«Искусство — начало Вселенского хаоса»: этот известный афоризм нельзя назвать аксиомой. Зачастую именно искусство, в особенности литература, театр и кинематограф, те связующие нити реальной действительности и фантазий воображения, которые способны натолкнуть на важные и нужные мысли, могут помочь разобраться в себе, понять и принять мотивацию окружающих. Но также нельзя отрицать тот факт, что при создании произведений искусства без хаоса не обойтись - муки творчества свойственны многим выдающимся людям: без сомнений, противоречий, страстей едва ли можно что-либо создать.
В основе постановки – сценарий Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди; инсценировка Станислава Барышникова.
Молодой талантливый режиссёр никогда не ищет лёгких путей в своих постановках, не идёт проторенными дорожками - Лейла Абу-аль-Кишек из тех, кто не боится выходить за общепринятые рамки и шаблоны и открывать новые горизонты в искусстве и в самой себе.
«Феллини. 8 1/2» - четвёртая работа Лейлы Абу-аль-Кишек в Театре Вахтангова, одном из самых успешных и востребованных у зрителей Храмов Искусства. Её спектакли «Фрида. Жизнь в цвете», «Нижинский. Гениальный идиот», «Обещание на рассвете» тепло встречены и зрителями, и критиками.
Примечательно, что все постановки объединяет одно - в их основе биографии реальных людей, каждый из которых является легендой своей сферы деятельности и олицетворением целой эпохи.
В основе спектакля «Феллини. 8 1/2» - знаменитый фильм выдающегося режиссёра, который по праву считается классикой мирового кинематографа, и биография Федерико Феллини.
Лейла Абу-аль-Кишек:
«Мне хотелось найти необычную и редкую историю для театра. Творчество Феллини всегда привлекало меня, и я давно искала возможность соприкоснуться с ним. Киноязык Феллини очень театрален.
Спектакль «Феллини. 8 1/2» не является буквальным переложением киносценария для театральной сцены. Эта история об итальянском кинорежиссёре Гвидо Ансельми, пронизанная иронией и тонким юмором, практически автобиографичная история самого Федерико Феллини.
Феллини рисует портрет творческого человека в реальном мире, в его фантазиях, снах и воспоминаниях. Всё это крайне привлекательно для сцены».
Пьеса написана на основе киносценария «8 1/2» и фактов биографии Феллини. Спектакль будет интересен и понятен как поклонникам творчества гениального Федерико Феллини, так и тем, кто не знаком с кинолентами режиссёра: сюжет произведения так или иначе откликается в каждом человеке - да, не все мы снимаем фильмы или создаём другие произведения искусства, но у каждого человека в подсознании есть незакрытые гештальты, нереализованные амбиции, личностные страхи, сомнения, стремления и соблазны, взаимодействующие друг с другом в «броуновском движении» мыслей, поступков, принятых или не принятых решений.
Успешный кинорежиссёр снимает дорогостоящий фильм, но переживает сильный творческий и личностный кризис. Чтобы преодолеть сложный жизненный этап, он обращается к своему подсознанию, воспоминаниям из детства, снам и фантазиям. Эти поиски приводят героя к неожиданным открытиям и ставят перед непростым выбором...
Сказать, что один из самых любимых зрителями российских актёров на 100 процентов попадает в свой образ, не сказать ничего: в этом талантливом актёре гармонично сочетаются мощная мужская харизма, яркая индивидуальность, способность достоверно проживать на сцене и киноэкране самые разные судьбы и воплощать самые противоречивые характеры.
Владимир Вдовиченков во всей палитре эмоций и спектре чувств на протяжении почти трёхчасового действия органично балансирует между сознательным и бессознательным, здравомыслящим и безумным. Реальные события в воображении героя соседствуют с вымышленным, иллюзорным миром.
Актёр не пытается копировать героя киноленты или воссоздать образ режиссёра Феллини, что абсолютно логично: никто из нас доподлинно не знает, каким Феллини или кто-либо другой был в жизни.
Вдовиченков восхитительно создаёт на сцене противоречивый образ человека, запутавшегося во внешнем и внутреннем: у каждого в глубине души есть зарытые обиды, предательства, разочарования, и никто не знает, когда и как этот «вулкан страстей» может вырваться наружу, и насколько он окажется испепеляющим? Конфликт личности и среды актуален во все времена.
«Во мне твои боли болят, во мне твои копятся силы», - эта строчка из стихотворения знаменитого поэта Андрея Дементьева как нельзя точно характеризует образ супруги Гвидо, которую блестяще воплощает заслуженная артистка России Анна Дубровская. Луиза - эталон безграничной силы духа и терпения, истинная женщина, которая бесконечно любит своего гениального, но странного мужа, и поддерживает его, прощая измены и невнимание, даже тогда, когда, кажется, её силы на исходе.
В образе Луизы нет фарса, шаблонов, в каждом движении, жесте, взгляде чувствуется любовь и преданность. Любовь, как известно, может быть как спасительной, так и губительной. Поддержка супруги станет для режиссёра той «соломинкой», которая вытащит его из пучины глубочайшего творческого и личностного кризиса.
Каждый герой вносит свою лепту в развитие действия, на сцене взаимодействует прекрасный ансамбль, а не разрозненный набор актёров.
Гибкая, грациозная Клаудия в восхитительном воплощении Аси Домской - очаровательная муза главного героя. Если в первом отделении кажется, что Клаудия - лишь фантазия и «крылатый Пегас» мечты, то потом оказывается, что это реальная женщина, которую воображение Гвидо идеализирует и доводит до совершенства.
Эффектна, экспрессивна, элегантна и эротична Карла в воплощении Яны Соболевской.
Обаятельна и острохарактерна ожидающая своего «звёздного часа» Мадлен в воплощении Натальи Масич, вульгарна и бесцеремонна Глория (Карина Койцман и Ирина Смирнова).
Гротесково-гиперболизирована Жаклин Бонбон, которую блистательно воплощает заслуженная артистка России Вера Новикова. Этот персонаж в нелепой балетной пачке - олицетворение неумолимого времени, с которым никто не способен заключить компромисс…
Сцена вымышленного гарема, который во всём своём многообразии существует в воспалённом воображении Гвидо, очень показательна и атмосферна: в ней чётко отражён диссонанс внутреннего и внешнего в душе режиссёра, заблудившегося в своих сомнениях, страхах и страданиях.
Колоритны и обаятельны персонажы Олега Форостенко, Владислава Демченко и все другие герои.
В спектакле нашлось место и клоунаде - к этому жанру Феллини относился с особым трепетом. Актёр Юрий Красков в первом действии предстаёт в образе Кардинала, а во втором появляется на сцене в роли клоуна Рума. Как мы понимаем, оба героя - плоды воображения режиссёра, а Рум является своеобразным Альтер-эго Гвидо. В одной из мизансцен герой Вдовиченкова снова и снова безуспешно пытается надеть пиджак, и эта задача оказывается крайне сложна. Возможно, это тонкая метафора к тому, что «не стоит замахиваться на непостижимое» и что при потере ориентира в пространстве, надо уметь остановиться и трезво оценить обстановку.
Фатальные кризисы свойственны почти каждого человеку, а творческим личностям - особенно. Неслучайно, например, ходят легенды о переходном возрасте, тотальном перевороте сознания в 40 лет или кризисе 50-летних.
Но одним удаётся преодолеть кризисный рубикон и идти дальше по дорогам судьбы, а другие, как из болота, на протяжении длительного времени не могут выбраться из кризиса, словно в водоворот, вовлекая туда своих родных и близких.
Инсценировка Станислава Барышникова воссоздаёт перевод культовой киноленты, и это крайне сложная задача: в арсенале кинематографистов - разные природные и интерьерные, локации, общие и крупные планы, в театре - сцена и зрительный зал. Благодаря камерному пространству Новой сцены в зале нет границ между артистами и публикой, воссоздан эффект иммерсивности - зрители ощущают себя не свидетелями создания будущего киношедевра, а его участниками.
Как и фильм, спектакль нетороплив - словно изысканное дорогое вино, его нужно «вкушать» небольшими глотками, всё глубже и глубже погружаясь в рефлексию главного героя, расшифровывая множество искусно завуалированных смыслов, которыми пронизана каждая мизансцена, проводя параллели со своей личностью…
Мудро заметил Чарли Чаплин: «Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги».
Это очень хорошо прослеживается в сцене пресс-конференции, на которой «акулы пера» стремятся разорвать и без того растерянного и почти раздавленного режиссёра. Но как бы тяжело и трудно ни было, каждая творческая (и не совсем творческая) личность мечтает обрести крылья, и ради этого вдохновенного полёта готова если не на всё, то на многое. Свобода личности и независимость творчества, увы, пока так и остаются иллюзией, как зыбкий, хрупкий сон, который может в любую минуту прерваться!
Искусство, в целом, а театр, в частности, субстанция живая и гибкая. В хороших спектаклях, как правило, нет чётких «да» и однозначных «нет», а каждый зритель воспринимает происходящее на сцене сквозь призму личного восприятия и своей индивидуальности.
В действие спектакля ««Феллини 8 ½» публика погружается с самых первых минут, динамика и эмоциональность не отпускают на протяжении всего трёхчасового спектакля, а после его завершения хочется думать, размышлять, переосмысливать, открывая новые грани и тонко завуалированные детали не только в героях, но и в самих себе.
Человек – существо с тонкой душевной организацией и мобильной психикой, которую легко вывести из равновесия. Неслучайно многие психологи уверяют, что мысль материальна, и зародившееся в душе зерно сомнений, питаясь тревогами, растёт, как снежный ком, что в конечном итоге мучительно разрушает не только личность человека, но и жизнь его близких.
Балансируя на грани абсурда и реальности, используя разные драматические краски и сценические инструменты, «Феллини» говорит с публикой об очень важных вещах.
Спектакль Лейлы вскрывает воспалённые нарывы и вполне может стать действенным лекарством, которое обладает терапевтическим эффектом. Да, не все болезни поддаются лечению, однако когда речь идёт об уязвимой человеческой психике, очень многое зависит от самого человека и терпения его близких: чтобы какая-либо терапия имела эффект, важно во время её распознать и начать непростой процесс реабилитации.
Свой первый театральный сезон «Феллини. 8 1/2» с успехом закрыл 11 июня. В новом сезоне рекомендуем следить за афишами и заранее заботиться о билетах - желающих пройти действенный сеанс психоанализа под чутким руководством восхитительных актёров самого аншлагового театра страны бесконечное множество!
В иллюзорный мир «Феллини. 8 1/2» погружались:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Парамонова Вера
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.