Человеческую цивилизацию населяют Мужчины и Женщины. Это те вселенные, которые не могут существовать отдельно, но между ними существует непреодолимая пропасть – в ментальности и психологии. На пути друг к другу эти галактики с мощным противоположным зарядом притягиваются, преодолевая разные слои атмосфер.
В Московском Театре им. Евгения Вахтангова постоянно расширяют горизонты и ломают консервативные стереотипы. Спектакль «Бовари», поставленный по знаменитому французскому роману Гюстава Флобера, именно такой.
Ближайшие даты показа спектакля - 30 октября, 4 и 19 ноября. А мы решили вспомнить рецензию Юлии Бурулевой и фоторепортаж Веры Парамоновой с премьеры потрясающей постановки.
Премьера «Бовари» состоялась 22 марта 2018 г. на Симоновской сцене Театра им. Е. Вахтангова. Точнее будет формулировка – на сценах, ведь действие этого спектакля пройдёт сразу в двух зала Симоновского пространства: в Амфитеатре и Камерном зале. Часть первого отделения проходит в Амфитеатре, потом зрители, увлекаемые актёрами, переходят в Камерный зал, словно, как и главные герои, совершают переезд в другой город.
В этой сценической находке можно провести корреляционную параллель с иммерсивными шоу, имеющими большой успех у публики. И это сравнение будет вполне корректным, ведь в «Бовари» Вахтанговского театра зрители чувствуют себя не просто наблюдателями, а знакомыми или приятелями героев, которые наблюдают за происходящими событиями в их жизни.
А наблюдать есть за чем! В спектакле бушуют страсти, вершатся судьбы, на кон желаниям и порывам ставятся жизни.
Роман Флобера признан одним из шедевров мировой литературы.Однако современники Флобера восприняли произведение неоднозначно и даже агрессивно. После публикации романа в журнале «Ревю де Пари» Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Реалистический психологизм был признан оскорблением общества.
Спектакль начинается с судебного заседания, в котором звучат реальные речи прокурора и адвоката, основанные на архивных документах. Козырем обвинения становится фраза из романа «Грязь супружеской жизни», а главным аргументом адвоката: «Роман - побуждение к добродетели через демонстрацию ужасов порока». У Флобера был очень эрудированный адвокат, и в нелепом уголовном преследовании писателю был вынесен оправдательный вердикт.
По прошествии времени смело можно утверждать, что «Мадам Бовари» Флобера - не только литературное достояние, но и энциклопедия человеческой личности, со страстями, сомнениями и бесконечной борьбой с самим собой.
Режиссёру и автору инсценировки Ольге Субботиной, известной своими кино и театральными работами, удалось трансформировать огромный роман в блистательный спектакль.
Несмотря на трёхчасовой хронометраж и длительные диалоги, события развиваются увлекательно и динамично, зрители внимательно следят за происходящим, сочувствуют и сопереживают героям или осуждают их.
В постановке задействован великолепный актёрский ансамбль, каждый из актёров, по словам Субботиной, не просто исполнитель, а полноценный соавтор своей роли.
В роли Эммы Бовари — заслуженная артистка России Анна Дубровская и заслуженная артистка России Наталья Масич. У обеих актрис – своя Эмма, символ истинной женщины, готовой во имя безграничной любви и всепоглощающей страсти на всё.
Потрясает Владислав Демченко в образе Шарля Бовари. Актёр на полутонах, без гипербол передаёт разнообразную гамму чувств - от беззаветной преданности и робкого томления до полного разочарования и всепрощения.
Кирилл Рубцов воплощает сразу два персонажа. На суде актёр предстаёт в образе Флобера, а в контексте самого спектакля играет главную и единственную любовь в жизни Эммы - Рудольфа Буланже. В этом образе представлен яркий гротеск. Ох, сколько женщин узнают в Рудольфе знакомые черты природных ловеласов, которых в наше время принято называть «мачо».
В спектакле участвуют: Ольга Гаврилюк, Светлана Йозефий, Федор Воронцов, Юрий Красков, Валерий Ушаков, Михаил Васьков и Юрий Поляк.
Сценограф и художник по костюмам Максим Обрезков под чутким руководством Субботиной создал завораживающее пространство. Декорации лаконичны, но ёмки, каждая деталь вносит свою атмосферу и колорит.
И костюмы персонажей отражают их характер. От безликого наряда Шарля до модных туалетов Рудольфа. От нежных девичьих платьев Эммы до роскошных туалетов мадам Бовари. Отдельного внимания заслуживает шарфик героини, то романтично-развевающийся на ветру, то способный задушить её в тисках своих же грехов и общественных предрассудков.
Несмотря на то, что одноимённый роман называется «Мадам (Госпожа) Бовари», создатели назвали спектакль просто «Бовари». Что логично, ведь произведение отнюдь не только о судьбе Эммы, оно гораздо шире, масштабнее и многограннее. Спектакль начинается с фразы Флобера: «Мадам Бовари – это я».
Словно искусное кружево, роман соткан в захватывающе повествование, где нет 100%-ых злодеев и героев, где у каждого своя мотивация, стремления и иллюзии.
Отдельно хочется восхититься великолепием русского языка, на котором говорят герои. В то время, когда вокруг стремятся замусорить наш Великий язык разнообразными иностранными терминами, на сцене Вахтанговского из уст героев, подобно музыке, льётся восхитительная речь, насыщенная эпитетами, аллегориями и олицетворениями. Перевод Флобера филигранно осуществил Николай Лебедев.
Каждый человек в той или иной степени сталкивается с диссонансом причинно-следственной связи потребностей и возможностей, желаний и обязательств, целей и задач. Жизнь так устроена, что день ото дня ставит перед нами нелёгкие задачи: ради достижения целей и исполнения желаний, порой приходится жертвовать очень многим…
У Рэя Брэдбери есть мудрая цитата: «Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: «Что-то не то происходит», или «Она меня бросит», или «У меня уже раз обжёгся, а потому…» Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз».
Эмма Бовари прыгнула к свободе и неизвестности! Да, это обернулось трагедией, но ведь она попробовала изменить свою жизнь и стать счастливой…
Имеет ли право бескомпромиссное общество судить эту женщину? Отнюдь!
Но лучше всё же не совершать по жизни таких ошибок, ведь для каждого предательства рано или поздно неминуем закон бумеранга.
Корреспондент: Бурулева Юлия
Фотограф: Парамонова Вера