль «Посадить дерево», поставленный по одноимённой пьесе драматурга Алексея Житковского.

Режиссёром постановки выступила Заслуженная артистка России, Лауреат Государственной премии РФ Марина Брусникина, которая предложила пригласить на главные роли отца и сына, Заслуженного артиста России, любимца публики Михаила Ефремова и его сына, рождённого в браке с актрисой Евгенией Добровольской, талантливого актёра театра и кино, выпускника актерского факультета ГИТИСа Николая Ефремова.

 Сказать, что эти актёры – стопроцентное попадание в своих героев, не сказать ничего – Михаилу и Николаю Ефремовым под чутким руководством неординарного режиссёра удаётся не просто сыграть острую и хлёсткую пьесу, а прожить её на сцене, превратив полтора часа действия в искромётную феерию эффектных диалогов, глубоких тем и фатальных размышлений.

Спектакль начинается с монолога режиссёра, в деталях рассказывающего о технологии посадки деревьев, которая, конечно же, содержит множество нюансов и деталей и далеко не так проста, как может показаться.

Благодаря оригинальной световой инсталляции Максима Бирюкова на сцене разворачивается живописное поле, созданное художником Николаем Симоновым.

«Остроумный сюжет, задумывавшийся драматургом, «как шутка или эксперимент с элементами комедии и абсурда» рассказывает о том, как однажды отец привел сына в поле, чтобы вместе сделать программную вещь: посадить дерево. Но сын начал задавать неудобные вопросы, да и поле оказалось не таким простым, как казалось на первый взгляд», - точно, попадая метко в цель, характеризует синопсис спектакля, при этом не раскрывая интриги: на какое такое поле забрели наши герои?

В спектакле «Посадить дерево» перед публикой разворачивается вполне стандартный семейный диалог, амплитуда которого постоянно трансформируется от мирной беседы до конфликтных нот.

Постановка «Посадить дерево» - не только о проблемах отцов и детей, но и о той ментальной пропасти, которая разделяет поколения.

Отец вырос в СССР и искренне гордится тем, что знал так много – и про Гондурас, и про анатомию, и в восьмом классе средней школы самостоятельно сажал рябину: «Мы в Советском союзе институтов не кончали, но так много всего знали! - ностальгирует отец, -  всё знали, всё умели, всё могли!»

Сын – современный программист, «продвинутый», модный, в меру пофигистичный, но при этом далеко не глупец, как иногда думает отец: во многих аспектах сын гораздо более рассудителен и мудр, не вспыльчив, находчив,  креативен.  Виртуальная реальность и другие чудеса инноваций гораздо более доступны и понятны молодёжи, мыслящей нешаблонно и нестандартно.

Разумно: если отец старше и опытнее, сажал рябину, значит знает больше, но ведь не обо всем? Например, в компьютерных технологиях отец, словно ребёнок, не понимает ничего, как и в ряде жизненных реалий.

«Медленно ты соображаешь, а ещё программист! Без корней дерево жить не может! Без корней оно упадёт!» - недоумевает холерик-отец над глупыми (на его взгляд) вопросами сына.

Аллегоричная корреляция дерева с человеком, который так или иначе является лишь ветвями в большой корневой системе его генеалогического дерева - традиций, заложенных его предками.

Без прошлого нет будущего, но без прогресса невозможно развитие, тем более что эволюция и деградация– две стороны одной медали.

Зрители наблюдают разные взгляды отца и сына абсолютно на всё -  что для старшего поколения кажется очевидной аксиомой, молодёжь подвергает сомнениям и доказательствам. «В принципе», «теоретически», «прагматически»… Сомневающиеся фразы сына раззадоривают отца, а неудобные вопросы ставят его в тупик.

Логично, что ряд вещей, которые отец считает незыблемыми, сын ставит под сомнения – так было, так есть и так будет. Михаил Лермонтов ещё в 19 веке написал: «Сын боготворит, что проклинал отец, чтобы в этом убедиться – до седин дожить не нужно: есть всему конец…»

Противопоставление выражено и во внешнем виде героев – камуфляжный костюм отца, в котором многие заядлые туристы узнают образ среднестатистического любителя леса, охоты и рыбалки, и модный, но гораздо менее практичный «прикид» сына. Художник по костюмам – Мария Данилова. В ряд сцен искусно интегрированы оригинальные хореографические находки Олега Глушакова.

В определённый момент блестящий дуэт отца и сына на сцене превращается в квартет – к захватывающему действию присоединяются два других героя, в прекрасном воплощении актёров – Валерия Трошина и Олега Тополянского, играющих охранников загадочного поля, на котором почему-то не растут деревья.

Детали  сюжета мы раскрывать не будем, но именно нестандартное мышление сына в финале спасёт непростую ситуацию, которая вполне могла стать трагической.

История вновь и вновь продемонстрирует, что взрослый сын в ряде вещей вполне может стать наставником для отца, проявив и мудрость, и деликатность, и что диалог и компромисс – единственно верный выход из любых конфликтов.

Финальные поклоны, когда актёры ударяются лбами о прочное стекло вместо того, чтобы просто обойти его, тонкая корреляция с «твердолобостью» и упрямством многих из нас: очень часто нам проще удариться головой о стену, чем немного изменить маршрут.

Маневренность, дипломатия, рассудительность для многих из нас остаются лишь словами, которые, увы, неприменимы на практике.

«У каждого дерева своя кора, как у человека лицо», - эта фраза отца - символичная метафора, говорящая о том, что каждый из нас – уникальная индивидуальность, которую надо уважать независимо от возраста, взглядов и ценностей.

Спектакль «Посадить дерево» доносит до каждого из нас понимание того, насколько важно уметь слышать и слушать тех, кто рядом с нами, проявлять участие, интерес, милосердие. 

По сути это и есть ответственность, о которой так громко и яростно кричит отец!

Постановка «Посадить дерево» для представителей разных поколений вполне может стать действенным тренингом по преодолению тех «троп войны», которые между ними пролегают, и сделать так, чтобы родных и близких людей никогда не разделяло «поле боя» и «яблоко раздора».

Настоятельно рекомендуем всем сходить и посмотреть этот глубокий и при этом весёлый спектакль, который с лёгкой руки Леонида Робермана будет идти на ведущих площадках столицы.

Ближайшие даты спектакля:

21 января – Театр им. Пушкина

3 февраля – Театр им. Моссовета

13 февраля – Театр Практика

24 февраля – Театр Содружество актёров Таганки

 

В «детали» селекции и генетики погружалась:

Корреспондент: Бурулёва Юлия

Фото предоставлены пресс-службой спектакля, фотограф -  Александр Куров

Читать также

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь